Дело 2-917/2022
УИД 91RS0019-01-2022-000322-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2022 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Сердюк И.В.,
при участии помощника Махмудовой М.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Цырик Виктора Егоровича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, третье лицо: первый заместитель министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Салтыкова Кристина Сергеевна о признании незаконным отказа, признании права собственности,
с участием представителя истца по доверенности Вавренюк А.И.
УСТАНОВИЛ:
19 января 2022 года в Симферопольский районный суд Республики Крым поступило административное исковое заявление Цырик Виктора Егоровича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным отказа, понуждении совершить определенные действия, мотивированное тем, что на основании распоряжения Симферопольской районной администрации от 05.12.2012 №2451-р истцу было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка площадью 0,10 га для ведения индивидуального садоводства, расположенного в <адрес>, кадастровый №.
29.12.2020 истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, предусмотренного постановлением Совета министров Республики Крым №313 от 02.09.2014.
21.01.2021 в адрес истца поступило письмо Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 07.01.2021 №71566/01-11/1, согласно которого заявление было возвращено в адрес истца без рассмотрения в связи с тем, что в заявлении неверно указана цель использования земельного участка. По мнению Министерства имущественных и земельный отношений Республики Крым верной формулировкой в заявлении являлось «ведение садоводства» вместо указанного истцом «для ведения садоводства».
Не согласившись с отказом, 25.02.2021 истец обратился к ответчику с заявлением, в котором указал о незаконности требований, изложенных в письме от т07.01.2021, и просил повторно рассмотреть заявление, поданное 29.12.2020. Письмом от 26.02.2021 №9455/01-11/1 ответчик повторно отказал в рассмотрении заявления истца, сославшись на окончание срока подачи заявлений для завершения оформления ранее возникших прав на землю. При этом письмо истца было принято как вновь поданное заявление, без учета обращения от 29.12.2020. Истец считает, что отказ в принятии заявления от 29.12.2020 и возвращении заявления без рассмотрения незаконным, принятым по формальным основаниям, что и послужило основанием для обращения с данным иском в суд.
Протокольным определением от 15 февраля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена первый заместитель министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Салтыкова Кристина Сергеевна.
Определением врио председателя Симферопольского районного суда Республики Крым Быховец М.А. от 10 марта 2022 года продлен срок рассмотрения настоящего административного дела до 15 апреля 2022 года.
Протокольным определением от 07 апреля 2022 года к производству суда принято уточненное исковое заявление. Суд определил: перейти к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства. К участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Чистенского сельского поселения Симферопольского района.
Определением Симферопольского районного суда от 17 мая 2022 года принят отказ представителя истца от части исковых требований. Производство по гражданскому делу № 2-917/2022 по исковому заявлению Цырик Виктора Егоровича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, третье лицо: первый заместитель министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Салтыкова К.С. о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия, признании права собственности в части обязания совершить определенные действия, прекращено.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Вавренюк А.И. заявленные требования с учетом уточненного поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, указав, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым отказала истцу по формальным основаниям.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. За подписью Председателя Чистенского сельского совета – главы администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района С.П. Банарь поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии Администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района. От представителя ответчика: Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенности Якубовой З.А. поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с ее участием в Двадцать первом арбитражном апелляционном суде в г. Севастополе, однако официальная повестка либо иной документ, достоверно подтверждающий о проведении судебного заседания и необходимости участия в нем представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенности Якубовой З.А., к ходатайству не была приложена.
Статьей 6.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Статья 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязывает лиц, участвующих в деле, известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (часть первая) и устанавливает право суда рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть третья). Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа конкретных фактических обстоятельств. Данное полномочие суда вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; лишение суда данного полномочия приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом. Гарантией прав лиц, участвующих в деле, их представителей на личное участие в судебном заседании являются предусмотренные процессуальным законодательством процедуры проверки судебных постановлений вышестоящими судебными инстанциями и основания для отмены судебных постановлений.
С учетом приведенных обстоятельств суд ходатайство представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенности Якубовой З.А. об отложении судебного заседания признает не подлежащим удовлетворению.
Суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии неявившихся участников процесса на основании представленных доказательств.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, и оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36). Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 11 Земельного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (статья 1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»).
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2021 года.
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Судом установлено, что распоряжением Симферопольской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 05.12.2012 №2451-р «О разрешении гр. Цырик В.Е. разработки проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения индивидуального садоводства в районе <адрес> Цырик Виктору Егоровичу разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения индивидуального садоводства площадью 0,1 га пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения в районе <адрес>. Цырик В.Е. обязали предоставить проект землеустройства на утверждение Симферопольской райгосадминистрации (л.д.35).
29.12.2020 истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка, которое было зарегистрировано в Министерстве имущественных и земельный отношений Республики Крым 30.12.2020 за № 71566/01-11, с соответствии с которым истец просил предоставить в собственность земельный участок площадью 1000 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> на основании распоряжения Симферопольской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 05.12.2012 №2451-р «О разрешении гр. Цырик В.Е. разработки проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения индивидуального садоводства в районе <адрес> в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК (л.д.26).
Согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 07 января 2021 года №71566/01-11/1, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым возвратило истцу заявление и документы, приложенные к нему в связи с неверным указанием в заявлении цели использования земельного участка. Согласно распоряжению Симферопольской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 05.12.2012 №2451-р – для ведения садоводства. В соответствии Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 №378, вид функционального использования земельного участка – для ведения индивидуального садоводства соотносится как ведение садоводства (л.д.28-29).
В соответствии с положениями статьи 116 Земельного кодекса Украины, действовавшего на территории Республики Крым на момент издания вышеуказанного распоряжения Симферопольской районной государственной администрацией в Автономной Республике Крым, граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.
Согласно статье 118 Земельного Кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка являлось первым юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, который находился в государственной или коммунальной собственности. Оно выступало выражением воли собственника при отчуждении участка. При безвозмездной передаче земельного участка решение служило основанием для отвода и в последующем государственной регистрации прав на участок.
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №6-ФКЗ) Республика Крым принята в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
В силу статьи 23 Закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
По смыслу статьи 9 Закона № 6-ФКЗ к спорным правоотношениям, возникшим до 18 марта 2014 года, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных отношений (определение ВС РФ от 05.12.2014 №308-ЭС14-1405).
Согласно статье 116 Земельного кодекса Украины, граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона. Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляются путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае: а) приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан; б) получения земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций; в) получения земельных участок из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных этим Кодексом. Передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм, определенных настоящим Кодексом, проводится один раз по каждому виду использования. Земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании граждан или юридических лиц, передаются в собственность или пользование по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления только после прекращения права собственности или пользования ими в порядке, определенном законом.
На момент возникновения спорных правоотношений порядок передачи земельных участков в собственность был регламентирован статьей 118 Земельного кодекса Украины, согласно которой гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В случае если земельный участок государственной собственности находится за пределами населенных пунктов и не входит в состав определенного района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым. Решения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка. Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает ходатайство и предоставляет разрешение предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации земель. Граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства). В случае если земельный участок государственной собственности находится за пределами населенных пунктов и не входит в состав определенного района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым, Верховной Раде Автономной Республики Крым, Совету министров Автономной Республики Крым, органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, передают земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочий, определенных статьей 122 настоящего Кодекса, запрещается требовать дополнительные материалы и документы, не предусмотренные этой статьей. Совет министров Автономной Республики Крым, районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка либо предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и техникоэкономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства относительно благоустройства территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан субъектами хозяйствования, которые являются исполнителями работ по землеустройству по закону, в сроки, которые обуславливаются соглашением сторон.
Принятое решение о разрешении Цырик В.Е. разработки проекта землеустройства является ненормативным правовым актом, у истца возникли правоотношения, связанные с реализацией права на оформление и получение в собственность земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказ Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, вид разрешенного использования «ведение садоводства» (код 13.2) предусматривает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд.
Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15 октября 2014 года № 378, на которое указывает Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в обжалуемом письме, не конкретизирует, на какие именно виды разрешенного использования земельных участков (основные, условно разрешенные, вспомогательные), оно распространяет свое действие.
При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с частью 7 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей применения в названном федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения указанной части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
В письме Минэкономразвития России от 07 ноября 2018 года № 32363-ВА/Д23и «О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома" также даны разъяснения, что со вступлением в силу Закона № 217-ФЗ исключаются из законодательства понятия "дачный земельный участок", "жилое строение", вводится понятие "садовый дом" (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 217-ФЗ); виды разрешенного использования земельных участков "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными; земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками (часть 7 статьи 54 Федерального закона № 217-ФЗ); расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Федерального закона № 217-ФЗ с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами (часть 10 статьи 54 Федерального закона № 217-ФЗ).
Учитывая вышеизложенные выше нормы права, суд приходит к выводу, что фактический отказ в рассмотрении заявления административного ответчика нарушает права истца на завершение оформления прав в собственность земельного участка, хотя законодательно ничего не препятствовало уполномоченному органу в установленном порядке предоставить земельный участок с указанным видом разрешенного использования – для ведения садоводства, так как такой вид разрешенного использования как «ведение садоводства», является установленным после утверждения Правил застройки и землепользования Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, а также согласно разъяснений действующего законодательства, такие виды разрешенного использования, указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными.
Кроме того, суд отмечает, что согласно графику рабочих дней на декабрь 2020 года – январь 2021 года, 30 и 31 декабря 2020 года являлись рабочими днями, а первым рабочим днем в январе 2021 года – 11 января 2021 года, однако оспариваемый ответ датирован 07 января 2021 года, то есть днем, который являлся официальным выходным днем, принятым на территории Российской Федерации.
Ответ, датированный 07 января 2021 года, направлен в адрес Цырика В.Е. заказным письмом только 18 января 2021 года, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений Минимущества от 18 января 2021 года.
Учитывая изложенное, в нарушение пункта 12 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года №313, у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым отсутствовали основания для возврата заявления истца о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно от 30 декабря 2020 года по причинам, указанным в письме от 07 января 2021 года.
Таким образом, решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о возвращении заявления, выраженное в письме от 07 января 2021 года за исх.№71566/01-11/1, и не предоставление муниципальной услуги, в силу вышеприведенных обстоятельств нельзя признать законным и обоснованным, оно нарушает права истца, в связи с чем суд полагает подлежащим удовлетворению требование истца о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, оформленного письмом от 07 января 2021 года № 71566/01-11/1 о возвращении без рассмотрения заявления Цырик Виктора Егоровича от 30 декабря 2020 года о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 0,10 га, расположенного на территории Чистенского сельского совета в районе с. Левадки Симферопольского района Республики Крым.
Что касается требований о признании права собственности на вышеуказанный земельный участок, то суд полагает, что данное требование не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В силу статьи 1 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 25.05.2022, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на <адрес>, снят с кадастрового учета 23.03.2022, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (л.д.106-107).
Согласно письму Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 26 мая 2022 года в архивных материалах, переданных Госкомрегистру на хранение территориальными органами Государственной регистрационной службы Украины, отсутствует техническая документация на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.104).
В соответствии со статьей 8 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года №264, согласно которого документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, является в том числе решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).
Истцом не было реализовано право на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения индивидуального садоводства площадью 0,1 га пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения в районе <адрес>
Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Исковое заявление Цырик Виктора Егоровича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, третье лицо: первый заместитель министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Салтыкова Кристина Сергеевна о признании незаконным отказа, признании права собственности, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, оформленный письмом от 07 января 2021 года № 71566/01-11/1 о возвращении без рассмотрения заявления Цырик Виктора Егоровича от 30 декабря 2020 года о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 0,10 га, расположенного на территории Чистенского сельского совета в районе <адрес>
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Сердюк
Мотивированное решение составлено и подписано 31 мая 2022 года