РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2019 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,
при секретаре судебного заседания: Якуповой А.У.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2016/2019 по иску прокурора города Салехарда в интересах ФИО2 к администрации муниципального образования г. Салехард о признании незаконным решения о непризнании граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от 20.12.2018 года, п.3 постановления № от 26.12.2018 года «О постановке и отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях»
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор города Салехарда в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к администрации МО г. Салехард о признании незаконным решения о непризнании граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от 20.12.2018 года, п.3 постановления № от 26.12.2018 года «О постановке и отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях».
В обоснование требований иска прокурор указал, что семья ФИО2 является многодетной, один из ее детей является ребенком-инвалидом. Решением администрации МО г. Салехард от 20.12.218, постановлением администрации МО г. Салехард от 26.12.2-18, ФИО2 и члены ее семьи не признаны малоимущими с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно представленных сведений о доходах семьи ФИО2, которые учитывались при рассмотрении вопроса в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, среднемесячный доход на каждого члена семьи составил 18 840,64 рублей. С учетом прожиточного минимума на душу населения в ЯНАО, установленного на душу населения на момент принятия обжалуемого решения, установленный Постановлением Правительства ЯНАО №-П от 12.11.2018, составлял 15931 рубль. Данный отказ является незаконным, так как при установлении суммы доходов семьи заявителя необоснованно учтены выплаты по уходу за ребенком-инвалидом.
Согласно ст.5 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. «д» п.1 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров. Аналогичные положений содержатся в п.8 ст.3 Закона ЯНАО от 02.06.2010 N 61-ЗАО "О регулировании отдельных отношений в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования".
Согласно п.10 ст.13 Закона ЯНАО от 03.11.2006 N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством, предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной компенсационная выплата одному из неработающих трудоспособных родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, в размере 17 500 рублей.
Согласно информации департамента по труду и социальной защите населения администрации МО г. Салехарда от 30.09.2019 года № ФИО2 состоит на учете в департаменте как получатель ежемесячной компенсации выплаты одному из неработающих трудоспособных родителей, осуществляющих уход за нетрудоспособным гражданином, в данном случае ребенком-инвалидом. Следовательно при определении дохода, приходящегося на каждого члена семьи, для признания граждан малоимущими в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма необоснованно была учтена ежемесячная компенсационная выплата по уходу за ребенком-инвалидом.
В связи с изложенным, согласно уточненных требований, просил признать незаконным решения о непризнании граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от 20.12.2018 года, п.3 постановления № от 26.12.2018 года «О постановке и отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях».
В судебном заседании помощник прокурора Алексеенко А.В. требования иска поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО2 поддержала требования прокурора и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Соколов М.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска, поскольку определение граждан малоимущими для предоставления социальных гарантий и реализации ими жилищных прав различны. В п.19 ч.3 Закона ЯНАО от 02.06.2010 N 61-ЗАО учитываются при определении дохода, приходящегося на каждого члена семьи, для признания граждан малоимущими в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые в соответствии с Законом автономного округа от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО. Прокурором же в иске приведены доводы в отношении определения граждан малоимущими при предоставлении им социальных гарантий.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
ФИО2 является многодетной, один из ее детей является ребенком-инвалидом. Согласно информации департамента по труду и социальной защите населения администрации МО г. Салехарда от 30.09.2019 года № ФИО2 состоит на учете в департаменте как получатель ежемесячной компенсации выплаты одному из неработающих трудоспособных родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в соответствии с п.10 ч.1 ст.13 Закона ЯНАО от 03.11.2006 N 62-ЗАО.
20.12.2018 года администрацией МО г. Салехард принято решение о не признании гражданина малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
26.12.2018 года администрацией МО г. Салехард принято постановление № «О постановке и отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях», п.3 которого Травкиной О.В. – состав семьи 4 человека, отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При расчете дохода, приходящегося на каждого члена семьи, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в отношении Травкиной О.В. был определен среднемесячный доход ее семьи в сумме 18840,64 рублей, в который была включена получаемая ею ежемесячная компенсация в сумме 17 500 рублей, назначенная ей в соответствии с п.10 ч.1 ст.13 Закона ЯНАО от 03.11.2006 N 62-ЗАО.
Согласно ст.5 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. «д» п.1 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.
Законом ЯНАО от 02.06.2010 N 61-ЗАО в ст.3 определен перечень доходов, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. В п.8 данной нормы в данный перечень включены пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховые пенсии (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами), выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Данные компенсационные выплаты установлены Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами". В п.19 ст.3 Закона ЯНАО от 02.06.2010 N 61-ЗАО указано, что перечень доходов, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования учитываются ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые в соответствии с Законом автономного округа от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе".
Именно эту выплату и получает ФИО2 и которая верно была учтена при определении дохода приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, а потому обжалуемое решение органа местного самоуправления от 20.12.2018 года и п.3 постановления администрации МО г. Салехарда № от 26.12.2018 года являются законными и обоснованными, а требования иска не подлежащими удовлетворению.
Доводы прокурора касаются определения граждан малоимущими в целях предоставления им социальных гарантий, которые различны при признании граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Ссылки прокурора на решение Салехардского городского суда от 20.05.2015 года по гражданскому делу №2-1142/2015 являются не состоятельными, поскольку в данном деле рассматривался спор о признании гражданина малоимущим в целях реализации социальных гарантий, а не в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 20.12.2018 ░░░░, ░.3 ░░░░░░░░░░░░░ № ░░ 26.12.2018 ░░░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░/░░░░░░░/
░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░