РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2019 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Стеганцевой И.М.,
при секретаре Беляевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-805/2019 по иску Егорова С.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, выдаче справки для приобретения льготного билета, обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату, обязании выдать справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета,
установил:
Егоров С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (далее ГУ ТО «УСЗН Тульской области») об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг, выдаче справки для приобретения льготного проездного билета, обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», обязании выдать справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета. В обоснование исковых требований указал, что является ветераном труда, звание присвоено ему ДД.ММ.ГГГГ, и обладает правом на получение указанных денежных выплат, однако Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», куда он обратился за предоставлением ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты с заявлением, в назначении указанных денежных выплат ему отказано. С учетом уточнений просил обязать ГУ ТО «УСЗН Тульской области» предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, выдачи справки для приобретения льготного проездного билета, обязать назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», обязать выдать справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета.
Истец Егоров С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории <данные изъяты>. При выборе ежемесячной денежной выплаты как <данные изъяты> или ветерану труда указал, что желает выбрать ежемесячную денежную выплату в большем размере.
Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Тульской области» по доверенности Копяткевич А.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Егоров С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ и имеет удостоверение серии № №.
ДД.ММ.ГГГГ Егоров С.В. обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Решением органа социальной защиты от ДД.ММ.ГГГГ истцу на его обращение с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда было отказано в связи с тем, что он не достиг возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. Также дополнительно сообщено, что истец является получателем социальной поддержки как инвалид 3-ей группы в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о выдаче справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета как ветерану труда.
Однако Егоровым С.В. был получен отказ в выдаче справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета в связи с недостижением им возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии, возраста 60-ти лет.
Согласно ответу ГУ «Отделение Пенсионного фонда РФ по Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ №к, истец является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории <данные изъяты> в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; предоставление жилых помещений; компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В соответствии со ст. 22 вышеназванного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Разрешая требование истца Егорова С.В. о назначении меры социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» суд приходит к следующему.
Постановлением правительства Тульской области от 26.02.2018 № 73 с 1 апреля 2018 года осуществлена индексация ежемесячной денежной выплаты с применением коэффициента 1,04, с учетом которого размер выплаты составляет 1117 рублей 00 копеек.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, наряду с другими категориями граждан, имеют право на ежемесячную денежную выплату.
Вместе с тем, в п. 3 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» указано, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Из содержания данной нормы следует, что законодатель закрепил право ветерана выбирать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.
Пунктом 4 статьи 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» регламентировано, что если гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, социальная поддержка предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Возможность одновременного получения ветераном льгот по нескольким статьям Федерального закона «О ветеранах», а также льгот, установленных другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, предусматривалась ранее п. 2 ст. 13 ФЗ «О ветеранах», однако с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ данный пункт утратил силу.
В настоящее время Федеральный закон «О ветеранах» не содержит механизма суммирования мер социальной поддержки по разным основаниям и не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.
Письменными доказательствами подтверждено, что истец является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории «<данные изъяты> в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Данный факт истцом в судебном заседании не оспаривался.
Статьей 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено право инвалидов и детей-инвалидов на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере: <данные изъяты> - 1 236 рублей.
Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
В п.38 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) разъяснено, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), не противоречит действующему федеральному законодательству.
Председательствующим в судебном заседании 10 апреля 2019 года предлагалось истцу выразить свое право выбора основания пользования мерами социальной поддержки. Истец указал, что желает получать ежемесячную денежную выплату в большем размере.
В связи с тем, что ежемесячная денежная выплата как <данные изъяты> составляет 1 236 руб., а ветерану труда - 1117 руб., истец реализовал свое право выбора основания пользования мерами социальной поддержки как <данные изъяты> в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с чем правовых оснований для получения мер социальной поддержки как ветераном труда по условиям и нормам ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» у него не имеется.
Указание в решении органа социальной защиты от ДД.ММ.ГГГГ основания в отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда – недостижение возраста, дающего право на трудовую пенсию, не влияет на результат рассмотрения данного спора и не может повлечь удовлетворение иска по заявленным требованиям.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требования об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» следует отказать.
Разрешая требование истца Егорова С.В. об обязании выдать справку установленного для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца в этой части по следующим основаниям.
В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, постановлением администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета, который исполняется в виде электронной карты с неограниченным количеством транзакций (социальная транспортная карта, банковская транспортная карта или универсальная электронная карта), при проезде на муниципальных маршрутах и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам городского и пригородного сообщения для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки, государственную социальную помощь, и документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Предоставление льготного транспортного обслуживания отдельных категорий жителей Тульской области с использованием универсальной электронной карты, банковской транспортной карты или социальной транспортной карты осуществляется на основании сведений, содержащихся в базе льготных категорий граждан. Оператором базы льготных категорий граждан определить открытое акционерное общество «Областной Единый Информационно-Расчетный Центр».
При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, требование Егорова С.В. о выдаче справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Егорова С.В. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» выдать Егорову С.В. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
В остальной части заявленных требований Егорова С.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.М. Стеганцева