Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-778/2021 ~ М-759/2021 от 03.08.2021

***                         Дело № 2-778/2021

Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2021 года                                 г. Гаджиево        

Полярный суд Мурманской области

в составе председательствующего судьи Охлопкова А.В.,

при секретаре судебного заседания Сукачевой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора – войсковая часть №... Мурманская область в интересах ФИО1 к командиру войсковой части №..., филиалу ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» о взыскании не начисленной заработной платы,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Военный прокурор - войсковая часть №..., обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к командиру войсковой части №..., филиалу ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» о взыскании не начисленной заработной платы.

В обоснование иска указано, в военную прокуратуру – войсковая часть №... поступило обращение работника пожарной команды войсковой части №... ФИО1 о нарушении его прав на оплату труда со стороны командования войсковой части №...

02.11.2017 между войсковой частью №... и ФИО1 заключен трудовой договор №..., согласно которого приказом командира воинской части от 02.11.2017 №... ФИО1 принят на работу в должности «***» в подразделение пожарной команды войсковой части №....

В соответствии с п. 8. Приложения № 2 к приказу Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. № 545 гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки).

Войсковая часть №... согласно штата и Положения о районе базирования, входит в состав войсковой части №... и предназначена, в том числе для приема, хранения, выдачи ракетно-артиллерийского вооружения, ракет, боеприпасов, других видов материальных ценностей и обеспечения ими воинских частей и подразделений гарнизона и сил флота.

Для хранения ракетно-артиллерийского вооружения, ракет, боеприпасов и других видов материальных ценностей в составе района базирования (г. Гаджиево) предусмотрен склад (модульно-секционный), в котором предусмотрены хранилища, в том числе и хранилище ракетно-артиллерийского вооружения (далее - хранилище РАВ).

В соответствии с п. 12 Положения о ведомственной пожарной охране, утвержденной приказом Минобороны РФ №... от 22.02.2019 район выезда противопожарных подразделений определяется приказом командира воинской части и составляет радиус не более 15 километров от места дислокации подразделения пожарной охраны.

Таким образом,    истец полагает, что ФИО1 обладает правом на получение компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки) с 01 октября 2019 года.

В нарушение требований вышеуказанного приказа компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки) установлена лишь с 01 февраля 2021 года приказом командира войсковой части №... от 25.02.2021 №... после внесения изменений и дополнений в коллективный договор воинской части.

По данному факту военной прокуратурой - войсковая часть №... проведена проверка, в адрес командира войсковой части №... 30.04.2021 исх. №... (далее - Представление) внесено представление об устранении нарушений закона, требования которого командованием воинской части проигнорированы.

Просит взыскать с ответчиков - войсковой части №... и филиала ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота»  «1 финансово-экономическая служба» в пользу ФИО1 компенсационную выплату в размере 100 % должностного оклада, а именно как работнику подразделения пожарной охраны, в зоне ответственности которого находятся арсеналы базы склады по хранению вооружения и боеприпасов в период с 01.10.2019 по 31.01.2021 на сумме 228 532 рублей 50 копеек.

Взыскать с ФКУ «ОСК ФС» в лице «1 финансово-экономическая служба» в доход государства государственную пошлину в размере 5 485 рублей 32 копейки.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил взыскать с войсковой части №... через филиал ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово- экономическая служба» в пользу ФИО1 компенсационную выплату в размере 100% должностного оклада с 01.10.2019 года по 31.01.2021 года в сумме 228 532 рубля 50 копеек. Взыскать с войсковой части №... через филиал ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба» государственную пошлину в размере 5485 рублей 32 копейки.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена войсковая часть №....

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме пояснил, что находится за пределами Мурманской области, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, на удовлетворении исковых требований настаивал.

Военный прокурор - войсковая часть №... ФИО4 в судебном заседании полагал, что требования, заявленные в интересах ФИО1, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель ответчика №... ФИО5 в судебном заседании возражала против заявленных требований, полагала, что войсковая часть №... предназначена для накопления, хранения, выдачи, освежения текущих и неприкосновенных запасов всех видов материальных средств (в соответствии с установленной штатом Района базирования специализацией). В то время как войсковая часть №... является арсеналом и предназначена для организации хранения, подготовки транспортирования и проведения регламентных работ всех видов оружия.

Хранилище модульно - секционного склада войсковой части №... по выдаче оружия и боеприпасов в соответствии с планом ППО в/ч №... находится на административно - хозяйственной территории войсковой части №....

Приказом командира войсковой части №... от 29 ноября 2019 года №... «Об определении района выезда пожарной команды войсковой части №...» установлено, что районом выезда подразделения пожарной команды войсковой части №... является запретная зона (район), ограниченный условной границей, проложенной в 1,5 км от внешнего ограждения технической территории №... и административно - хозяйственной территории войсковой части. Пунктом 2 данного приказа определено, что к району выезда пожарной команды войсковой части №... отнесены объекты, расположенные на технической территории №..., технической территории №..., административно - хозяйственной территории. Это ещё раз доказывает, что хранилище модульно - секционного склада войсковой части №... по выдаче оружия и боеприпасов, находится в зоне ответственности пожарной команды войсковой части №....

Работникам пожарной команды войсковой части №... установлена и выплачивается с 1 января 2020 года выплата компенсационного характера в размере 100% должностного оклада как пожарной команде, содержащейся при арсенале, в зону ответственности, которой входят склады хранилища по вооружению и боеприпасов, в том числе и хранилище модульно - секционного склада войсковой части №....

В тоже время, в целях исключения роста напряжённости среди пожарных команд в адрес войсковой части №... поступили указания командира войсковой части №..., согласно которым командирам структурных подразделений войсковой части №..., в том числе и войсковой части №..., следовало с 01 февраля 2021 года установить работникам пожарной команды спорную компенсационную выплату, что и было исполнено командиром войсковой части №....

Представитель ответчика полагает, что двойная оплата за счёт федерального бюджета за исполнение одних и тех же работ законодательством Российской Федерации не предусмотрена и по своей правовой сути может расцениваться как нарушение финансовой дисциплины.

Кроме того, представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд со ссылкой на положения части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, отмечая, что ФИО1 ежемесячно имел возможность знакомиться с составом перечисляемой ему заработной платой. Заработная плата (спорная компенсационная выплата) ФИО1 в спорный период не выплачивалась и не начислялась, в связи с чем полагает, что в случае признания судом факта нарушения он не может быть признан длящимся.

Представитель филиал ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» в судебное заседание не явились, представлены письменные возражения, согласно которым просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица войсковой части №... ФИО6 в отношении заявленных требований оставила решение вопроса на усмотрение суда, отметив, что пожарная команда войсковой части №... безусловно обязана выезжать на все возгорания объектов в зоне их ответственности, а также и склада РАВ войсковой части №..., ответственность за безопасность которого несет пожарная команда войсковой части №.... при этом в случае возгорания на объектах их части пожарная команда войсковой части №... также обязана пребывать для ликвидации последствий ЧС. Данные обстоятельства отражены в планах противопожарной охраны обеих войсковых частей.

Суд полагает, возможным рассмотреть дело без участия неявившегося истца, представителя ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС», извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Выслушав доводы военного прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, свидетелей, изучив материалы гражданского дела, поступившие возражения, суд приходит к следующим выводам:

Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что сторонами трудовых отношений являются работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, и работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет понятие заработной платы (оплаты труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера., в том числе за работу а условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 Трудового Кодекса Российской Федерации работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.

На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 349 Трудового кодекса Российской Федерации).

Министром обороны Российской Федерации 18.09.2019 утвержден приказ № 545 «О системе оплаты груда гражданского персонала работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».

Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к настоящему приказу); порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3 к настоящему приказу).

В соответствии с пунктом 2 подпункта 2 приказа Минобороны России № 545 (глава 3 Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) приложения № 2, гражданскому персоналу воинских частей и организаций установлены виды выплат компенсационного характера, в том числе, выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункты 4-10, 55-57, 61-66. 71-74, 77. 78 и 81 настоящего приложения).

Согласно пункту 2 подпункта 8 (глава 3) приложения № 2 к приказу Минобороны России № 545 гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).

Выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 2 подпункта 3 главы 3 приказ Минобороны России № 545).

Из приложения № 2 к приказу Минобороны России № 545 следует, что к арсеналам, центрам, базам, складам по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, в которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.

С учетом изложенного, условием для установления спорной компенсационной выплаты гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны является условие содержания подразделений пожарной охраны при центрах и арсеналах всех наименований, отделах хранения вооружения и боеприпасов, других баз, складов и отделах, в которых хранятся вооружение и боеприпасы, а также отделах хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.

При рассмотрении возникшего спора судом установлено, что ФИО1 со 02 ноября 2017 года осуществляет трудовую деятельность в должности пожарного пожарной команды войсковой части №..., что подтверждается трудовым договором №... от 02 ноября 2017 года и приказом о приеме на работу от 02 ноября 2017 года №..., то есть, ФИО1 на дату вынесения приказа Минобороны России № 545 уже состоял в трудовых отношениях с войсковой частью №....

В состав войсковой части №... под условными наименованиями входят структурные подразделения, в том числе войсковая часть №... и №..., дислоцирующиеся в г. Гаджиево, Мурманской области.

Войсковая часть №... предназначена для накопления, хранения, выдачи, освежения текущих и неприкосновенных запасов всех видов материальных средств (в соответствии с установленной штатом Района базирования специализацией). В соответствии со штатом №... от 19 мая 2016 года в состав войсковой части входит пожарная команда в количестве 46 работников.

Согласно Планам противопожарной охраны на охраняемой территории войсковой части №... в зоне ответственности пожарной команды войсковой части №... при проведении противопожарных мероприятий находится модульно-секционный склад инв. №... (далее склад РАВ).

Согласно приказа начальника Гаджиевского мастного гарнизона от 17 декабря 2018 года №... указанный объект закреплен за войсковой частью №.... На основании приказа командира войсковой части №... от 25.05.2020 №... на складе РАВ воинской части организованы мероприятия противопожарной защиты, определены силы и средства для тушения пожара.

Оперативной карточкой войсковой части №..., утвержденной её командиром 21 января 2019 года определены время прибытия пожарной команды войсковой части №... и маршрут её движения на склад РАВ.

Указанный склад РАВ в соответствии планами противопожарной охраны войсковой части №..., утвержденных 25 ноября 2019 года и 25 ноября 2020 года, а также планами войсковой части №..., утвержденных 25 ноября 2019 года и 30 ноября 2020 года, входит в зону ответственности пожарной команды войсковой части №....

В связи с чем сотрудники пожарной команды войсковой части №... привлекаются для тушения пожара на указанном объекте войсковой части №....

В соответствии с планом противопожарной охраны филиала войсковой части №... на 2019 и 2020 годы пожарная команда войсковой части №... также привлекается для тушения пожара на объектах войсковой части №....

Обстоятельства связанные с обслуживанием склада РАВ, проверку его противопожарной безопасности и сдачу под охрану служащих войсковой части №... в судебном заседании подтвердили ФИО7, являющийся командиром пожарной команды войсковой части №... и ФИО8 – заведующий указанным хранилищем. Также данные обстоятельства подтверждаются представленными суду журналами принятия под охрану и проверки склада РАВ.

Факт хранения на указанном складе инв. 279 боеприпасов и пиротехнических средств отражен в акте осмотра от 20 сентября 2021 года, осуществленным помощником военного прокурора – войсковая часть №... ФИО9

Коллективный договор войсковой части №... на 2020 - 2023 годы, принятый на общем собрании работников войсковой части №..., положения об установлении спорной компенсационной выплаты не содержит. Условий о спорной выплате компенсационного характера за особые условия работы, трудовой договор, заключенный с ФИО1 не содержал и не содержит, такая выплата в отношении истца не устанавливалась и не осуществлялась до издания приказа командира войсковой части №... от 25 февраля 2021 года №..., когда спорная компенсационная выплата была установлена с 01 февраля 2021 года. При этом каких-либо организационно-штатных мероприятий войсковой частью не производилось, изменения в условия труда работников не вносились.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что пожарная часть войсковой части №... выполняет свои функциональные обязанности на основании норм, регулирующих деятельность пожарной охраны и их подразделений, кроме того, в зону её ответственности входят, в том числе и арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, в связи с чем, вопреки доводам ответчиков, истцу полагается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что поскольку в соответствии с приказом Минобороны России № 545 основанием для выплаты гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки) является содержание подразделений пожарной охраны при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, при этом подразделение пожарной охраны войсковой части 77360-Б содержится при указанных объектах, имеются основания для удовлетворения требований истца о взыскании в его пользу соответствующей задолженности по заработной плате с учетом спорной выплаты.

Вместе с тем, данные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с заключенным с истцом трудовым договором, а также пунктом 6.2 Коллективного договора выплата заработной платы производится 2 раза в месяц: заработная плата в фиксированном размере за первую половину месяца - 25 числа текущего месяца, и 10 числа месяца следующего за истекшим месяцем, когда уже будут известны все суммы, подлежащие выплате и удержанию за прошедший месяц (под расчет).

Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлен специальный срок для реализации работником права на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику - в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику- при увольнении.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, исходя из содержания абзаца 1 части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Согласно часта 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

В соответствии с разъяснениям, данным в пункте 56 постановления Пленума Верховного Сула Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации)» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.

Заработная плата (спорная компенсационная выплата) истцу в спорный период не выплачивалась и не начислялась, доказательств иного не представлено.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что спорная компенсационная выплата ответчиком истцу не начислялась, срок на обращение в суд по каждому спорному периоду исчисляется отдельно, начиная с 10 числа месяца, следующего за месяцем работы истца, поскольку такой срок выплаты заработной платы установлен заключенными между сторонами трудовыми договорами, а также Правила внутреннего трудового распорядка.

Определяя срок обращения ФИО1 за защитой нарушенного права, суд принимает во внимание, что истец обратился к военному прокурору – войсковая часть №... с заявлением о невыплате спорной денежной компенсации 14 апреля 2021 года, его обращение зарегистрировано за номером №.... По тогам рассмотрения заявления истца военным прокурором была проведена проверка в ходе которой установлен факт нарушения трудового законодательства и в адрес командира войсковой части №... вынесено представление об устранении нарушений закона от 30 апреля 2021 года. Однако, данное представление исполнено не было, что послужило основанием для повторного обращения ФИО1 к военному прокурору 14 июля 2021 года с просьбой принять меры прокурорского реагирования и защитить его права в том числе и путем обращения в суд.

В суд с исковым заявлением военный прокурор в интересах ФИО1 обратился 03 августа 2021 года.

Исходя из положений части 5 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, пропущенный по уважительным причинам срок обращения в суд за разрешением служебного спора может быть восстановлены судом.

Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Вместе с тем указанный перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд не является исчерпывающим, на что обращено внимание в пункте 13 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020)» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020), наряду с тем, что при разрешении трудовых споров подлежат учету носящие универсальный характер разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд.

В соответствии с этими разъяснениями к уважительным причинам пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный статьей 392 ТК РФ срок; обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Как указано в том же пункте Постановления, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.

Обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (часть 4 статьи 198 ГПК РФ).

Такие же правовые позиции содержатся в пунктах 22 и 23 «Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020.

С учетом приведенных разъяснений, истец заранее обозначил свое несогласие с невыплатой компенсационной надбавки, обращаясь с заявлением к военному прокурору ФИО1 ожидал восстановления его прав, что не может не учитываться судом при оценке обстоятельств пропуска срока обращения в суд за разрешением трудового спора.

При таком положении суд полагает уважительной причину пропуска истцом срока обращения в суд и, с учетом заявленного ответчиком ходатайства о пропуске пропущенного срока в отношении сумм спорной компенсации полагает, что ФИО1 имеет право на взыскание компенсационной выплаты с апреля 2020 года по январь 2021 года, поскольку окончательный расчет по заработной плате за апрель 2020 года с ним должен быть произведен 10 мая 2020 года.

Тем самым, истцом пропущен установленный законом срок обращения в суд с требованиями о взыскании выплаты компенсационного характера за период с октября 2019 года по март 2020 года (с учетом установленного дня выплаты зарплаты, включающей в себя данную выплату компенсационного характера, за апрель 2020 года, которым является 10.05.2020).

Установив, что срок в указанной части обращения пропущен без уважительных причин, суд принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Истцом не приведено обстоятельств, в силу которых по независящим от него причинам он не имел возможности проверить правильность начисления ему зарплаты и своевременно обратиться за судебной защитой.

При определении суммы подлежащей выплате суд исходит из расчета представленного ответчиком ФКУ ОСК СФ - 1 ФЭС, который судом проверен, является арифметически правильным, составлен в соответствии с требованиями ТК РФ и условиями трудового договора исходя из количества фактически отработанных дней в каждом месяце.

За вычетом НДФЛ подлежащая к взысканию сумма составит 120 403 рубля 09 копеек (138 394 рубля 36 копеек (компенсационная выплата к должностному окладу за период с апреля 2020 года по январь 2021 года с учетом районного коэффициента и полярных надбавок) х 13%).

При этом, доводы представителя в/ч №... о том, что в зоне ответственности данной войсковой части не находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов опровергаются имеющимися по делу доказательствами в их совокупности.

Доводы приведенные ответчиками и третьим лицом в части отсутствия соответствующего приказа командира войсковой части, судом не принимаются, поскольку восстановление нарушенных трудовых прав истца не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что работодателем несвоевременно исполнены требования приказа Минобороны РФ № 545.

Принимая во внимание, что войсковая часть не имеет самостоятельного органа, взыскание с войсковой части №... следует осуществить с лицевого счета Филиала ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС», открытого в Казначействе.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истцы были освобождены по требованиям имущественного характера, подлежащим оценке, исходя из общей суммы удовлетворенного требования.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования военного прокурора – войсковая часть №... Мурманская область в интересах ФИО1 к войсковой части №..., филиалу ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС», - удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» в пользу ФИО1 недополученную заработную плату за период с апреля 2020 года по январь 2021 года в общем размере 120 403 рубля (сто двадцать тысяч четыреста три) рубля 09 копеек.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к войсковой части №..., Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» о взыскании недополученной заработной платы в части, превышающей указанную сумму, - отказать.

Взыскать федерального казенного учреждения «Объединенное стратегического командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба» в бюджет муниципального образования государственную пошлину в размере 3608 рублей 06 копеек.

Решение в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Охлопков

2-778/2021 ~ М-759/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Поляков Евгений Вячеславович
Военный прокурор - войсковая часть 56186
Ответчики
Филиал ФКУ "ОСК СФ" - "1 ФЭС"
Командир войсковой части 77360-В
Другие
Войсковая часть 77360-Т
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Охлопков Андрей Владимирович
Дело на сайте суда
pol--mrm.sudrf.ru
03.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2021Передача материалов судье
06.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2021Судебное заседание
27.09.2021Судебное заседание
21.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее