Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-465/2021 ~ М-271/2021 от 23.04.2021

Дело № 2 – 465/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сланцы                                 24 ноября 2021 года

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кошелевой Л.Б.,

при помощнике судьи Нигуле А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Валентины Федоровны к обществу с ограниченной ответственностью «ВИРА сервис» о защите прав потребителя, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

истец Петрова В.Ф. обратилась в суд иском к ответчику ООО «ВИРА сервис» с требованиями:

- обязать ответчика произвести перерасчет платы за горячую воду в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества по тарифу холодного водоснабжения за период с 01 июня 2018 года по 31 апреля 2021 года;

- обязать ответчика привести содержание инженерных коммуникаций и оборудования в состояние, обеспечивающее постоянную их готовность для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а именно: отрегулировать циркуляцию горячей воды, не отключать обратку, наладить качественное водоснабжение, усилить давление холодной воды;

- взыскать компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.

В исковом заявлении указано, что истец Петрова В.Ф. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

С 2018 года в квартиру поступает горячая вода низкой температуры. Истец неоднократно письменно и устно обращалась к ответчику по данному поводу. По замерам специалистов управляющей компании температура горячей воды составляла 36-44 градусов. Также требовала отрегулировать циркуляцию горячей воды, не отключать обратку, наладить качественное водоснабжение, сделать перерасчет за предоставление услуги ненадлежащего качества, усилить давление холодной воды.

Однако ответчик не выполняет свои обязанности надлежащим образом, из-за чего горячее водоснабжение в квартире истца ненадлежащего качества.

На все обращения с июня 2018 года по апрель 2021 года ответчик сообщал, что ведутся работы по регулировке системы горячего водоснабжения. При этом перерасчет платы за горячее водоснабжение не производил.

В связи с указанными обстоятельствами истец считает, что ей причинен моральный вред вследствие нарушения ответчиком прав потребителя в части не обеспечения коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества. Размер компенсации морального вреда истец оценил в 15 000 рублей.

Истец Петрова В.Ф. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что она обращается к ответчику по вопросу ненадлежащего качества горячего водоснабжения регулярно с 2018 года. Неоднократно писала заявления о перерасчете платы за горячую воду, поскольку для того, чтобы вода пошла действительно горячая надо её очень долго пропускать, а это сказывается на увеличении платы за расход горячей воды. На все письменные обращения давались «отписки», перерасчет ни разу не производился. В квартире нет давления ни горячей, ни холодной воды по причине отсутствия насосов. В связи с ненадлежащим качеством коммунальных услуг по горячему водоснабжению причинен моральный вред, который оценивает в 15 000 рублей.

Представитель ответчика ООО «ВИРА сервис» Ковальчук Ю.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что в соответствии с Актами, представленными в материалы дела, температура воды в основном была +55 градусов. Система водоснабжения в <адрес> не является централизованной. В доме установлены индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно, относится к нецентрализованной системе горячего водоснабжения. При этом в пункте 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ , говориться, что в закрытых системах горячего водоснабжения температура воды должна быть не менее +50 градусов. То есть поставляемая вода соответствует нормативам. Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» индивидуальные тепловые пункты, которые стоят в домах <адрес> относятся к нецентрализованной системе горячего водоснабжения, соответственно СанПины не могут применяться к данному правоотношению. Также выразила несогласие с доводами истца о том, что ответчик должен делать перерасчет. Полагает, что поскольку требования о перерасчете заявлены истцом, то это его обязанность предоставит расчет своих требований. По требованиям истца о приведении коммуникаций в состояние готовности, пояснила, что ежегодно составляются паспорта готовности зданий к эксплуатации в отопительном сезоне, которые подписываются комиссией, включающей в свой состав, в том числе, и специалиста комитета ЖКХ, в связи с чем полагает данные требования истца необоснованными.

Представитель третьего лица АО «Нева Энергия» в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее представитель третьего лица АО «Нева Энергия» Коренчук М.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что истцом представлены Акты, в которых указано, что температура после трёхминутного водоразбора составляет 55 градусов, что соответствует Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда для нецентрализованного горячего водоснабжения. СанПин не применяется для нецентрализованной системы горячего водоснабжения. Кроме того, полагает, что хотя обязанность перерасчета и возложена на исполнителя коммунальной услуги, но поскольку данный вопрос разрешается в судебном порядке, то расчет исковых требований должен был быть выполнен истцом. Что касается требований об обязании произвести технические мероприятия, то полагает, что объективных сведений, которые бы подтверждали необходимость их выполнения, в материалы дела не представлены.

Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Указанной нормой жилищного законодательства закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным ст. 40 Конституцией Российской Федерации.

В силу требований ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические профилактические) мероприятия обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

СанПиН 2.1.4.2496-09, действовавший до 1 марта 2021 года, устанавливал требования к качеству горячей воды, поступающей к потребителю.

Пунктами 2.2 - 2.4 Санитарно-эпидемиологических правил и норм ("СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения"), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 года №20, предусматривалось, что горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.

В силу пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.)

Из пунктов 2.4, 3.1.10 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09), дополнительно включенных с 01.09.2009 года Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 года №20 в СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", следует, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С (п.2.4).

Требования к качеству подачи горячей воды установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170 (далее - Правила №170).

В соответствии с п. 5.3.1 названных Правил качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60°С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50°С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75°С.

Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).

В силу п. 10 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" качество и безопасность воды - совокупность показателей, характеризующие физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", обязательные в силу пункта 1.2 для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

Подпунктом «д» п. 3 Правил № 354 установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.

В соответствии с подп. «а» п. 31, подп. «а» п. 33 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении №1 к данным Правилам.

В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 105).

В силу пункта 106 Правил сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

Пункты 105 и 106 Правил основаны на приведенных законоположениях и являются основанием для реализации права потребителя на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Они определяют порядок установления факта неисполнения обязательств или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителем, которым в соответствии с пунктом 2 Правил признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В соответствии с п. 111 Правил, датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются: дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.

Анализ положений пунктов 104 - 113 Правил № 354 свидетельствует о том, что обнаружение факта поставки коммунального ресурса ненадлежащего качества, его фиксация в точке поставки горячей воды, определение периода предоставления некачественной услуги и возобновление поставки ресурса надлежащего качества связано с действиями исполнителя коммунальных услуг, имеющего соответствующий доступ к приборам учета и к месту, в котором подлежат отбору пробы воды.

Именно в результате совершения исполнителем коммунальных услуг активных действий по фиксации возобновления поставки качественного ресурса, произведенных в порядке пункта 112 Правил № 354, возможно было установить момент начала и окончания предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.

На основании абзаца 3 пункта 150 Правил от 06.05.2011 № 354 исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 настоящего Федерального закона.

В силу п.п. 1, 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании пунктов 1, 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Из материалов дела следует, что истец на основании договора передачи жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 158-160).

Выпиской из ЕГРН так же подтверждено, что Петрова В.Ф. является собственником <адрес> (л.д. 135-137).

Управлением многоквартирным домом, по адресу: <адрес> на основании договора управления МКД осуществляет ООО «ВИРА сервис».

Приготовление горячей воды в МКД производится с использованием ИТП, входящего в состав общего имущества собственников МКД.

Обращаясь в суд с иском о перерасчете платы за услугу горячего водоснабжения и возложении на ответчика обязанности обеспечить надлежащую температуру поставляемой горячей воды, истец Петрова В.Ф. ссылался на некачественное представление соответствующей услуги в период времени с 01.06.2018 года по 31.04.2021 года.

В обоснование заявленных требований истцом представлены Акты по результатам проверки температурного режима от 07.10.2019, 26.12.2019, 27.12.2019, 28.05.2020, 11.06.2020, 05.10.2020, 24.02.2021 (л.д. 31-43).

Также истцом представлены заявления, адресованные директору ООО «ВИРА сервис», в которых излагается жалоба на качество горячего водоснабжения и просьба произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение (л.д. 10-25).

На указанные заявления директором ООО «ВИРА сервис» были предоставлены однотипные ответы, датированные 15.10.2020, 11.12.2020, 16.07.2020, 03.03.2021, согласно которым специалистами управляющей организации проводятся работы по регулировке системы горячего водоснабжения (л.д. 26-29).

Согласно Акту проверки температурного режима от 07 октября 2019 года температура горячего водоснабжения составляет 36,2 градуса, что не соответствует требованиям постановления Правительства РФ №354. Акт подписан представителем управляющей организации и собственником квартиры (л.д. 31)

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 20 и 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 №22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Допрошенный в судебном заседании свидетель Калашников М.С. пояснил, что он, также как и истец, проживает в доме 12 по ул. Кирова, подтвердил доводы истца по поводу качества горячего водоснабжения, указал, что проблемы с качеством, а именно температурой горячей воды в этом доме имеются давно, поскольку для того чтобы вода пошла хотя бы тёплая, надо пропустить порядка 20 литров воды. Дополнительно пояснил, что напор холодной воды недостаточен, стояки в доме не менялись с 1979 года. Полагает, что установка насосов возможно могла бы увеличить давление воды. Сам неоднократно обращался в управляющую компанию с претензиями по качеству коммунальных услуг, но получал «отписки» (л.д.93-94).

Определением суда от 20 августа 2021 года к участию в деле в порядке ст. 47 ГПК РФ привлечен Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц.

Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области представил заключение по делу, где отражено, что согласно представленным Актам по результатам проверки температурного режима от 07.10.2019, 26.12.2019, 27.12.2019, 28.05.2020, 11.06.2020, 05.10.2020, 24.02.2021 температура горячей воды в точке водоразбора в жилом помещении №57 в МКД не соответствует требованиям п. 5 Приложения №1 к Правилам №354, что является основанием для перерасчета платы за коммунальную услугу. Перерасчет платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества носит заявительный характер и осуществляется на основании акта предоставления услуги ненадлежащего качества (л.д.138-141).

Положения подпункта "г" пункта 111 Правил установлено, что датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, признается, в частности, дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.

В материалах дела истцом представлен Акт от 07.10.2019 года, согласно которому температура горячего водоснабжения не соответствует "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

В связи с изложенным, суд считает доказанным, что в установленном порядке фиксация ненадлежащего качества коммунальных услуг была произведена Актом от 07.10.2019 года.

Факт нарушения качества коммунальной услуги зафиксированный вышеуказанными актами, а также показаниями свидетеля, заключением специалиста, суд считает установленным.

Согласно пункту 2.4 2 СанПин 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

СанПиН 2.1.4.2496-09 утратил силу с 01.03.2021 в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 и Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3. утвержден СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее также - СанПиН 2.1.3684-21).

В соответствии с пунктом 84 СанПиН 2.1.3684-21 температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °С и не выше плюс 75 °С.

Согласно письменному отзыву третьего лица АО «Нева Энергия», являющегося ресурсоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения (подогрев) потребителям Сланцевского городского поселения, в том числе и в <адрес>, указанный МКД имеет нецентрализованную систему ГВС. Производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению осуществляется внутри дома с использованием оборудования (ИТП), входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (л.д. 59-60)

Из чего следует, что истец имеет право на перерасчет платы за горячее водоснабжение за период с 07 октября 2019 года по 28 февраля 2021 года.

Требования истца о перерасчете платы за период с 01 июня 2018 года до 07 октября 2019 года (до составления Акта) суд отклоняет, поскольку доказательств тому, что в указанный период в квартиру истца поступает ГВС в пониженном температурном режиме не подтверждено.

При рассмотрении дела ответчиком не было представлено доказательств подачи горячей воды в спорный период надлежащего качества.

В соответствии с п.98 Правил предоставления коммунальных услуг №354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Пунктом 103 указанных правил предусмотрено, что если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положение о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том числе, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных инженерно-технического обеспечения.

Факт несоответствия температуры горячей воды, подаваемой в квартиру истца, установленным нормам с 07.10.2019 по 28.02.2021 подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, в том числе актом от 07.10.2019, доказательства устранения данного нарушения (повторные акты замеров и иные) в материалах дела отсутствуют.

В силу пункта 5 Приложения 1 Правил оказания коммунальных услуг №354 обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) за каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

Определяя начало периода предоставления услуги ненадлежащего качества, суд приходит к выводу, что началом периода является 07.10.2019 года, поскольку этим днем датирован Акт замеров температуры горячей воды, из которого следует, что при производстве замеров температура составила 36,2 градуса.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлен факт предоставления истцу коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества начиная с 07.10.2019 года.

Определяя период окончания предоставления истцу услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, суд приходит к выводу, что поскольку ответчиком не предоставлено доказательств возобновления поставки качественного ресурса, произведенных в порядке пункта 112 Правил № 354, а поставляемая горячая вода не соответствовала на протяжении всего периода поставки, то окончание периода необходимым определить 28.02.2021 года (включительно) (окончание действия СанПиН 2.1.4.2496-09), в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность по производству перерасчета платы за горячее водоснабжение.

Оснований для удовлетворения исковых требований истца о перерасчете платы за горячее водоснабжение в период с июня 2018 года по сентябрь 2019 года (включительно) суд не находит, поскольку истцом не представлено в материалы дела доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достоверности, подтверждающих факт предоставления истцу услуги по горячему водоснабжению в указанный период ненадлежащего качества.

В соответствии с п. 150 Правил №354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей").

Ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы.

Учитывая, что судом установлен факт предоставления ответчиком услуги ненадлежащего качества, а ответчик на какие-либо обстоятельства неприодолимой силы не ссылался, то соответственно отсутствуют правовые основания для освобождения ответчика от ответственности, предусмотренной Правилами №354.

Материалами дела достоверно подтверждено, что истец не была обеспечена коммунальной услугой «горячее водоснабжение» надлежащего качества в период с 07 октября 2019 года по 28 февраля 2021 года, что свидетельствует о нарушении прав истца как потребителя коммунальной услуги, в связи с чем требование о перерасчете платы за горячее водоснабжение за указанный период подлежит удовлетворению.

Разрешая требования истца об обязании ответчика привести содержание инженерных коммуникаций и оборудования в состояние, обеспечивающее постоянную их готовность для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а именно: отрегулировать циркуляцию горячей воды, не отключать обратку, наладить качественное водоснабжение, усилить давление холодной воды, суд приходит к следующему.

Ответчиком были представлены паспорта готовности здания к эксплуатации в отопительном сезоне 2018/2019, 2019/2020, 2020/2021, согласно которым <адрес> в г. Сланцы готов к эксплуатации в отопительном сезоне. Необходимые профилактические работы и работы по ремонту общего имущества объекта и внутридомовых инженерных систем выполнены согласно плану. (л.д. 79-84)

В ходе рассмотрения дела истец не заявил ходатайство о назначении судебной технической экспертизы для установления причин ненадлежащего качества коммунальной услуги и способов устранения данного нарушения, самостоятельно подобные исследования также не провел.

Вместе с тем, истцом не представлено доказательств, обосновывающих заявленные требования.

Оценив доводы истца, суд приходит к выводу, что требования истца в указанной части не подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии с п. 155 Правил №354 следует, что если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Суд считает, что в судебном заседании установлена вина ответчика ООО «ВИРА сервис» в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» по отношению к истцу Петровой В.Ф. как потребителю коммунальных услуг причинен моральный вред в виде нравственных страданий, в связи с чем суд приходит к выводу, что его требования о взыскании морального вреда подлежат частичному удовлетворению.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает требования разумности и справедливости, характер причиненных истцу нравственных страданий, Петрова В.Ф. испытывала нравственные переживания по поводу оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества, в связи с чем суд считает возможным взыскать с ответчика ООО «ВИРА сервис» компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В силу п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона).

Действий по добровольному исполнению требований потребителя ООО «ВИРА сервис» не предприняло, в связи с чем с него в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 2 500 рублей, что составляет 50% от удовлетворенной части требований истца.

Доводы ответчика о том, что в исковом заявлении должен быть указан расчет взыскиваемых сумм, а истцом в нарушение ст. 132 ГПК РФ не представлен расчет, судом отклоняется, поскольку он основан на неверном трактовании закона. Согласно положениям Правил №354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем.

В силу положений ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска на основании п.4 ч.2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Сланцевского муниципального района Ленинградской области в размере 600 руб., из которых 300 руб. за требование о перерасчете и 300 руб. требование о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Петровой Валентины Федоровны к обществу с ограниченной ответственностью «ВИРА сервис» о защите прав потребителя, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ВИРА сервис» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом помещении по адресу: <адрес>, начисленной за период с 07 октября 2019 года по 28 февраля 2021 года (включительно), исходя из п.п. 5, 6 Приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ВИРА сервис» в пользу Петровой Валентины Федоровны компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей 00 копеек, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере 2 500 (двух тысяч пятисот) рублей 00 копеек.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ВИРА сервис» в бюджет МО Сланцевский муниципальный район государственную пошлину в сумме 600 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после составления мотивированного решения в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.

    

Председательствующий судья Л.Б. Кошелева

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2021 года.

2-465/2021 ~ М-271/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Петрова Валентина Федоровна
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Вира-Сервис"
Другие
Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в лице сектора муниципальной инфраструктуры
Акционерное общество "Нева Энергия"
Суд
Сланцевский городской суд Ленинградской области
Судья
Кошелева Лилия Борисовна
Дело на странице суда
slancevsky--lo.sudrf.ru
23.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2021Передача материалов судье
28.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2021Подготовка дела (собеседование)
28.04.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.06.2021Предварительное судебное заседание
28.07.2021Предварительное судебное заседание
02.08.2021Предварительное судебное заседание
20.08.2021Судебное заседание
13.09.2021Судебное заседание
08.10.2021Предварительное судебное заседание
24.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2022Дело оформлено
03.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее