Дело № –730/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 19 марта 2014 г.
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
судьи Ульяненковой О.В.,
при секретаре Шевкуновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савватеевой А.А. к Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности по разработке проектно-сметной документации и строительству дороги общего пользования, выполнению работ по вырубке растительности,
установил:
Савватеева А.А. обратилась в суд с требованиями к Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании незаконным бездействия Администрации Михновского сельского поселения по выдаче ответа на заявление от 19 сентября 2013 года, возложении обязанности по выполнению действий по разработке проектно-сметной документации и строительству дороги общего пользования в д. Буценино, обеспечивающей транспортное сообщение от <адрес> до земельного участка с кадастровым номером *** в срок до 1 января 2016 года, по выполнению работ до начала строительства дороги общего пользования по вырубке растительности, а именно деревьев и кустарников для доставки строительного материала на земельный участок для строительства жилого дома в срок до 1 июля 2014 года по тем основаниям, что истцом 19 сентября 2013 года ответчику подано заявление с просьбой выполнить проектно-сметную документацию и строительство дороги для обеспечения подъезда к земельному участку, принадлежащему истцу. До настоящего времени Администрация ответ на заявление не представила, истец полагает бездействие Администрации незаконным. на основании изложенного и руководствуясь п.п.4,п.7 ст. 28 Устава Михновского сельского поселения, п.п.5 п.1 ст. 14 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13 ФЗ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» Савватеевой А.А. заявлены вышеуказанные требования.
В судебном заседании представитель истца Берлинов А.И. требования поддержал по основаниям указанным в иске, пояснив, что в настоящий момент доступа к земельному участку истца не имеется, транспортного сообщения нет, в настоящее время разрабатывается проектная документация по строительству индивидуального жилого дома. Однако в виду отсутствия какой-либо дороги доставка строительных материалов не возможно. Полномочия по строительству и содержанию дороги общего пользования в границах поселения возложены на Администрацию Михновского сельского поселения, последняя по данному вопросу бездействует.
Представитель ответчика Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района и области Егорова Е.А., действующая по доверенности со специальными полномочиями, в судебном заседании заявленные требования не признала по тем основаниям, что действующим законодательством на Администрацию сельского поселения не возложены полномочия по вырубке растительности для обеспечения доступа истца на его земельный участок, это один из этапов строительства дороги общего пользования, осуществление которой в соответствии с контрактом осуществляет подрядчик. В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям сельского поселения отнесено строительство дорог общего пользования, однако земельный участок истца находится в новой разбивки, денежные средства на проектирование и строительство дороги в бюджете не запланированы. Представитель ответчика полагает требования истца сформулированы не корректно, касаются проектирования и строительства дороги до земельного участка истца, вместе с тем проектная документация должна разрабатываться на населенный пункт Буценино.
Истец Савватеева А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом.
Выслушав представителей стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 7 статьи 3 данного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Муниципальное образование «Михновское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области имеет статус сельского поселения, поэтому дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления Михновского сельского поселения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Серии *** Савватеева А.А. имеет на праве собственности земельный участок с кадастровым номером *** площадью 2500 кв.м с разрешенным использованием : для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>(л.д.7).
Из объяснений участников процесса усматривается до участка истца отсутствует какая-либо дорога, наличествует растительность препятствующая доступу к участку, что не позволяет владельцу земельного участка в полной мере реализовать свое право собственности. При этом Администрация Михновского сельского поселения не предприняла каких-либо действенных мер для решения вопроса местного значения по организации дорожной деятельности.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к вводу, что Администрация Михновского сельского поселения путем принятия предусмотренных действующим законодательством мер обязана организовать проектирование и строительство автомобильной дороги обеспечивающей доступ до земельного участка истца. В связи с чем требования истца о разработке проектно-сметной документации и осуществлению строительства дороги общего пользования в д. <адрес> обеспечивающей транспортное сообщение до земельного участка с кадастровым номером 67:18:0040203:1492
В силу ст. 12 Конституции РФ и ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ выбор способов решения вопросов организации дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. В силу вышеприведенных норм требования истца о строительстве дороги именно от <адрес> до участка истца не могут быть удовлетворены, поскольку именно орган местного самоуправления решает вопросы о способе осуществления своих полномочий.
Доводы представителя Администрации об отсутствии необходимого финансирования не могут быть приняты о внимание, так как действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления своих полномочий с наличием у них необходимых ресурсов и финансовых возможностей. Отсутствие необходимого финансирования не освобождает сельское поселение от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом обстоятельств дела и необходимостью проведения большого объема работ, предшествующих строительству дороги местного значения суд определяет срок исполнения для ответчика обязанности по разработке проектно-сметной документации и строительства дороги до 1 января 2016 года.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотрены статьей 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ". К ним не отнесены вырубка растительности ( деревьев и кустарников) для доставки строительных материалов на земельный участок истца. Данные работы проводятся подрядной организацией при строительстве дороги.
В связи с чем в удовлетворении требований о выполнении работ по вырубке растительности суд отказывает.
Из материалов дела усматривается, что Савватеева А.А. посредством почтовой связи 19.09.2013 г. обратилась в Администрацию Михновского сельского поселения с заявлением о разработке проектно-сметной документации и выполнению строительства дороги для обеспечения подъезда к земельному участку (л.д.5-6).
На данное заявление Администрацией Михновского сельского поселения ответ не предоставлен.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Пункт 4 ч.1 ст. 10 названного Закона устанавливает, что на обращение должен быть дан письменный ответ по существу поставленных вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11.
Бездействие администрации по рассмотрению названного заявления послужило основанием для обращения Савватеевой А.А. в суд с требованиями о признании незаконным бездействия Администрации по выдаче ответа на заявление.
Как указывалось ранее заявление Савватеевой А.А. поступило в Администрацию 19 сентября 2013г. и последняя обязана была рассмотреть заявление, направив ответ не позднее истечения 30 дней, то есть до 19.10.2013.
С указанного момента Саватеева А.А. должна была узнать о нарушении своих прав и законных интересов.
Таким образом моментом начала течения трехмесячного срока суд определил 19.10.2013 - предельный (месячный) срок для рассмотрения администрацией заявления Савватеевой А.А. в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Последним днем обжалования бездействий Администрации является 19 января 2014 года, Савватеева А.А. обратилась в суд 20 февраля 2014 года, то есть за сроком обращения.
Таким образом, поскольку между сторонами наличествуют публичные правоотношения, и при этом отсутствуют какие-либо гражданско-правовые отношения, суд приходит к выводу о том, что к данным правоотношениям подлежит применению установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок на обращение в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации по выдачи ответа на заявление. Данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил :
Требования Савватеевой А.А. к Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности по разработке проектно-сметной документации и строительству дороги общего пользования, выполнению работ по вырубке растительности – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области разработать проектно-сметную документацию и осуществить строительство дороги общего пользования в д. <адрес> обеспечивающей транспортное сообщение до земельного участка с кадастровым номером *** в срок до 1 января 2016 года.
В остальной части иска Савватеевой А.А. – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной редакции в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд.
Судья Ульяненкова О.В.