Дело №2-872/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» мая 2017г. г.Новосибирск
Советский районный суд города Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Власовой О.В.
При секретаре Корниенко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестерова М. И. к мэрии г.Новосибирска о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л :
Нестеров М.И. обратился в суд с иском к мэрии г.Новосибирска о признании права собственности, указав, что с 1977 года по настоящее время он является фактическим собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также земельного участка, на котором находится жилой дом. Указанный дом принадлежит ему на основании договора дарения №, заключенного с Н. Переход права собственности был зарегистрирован в Бюро технической инвентаризации. За регистрацией права в Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории НСО, правопреемником которого является Управление Росреестра по НСО, он не обращался, считал, что дом итак находится в его собственности. Кроме того, был утерян договор дарения, без которого обратиться в орган, производивший государственную регистрацию, не представлялось возможным. С декабря 1977 года он владеет недвижимым имуществом добросовестно, открыто и непрерывно, из его владения жилой дом и земельный участок не выбывали, бывший собственник и наследники о своих правах на него не заявляли. Он нес бремя содержания имущества, оплачивал текущий и капитальный ремонт, вел хозяйство, оплачивал расходы на содержание инфраструктуры жилья и земельного участка, зарегистрирован в доме с 1974 года. Считает, что приобрел право собственности на жилой дом в силу приобретательной давности. Поэтому просит признать за ним право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Истец Нестеров М.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания был извещен, просил дело рассматривать в его отсутствие. Его представитель Кушнир Я.М. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика мэрии г.Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания был извещен.
Представитель третьего лица администрации Советского района г.Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания был извещен. В отзыве на иск указал, что спорный объект имеет признаки самовольной постройки, поскольку документы, подтверждающие право собственности на земельный участок, у истца отсутствуют. Приобретательная давность не может распространяться на самовольно возведенное строение, расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке. Земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом, как объект права отсутствует, не установлены и не утверждены его границы, не определена площадь, участок не поставлен на кадастровый учет. Против удовлетворения заявленного требования не возражает, только если судом будет установлено, что истец добросовестно, непрерывно, открыто владеет жилым домом с 1977 года, то есть более 15 лет, а также при условии, что со стороны третьих лиц отсутствуют правопритязания на земельный участок и расположенный на нем спорный жилой дом. Просил дело рассматривать в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца Кушнир Я.М., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 26.12.1977 между Н. и Нестеровым М.И. заключен договор дарения, по которому Н. подарила сыну Нестерову М.И. домовладение, состоящее из жилого дома бревенчатого, жилой площадью 39,2 кв.м, полезной площадью 51,7 кв.м, с тремя сараями тесовым, баней бревенчатой и ограждением тесовым, находящееся в <адрес> на участке земли 600 кв.м. Даримое домовладение принадлежало Н. на праве личной собственности по договору купли-продажи, удостоверенному нотариальной конторой 28.10.1969 по реестру № (л.д.53-54). Данный договор был зарегистрирован БТИ <данные изъяты>, по заключению которого объект недвижимого имущества – жилой дом по <адрес> зарегистрирован за Нестеровым М.И. (л.д.9).
16.11.2011 зданию присвоен кадастровый номер №, и оно внесено в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д.10).
Согласно паспорту домовладения от 17.03.1983 № жилой дом по адресу: <адрес> имеет полезную площадь 51,7 кв.м, жилую площадь -39,2 кв.м, состоит из 5 комнат (л.д.18-19).
Согласно техническому паспорту спорного домовладения, составленному на 16.01.2017, жилой дом по <адрес> имеет жилой пристрой, 2008 года постройки, площадью 4,7 кв.м с назначением помещения «сан. узел», в результате которого общая площадь жилого дома составила 56,4 кв.м, жилая площадь - 39,2 кв.м, вспомогательная площадь - 17,2 кв.м, число помещений составило 6.
Истец настаивает на признании за ним права собственности на данный объект недвижимости в силу приобретательной давности.
Согласно ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Из разъяснений Верховного Суда РФ, данных в п.15 постановления Пленума ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 10 и ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ от 29.04.2010 N 22 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ», следует, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Исходя из положений приведенной выше нормы закона, разъяснений Верховного Суда РФ, фактических обстоятельств дела, установленных на основе собранных по делу доказательств, анализ и оценка которым даны по правилам ст.67 ГПК РФ, суд не находит оснований для признания за Нестеровым М.И. права собственности на жилой дом <адрес>, кадастровый номер № в силу приобретательной давности.
Суд исходит из того, что изначально право собственности на домовладение, расположенное по указанному адресу, было приобретено Нестеровым М.И. по договору дарения от 26.12.1977. В 2008 году объект был реконструирован, в результате чего изменились его параметры (количество помещений, общая площадь). Оснований для признания за истцом права собственности на реконструированный жилой дом в силу приобретательной давности суд не усматривает.
О признании права собственности на спорный объект по иному основанию истцом не заявлено.
Поскольку суд в силу ст.196 ГПК РФ рассматривает дело в пределах заявленных требований, исковое заявление Нестерова М.И. к мэрии г.Новосибирска о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Нестерова М. И. к мэрии г.Новосибирска о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ Власова О.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 22.05.2017.