Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5334/2022 ~ М-12706/2021 от 10.01.2022

Дело №2-5334/2022

24RS0048-01-2021-020412-13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2022 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Мядзелец Е.А.,

при секретаре Ван О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице МО г. Красноярска к Обществу с ограниченной ответственностью «Красноярский металлургический завод» о признании деятельности незаконной, возложении обязанности, возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице МО г. Красноярска обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Красноярский металлургический завод».

Требования мотивированы тем, что в результате проверки, проведенной в отношении ООО «Красноярский металлургический завод» природоохранной прокуратурой совместно со специалистами министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края и аккредитованной лаборатории КГКУ «ЦРМПиООС», были установлены нарушения ООО «Красноярский металлургический завод» требований природоохранного законодательства, а именно: выброс гидрофторида (фтористого водорода) в отсутствие нормативно-разрешительной документации; нарушены требования эксплуатации объекта размещения отходов, при эксплуатации шламоотвала допускается хранение сыпучих отходов в открытом виде, объект размещения отходов не обеспечен системой водоснабжения и водоотведения.

С учетом уточнений просит признать деятельность ООО «Красноярский металлургический завод» по выбросу загрязняющих веществ в атмосферный воздух - гидрофторид (фтористый водород) в отсутствие нормативно-разрешительной документации незаконной; обязать ООО «Красноярский металлургический завод» разработать и установить нормативы выброса, получить разрешение на выброс по загрязняющему веществу - гидрофторид (фтористый водород) для источника плавильный цех ИЗА 0359 в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда; взыскать с ООО «Красноярский металлургический завод» сумму вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды в размере 1032,37 руб.; взыскать с ООО «Красноярский металлургический завод» в доход МО г. Красноярск в лице администрации г. Красноярска сумму ущерба, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате ненадлежащей эксплуатации объекта размещения отходов (шламоотвала) в размере 1 846 950 рублей.

В судебном заседании старший помощник Красноярского природоохранного прокурора – Тиско А.А. заявленные требования поддержала в полном объеме (с учетом уточнений), по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ООО «Красноярский металлургический завод» Прошина Е.В., Разживина О.В. в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Сосновский А.М. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал доводы отзыва на исковое заявление.

Представители Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, МО г.Красноярска в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательной оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также обязательности участия юридических и физических лиц в деятельности по охране окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 39 Закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со ст.30 Федерального закона РФ от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:

соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;

выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федеральным законом от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 96-ФЗ в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 2).

В силу пункта 1 статьи 12 Закона об охране атмосферного воздуха в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

Как установлено судом, ООО «Красноярский металлургический завод» осуществляет хозяйственную деятельность на промышленной площадке по адресу: <адрес>.

Согласно государственному реестру объектов размещения отходов ООО «Красноярский металлургический завод» эксплуатирует шламоотвал (№ объекта ) по адресу: <адрес>.

ООО «Красноярский металлургический завод» в процессе производственной деятельности осуществляются выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух: бенз(а)пирен, гидрохлориды, формальдегид, сажа, металлы, хлор, фенол и другие.

Деятельность, связанная с негативным воздействием на атмосферный воздух, осуществляется ООО «Красноярский металлургический завод» на основании разрешения , выданного на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанным разрешением ООО «Красноярский металлургический завод» установлены нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ.

В рамках проведенной ДД.ММ.ГГГГ Красноярской природоохранной прокуратурой проверки проведены отбор и анализ проб промышленных выбросов от источника выделения - ООО «Красноярский металлургический завод», плавильный цех (источник 0359), по результатам выявлено, что в нарушении ч. 1 ст. 16 «Об охране атмосферного воздуха», на источнике плавильный цех 0359 обнаружено превышение установленных нормативов по бенз(а)пирену в 47 раз, что подтверждается справкой к протоколу результатов испытаний промышленных выбросов от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ проведены отбор и анализ проб промышленных выбросов от источника выделения - ООО «Красноярский металлургический завод», плавильный цех (источник 0359), по результатам выявлено, что в нарушении ч. 1 ст. 16 «Об охране атмосферного воздуха», на источнике плавильный цех 0359 обнаружено превышение установленных нормативов по бенз(а)пирену в 6,7 раз, что подтверждается справкой к протоколу результатов испытаний промышленных выбросов от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, на указанном выше источнике выбросов в атмосферный воздух плавильный цех 0359 при отборах проб промышленных выбросов ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ было обнаружено загрязняющее вещество, нормативы выбросов которых ООО «Красноярский металлургический завод» не определены, разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не предусмотрены, инвентаризацией и разрешением на выбросы не охвачены, а именно гидрофторид (фтористый водород), которое также включено в перечень веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Таким образом, в нарушении положений указанных выше правовых норм, ООО «Красноярский металлургический завод» не установлены нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух в отношении загрязняющего вещества атмосферный воздух - гидрофторид (фтористый водород), не проведена инвентаризация и не получено соответствующее разрешение.

В адрес ответчика было вынесено представление о необходимости принятия мер по устранению выявленных нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха и об обращении с отходами производства.

Принимая во внимание, что в силу закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения предприятием ООО «Красноярский металлургический завод» требований природоохранного законодательства, выразившегося в осуществлении деятельности по выбросу гидрофторида (фтористый водород) в отсутствие нормативно-разрешительной документации, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, РФ, суд полагает признать деятельность ООО «Красноярский металлургический завод» по выбросу гидрофторида (фтористый водород) в отсутствие нормативно-разрешительной документации незаконной.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из ст. 210 ГПК РФ, исполнение решения связано с моментом вступления его в законную силу.

При этом, по смыслу закона срок исполнения решения подлежит установлению относительно момента его вступления в законную силу (за исключением случаев, когда срок исполнения обязанности законодательно установлен конкретной датой).

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ и с учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о необходимости обязать ООО «Красноярский металлургический завод» разработать и установить нормативы выбросов гидрофторида (фтористый водород), получить разрешение на выброс гидрофторида (фтористый водород) для источника плавильный цех ИЗА 0359 в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Размер вреда установлен на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.01.2021 № 59.

Согласно указанной методики по компоненту углерод оксид расчет исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, производится по формуле № 1, соответственно исчисление размера вреда, причиненного ООО «Красноярский металлургический завод» атмосферному воздуху, произведен по формуле № 1 Методики и составил в общем размере 1032,37 рублей.

Данный расчет стороной ответчика не оспорен, доказательств иного размера ущерба суду не представлено. С учетом того, что данный расчет составлен специалистом, то не доверять ему у суда нет оснований, а, следовательно, он может быть взят за основу для определения размера ущерба, причиненного ответчиком атмосферному воздуху.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических правил, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 3 статьи 12 названного выше закона).

Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона об отходах юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды (п. 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).

Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 утверждены и введены в действие с 01 марта 2021 года санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно пункту 213 СанПиН обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

Из пункта 215 СанПиН следует, основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств: на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях); на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах; вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).

Хранение сыпучих и летучих отходов в открытом виде не допускается. Допускается храненение мелкодисперсных отходов в открытом виде на промплощадках при условии применения средств пылеподавления (п. 217).

Объекты размещения отходов должны быть обеспечены системами водоснабжения и водоотведения (п. 236).

Из материалов дела следует, что ООО «Красноярский металлургический завод» эксплуатирует объект размещения отходов шламоотвал № объекта по адресу: <адрес>, на земельном участке, переданном в пользование ООО «Красноярский металлургический завод» Департаментом муниципального имущества и земельных отношений, что подтверждается договорами аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Размещение шламовых отходов предприятия производится на собственном шламоотвале, расположенном на основной площадке ООО «Красноярский металлургический завод», которая составляет 3,1 га. Под строительство шламоотвала выбрана старая карьерная выемка, образованная в период добычи песчано-гравийных грунтов, состоит из двух карт 100х100 м, обвалованных дамбой высотой 4 м и шириной по верху 3 м. Для уменьшения фильтрации из штамоотвала, по днищу проложен слой суглинка мощностью 0,5 м с уплотнением.

Основными видами отходов, размещенных на объекте размещения отходов (далее - ОРО), согласно лицензии, являются: осадок ванн травления алюминия раствором на основе гидроксида натрия (36333211393); осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более (72310201393); шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов (91120002393); отходы растворов гидроксида натрия с pH = 10,1-11,5 при технических испытаниях и измерениях (94110102103).

ООО «Красноярский металлургический завод» имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ №(24)-6220-ТР на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию отходов III классов опасности.

Инвентаризация объекта размещения отходов проводилась в ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которой составлена характеристика объекта размещения отходов.

Заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство отсутствует, согласно данным реестра размещения отходов, по причине отсутствия нормативной базы на период 1984 года.

Проектная документация на строительство ОРО – ГИПРОНИИАВИАПРОМ ДД.ММ.ГГГГ, заказ , , секция 1 – Департамент муниципального имущества, ДД.ММ.ГГГГ, , секция 2 - Департамент муниципального имущества, ДД.ММ.ГГГГ, .

ООО «Красноярский металлургический завод» разработана программа производственного мониторинга за объектом размещения отходов в ДД.ММ.ГГГГ.

В ДД.ММ.ГГГГ обществом направлен отчет в контролирующий орган о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов ООО «Красноярский металлургический завод» и в пределах его воздействия на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ.

Специалистами министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, с привлечением аккредитованной лаборатории КГБУ «ЦРМПиООС», в ходе проведения проверки произведен отбор проб отходов на земельном участке, где расположен шламоотвал, а также пробы почвы на границе земельного участка, где расположен шламоотвал. По результатам испытаний проб почвы, отобранных ДД.ММ.ГГГГ, место отбора: <адрес> (ООО «Красноярский металлургический завод»), земельный участок с кадастровым номером , результаты проб по отношению к фоновым пробам, установлены превышения по некоторым веществам в зоне влияния объекта, что следует из справки специалиста об участии в проверке от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате проведенных измерений (исследований) проб отходов, установлено наличие острого токсического действия на тест-объекте Chlorella vulgaris beijer: проба 66О – БКР 288,4 раза, проба 67О – БКР 6 раз и на тест-объекте Ceriodaphnia affinis: проба 66О – БКР 264,7 раза.

В соответствии с приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 г. N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" по кратности разведения водной вытяжки из отхода, проба отхода 66О относится к третьему классу опасности, проба отхода 67О относится к четвертому кассу опасности.

Таким образом, ООО «Красноярский металлургический завод» размещение отходов происходит на основании проектной документации разработанной в 1976 году проекта, проектная документация на строительство ОРО - ГИПРОНИИАВИАПРОМ 06.10.1976. Иного проекта у общества не имеется, экспертиза так и не проведена.

При разработке программы мониторинга за объектом размещения отходов ООО «Красноярский металлургический завод», использовались сведения о мониторинге только за последние 5 лет, при этом год начала эксплуатации объекта установлен намного раньше.

При визуальном осмотре площадки размещения отходов установлено, что отходы расположенные на одной из карт шламоотвала находятся в сухом сыпучем агрегатном состоянии, навалом на территории площадки, что протоколами отбора отхода (твердого отхода), а также на второй карте шламоотвала, где размещается отход в жидкой (тягучей) форме.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Красноярский металлургический завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление изменено, снижено назначенное наказание до 100 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ отменены, производство по делу прекращено, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Вместе с тем, прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Красноярский металлургический завод», не свидетельствует о соблюдении ответчиком природоохранного законодательств.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в нарушении указанных выше пунктов СанПиН 2.1.3684-21 ООО «Красноярский металлургический завод» при эксплуатации шламоотвала допускается хранение сыпучих отходов в открытом виде, объект размещения отходов не обеспечен системой водоснабжения и водоотведения, т.е. нарушены требования эксплуатации объекта размещения отходов

Размер вреда установлен на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238.

Согласно указанной методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, производится по формуле № 2, соответственно исчисление размера вреда, причиненного ООО «Красноярский металлургический завод» почвам, произведен по формуле № 2 Методики и составил 1 846 950 рублей.

С учетом того, что данный расчет составлен специалистом, то не доверять ему у суда нет оснований, а, следовательно, он может быть взят за основу для определения размера ущерба, причиненного ответчиком почвам в результате ненадлежащей эксплуатации объекта размещения отходов (шламоотвала).

При таких обстоятельствах, с учетом установленного в ходе судебного разбирательства нарушения ответчиком требований природоохранного законодательства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что на объекте размещения отходов шламоотвал № объекта 24-00075-З-00870-311214 почва отсутствует, опровергается пояснениями представителя министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, согласно которым министерством проводился отбор проб почвы на основании ГОСТ 17.4.4.02-2017 «Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа». Настоящий стандарт устанавливает методы отбора и подготовки проб почвы естественного и нарушенного сложения для химического, бактериологического и гельминтологического анализа. Согласно вышеуказанному ГОСТУ для получения сведений о загрязнении почвы при необходимости получения сравнительных результатов, пробы незагрязненных и загрязненных почв отбирают в идентичных естественных условиях. Таким образом в процессе отбора проб почвы на земельном участке, где расположен шламоотвал, для получения информации о степени загрязнения почвы (сравнительных результатов почвы), отобраны пробы почвы на содержание тех же загрязняющих веществ на незагрязнённом участке (не подверженном влиянию шламоотвала) на расстоянии примерно 30 м от расположения шламоотвала. Согласно ГОСТ 26213-91 от 01.07.1993 «Методы определения органического вещества». Органические вещества - это комплекс соединений, возникших прямо или косвенно из живого вещества или продуктов его жизнедеятельности; присутствует в качестве обязательного компонента в атмосфере, поверхностных и подземных водах, осадках, почвах. Гумус - часть органического вещества почвы, представленная совокупностью специфических и неспецифических органических веществ почвы, за исключением соединений, входящих в состав живых организмов и их    остатков. Гумус образуется в почве в результате анаэробного преобразования растительных и животных органических    остатков - гумификации. Таким образом, учитывая понятия, закрепленные в нормативных документах, а также тот факт, что во всех отобранных пробах в период проведения проверки в отношении юридического лица установлено наличие органического вещества (по методу Тюрина в модификации ЦИНАО) в количестве от 0,5 до 3,5 процентов от общей массы, представленные результаты являются подтверждением наличия почвы в месте отбора. Расчет вреда является корректным, имеют место основания для применения Методики № 238 так как на месте расположения шламоотвала присутствует почвенный покров. Согласно ГОСТ    26213-91 от 01.07.1993 «Методы определения органического вещества». Влияние шламоотвала на почву подтверждается тем фактом, что в процессе отбора проб почвы на земельном участке, где расположен шламоотвал, для получения информации о загрязнении почвы (сравнительных результатов почвы), произведен отбор фоновой пробы почвы на удаленном расстоянии, на содержание тех же загрязняющих веществ на незагрязнённом участке (не подверженном влиянию золоотвалов) в соответствии с нормативными требованиями. Таким образом, учитывая понятия, закрепленные в нормативных документах, а также тот факт, что во всех отобранных пробах в период проведения проверки в отношении юридического лица установлено наличие органического вещества (по методу Тюрина в модификации ЦИНАО) в количестве от 0,5 до 3,5 процентов от общей массы, представленные результаты являются подтверждением наличия почвы в месте отбора. Загрязнение почвы доказано посредством отбора и анализа почвенных образцов, отобранных в рамках проверки. На основании полученных фотоматериалов с места отбора образцов почв, можно констатировать также, что на территории карьера присутствуют участки с древесным и травянистым растительным покровом, что свидетельствует о процессе накопления органического вещества на бортах и поверхности дна карьера, т.е. о почвообразовательном процессе.

Довод ответчика о том, что ООО «Красноярский металлургический завод» граничит непосредственно с территорией АО «<данные изъяты>», и превышение зафиксировано из-за присутствия вещества в окружающей среде, является несостоятельным, поскольку промышленный выброс в атмосферу это смесь воздуха с газообразными веществами, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы и т.д. Согласно методике отбора проб, измеряется скорость потока отходящих газов в газоходе, при не достаточной скорости потока отбор проб не возможен. Таким образом концентрация загрязняющего вещества в рабочей зоне вблизи источника должна быть настолько велика, с учетом скорости отходящих газов, что нахождение вблизи источника в принципе не возможно. Согласно полученным результатам отбора проб атмосферного воздуха, который проводился одновременно с отбором промышленных выбросов, в атмосферном воздухе не зафиксировано превышений по гидрофториду. Таким образом, факт наличия достаточной концентрации вещества, для влияния на результаты исследований промышленных выбросов не подтверждается лабораторными исследованиями.

Учитывая, что истец, являющийся государственным органом, был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска в силу закона (пп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ), суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину по данному делу в сумме 17 439,91 руб. (на основании пп.3 п. 1 ст. 333.19).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Красноярский металлургический завод» (ОГРН , ИНН ) по осуществлению выбросов гидрофторида (фтористый водород) в отсутствие нормативно-разрешительной документации.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Красноярский металлургический завод» в течении 6-ти месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать и установить нормативы выбросов гидрофторида (фтористый водород), получить разрешение на выброс гидрофторида (фтористый водород) для источника - плавильный цех ИЗА 0359.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Красноярский металлургический завод» в доход федерального бюджета, в лице Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ущерб, причиненный атмосферному воздуху как компоненту природной среды в размере 1032,37 руб.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Красноярский металлургический завод» в доход муниципального образования г. Красноярск (администрация г. Красноярска) ущерб, причиненный почвам в результате ненадлежащей эксплуатации объекта размещения отходов (шламоотвала) в размере 1 846 950 рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Красноярский металлургический завод» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 17 439 рублей 91 копейку.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.А. Мядзелец

Текст мотивированного решения изготовлен: 29.12.2022.

2-5334/2022 ~ М-12706/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор
Ответчики
Красноярский металлургический завод ООО
Другие
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Енисейское Межрегиональное управление Росприроднадзора
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Мядзелец Елена Александровна
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
29.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2021Передача материалов судье
10.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2022Судебное заседание
22.09.2022Судебное заседание
22.12.2022Судебное заседание
29.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2023Дело оформлено
13.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее