РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2016 года г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.О.
при секретаре Шафоростовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Баева А.Ю. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону, третье лицо – Баева И.Г. об установлении факта нахождения супруги на иждивении и обязании произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Баев А.Ю. обратился в суд с указанным иском, сославшись на то, что является инвалидом второй группы и получателем двух пенсий, выплата которых предусмотрена Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О трудовых пенсиях».
ДД.ММ.ГГГГ истец подал в ГУ УПФР в Советском районе г. Ростова-на-Дону заявление о перерасчете пенсии, обосновав его тем, что его супруга Баева И.Г. является пенсионером и находится на его иждивении.
Однако ответчик отказал в перерасчете пенсии по старости, указав на неподтвержденность факта нахождения супруги на иждивении.
В этой связи, основываясь на размере ежемесячных выплат, получаемых им и супругой, Баев А.Ю. просил суд обязать ответчика признать факт нахождения Баевой И.Г. на его иждивении, обязать УПФР в Советском районе г. Ростова-на-Дону произвести ему перерасчет пенсии с учетом повышения величины фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и к пенсии по инвалидности в связи с военной травмой с ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее судебное заседание Баев А.Ю. явился исковые требования уточнил и просил суд установить факт нахождения его супруги на его иждивении и обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом повышения величины фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности в связи с военной травмой с ДД.ММ.ГГГГ. По мнению истца, представленные по делу доказательства с достоверностью подтверждают, что получаемые им социальные выплаты являются постоянным источником дохода семьи и средствами к существованию его супруги, которая является инвалидом второй группы.
Представитель ГУ УПФР в Советском районе г. Ростова-на-Дону Потапова Е.С., действующая на основании доверенности от, в судебное заседание явилась, выводы суда по существу спора об установлении факта и обязании произвести перерасчет пенсии оставила на усмотрение суда, указав на то, что перерасчет пенсии в случае удовлетворения исковых требований может быть произведен не с ДД.ММ.ГГГГ, а с даты вступления решения об установлении факта нахождения на иждивении в законную силу.
Баева И.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки суду не представила, с ходатайством об отложении слушания дела не обращалась, вследствие чего суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица в порядке статьи 167 ГПК РФ. Ранее присутствуя в судебном заседании, Баева И.Г. против удовлетворения исковых требований не возражала, ссылаясь на то, что с учетом имеющегося у неё заболевания, размера расходов на оплату коммунальных услуг, передаваемые ей супругом суммы в размере около 15000-20000 рублей являются постоянным источником средств к существованию.
Выслушав позицию истца, представителя ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3, 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.
На основании пп. 3 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" нетрудоспособными членами семьи признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
Согласно положениям действующего Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 данного Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
К числу иждивенцев относятся, в частности, супруг (супруг) кормильца, если они достигли возраста 60 лет и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
Судом установлено, что Баев А.Ю. является инвалидом вследствие увечья, связанного с аварией на ЧАЭС, что предусмотрено Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и, соответственно, получателем двух пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к УПФР Советского района г. Ростова-на-Дону с заявлением о перерасчете пенсии в связи с нахождением на его иждивении супруги Баевой И.Г., достигшей возраста 55 лет.
Решением Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ Баеву А.Ю. отказано в назначении повышенной фиксированной выплаты пенсии со ссылкой на то, что нахождение на его иждивении супруги не подтверждено, и она имеет доход в размере 11463, 89 рублей, превышающий размер прожиточного минимума пенсионера.
Полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд.
Принимая решение по делу, суд исходит из того, что юридическое значение для решения вопроса об иждивенстве лица имеют следующие обстоятельства: постоянный характер оказываемой помощи и помощь как основной источник существования члена семьи умершего. Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи. При этом не может быть признано иждивенцем лицо, которое получало от кормильца помощь эпизодически, нерегулярно и в размерах, недостаточных для того, чтобы служить постоянным и основным источником средств существования.
Судом установлено, что супруга истца Баева И.Г. достигла возраста 55 лет, является получателем пенсии по старости и выплат в связи с наличием у неё статуса инвалида второй группы, установленного ДД.ММ.ГГГГ пожизненно.
Размер получаемой Баевой И.Г. пенсии согласно справке по состоянию на сентябрь 2015 года составлял 11463, 89 рублей, размер ежемесячной денежной выплаты - 1524, 34 рублей. Кроме того, Баева И.Г. имеет льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и ежемесячно получает сумму в размере 889, 14 рублей.
Таким образом, ежемесячный доход Баевой И.Г. составляет 13877, 34 рублей.
Истец же, будучи инвалидом вследствие аварии на ЧАЭС, имеет доход в сумме 50399, 67 рублей, что подтверждается представленными им в обоснование своих требований справками МКУ «УСЗН Советского района г. Ростова-на-Дону» и не оспаривалось ответчиком в рамках слушания дела.
Также судом установлено, что Баев А.Ю. и Баева И.Г. проживают совместно по адресу: <адрес> б, <адрес>, в квартире, принадлежащей Баевой И.Г., ведут совместное хозяйство, получаемые ими обоими денежные средства являлись общим доходом семьи, что подтверждается справкой ТСЖ «Родник», а также объяснениями истца и его супруги, являющимися в силу ст. 55 ГПК РФ одними из средств доказывания юридически значимых обстоятельств.
Таким образом, на долю каждого из супругов, приходится около 32000 рублей, из которых только около 13.000 руб. – это собственные доходы Баевой И.Г., при том, что согласно квитанции об оплате коммунальных услуг за квартиру, находящуюся в собственности Баевой И.Г., размер ежемесячной оплаты составляет около 3500 рублей.
Как указал истец в судебном заседании, ежемесячно он оказывает супруге материальную помощь в размере не менее 20000 рублей, поскольку с учетом наличия у нее ряда хронических заболеваний, инвалидности второй группы собственных доходов на приобретение продуктов питания, оплату жилья, лекарственных средств ей не хватает.
Так, согласно представленным истцом доказательствам, в частности, товарным и кассовым чекам, договору оказания платных стоматологических услуг, размер понесенных Баевой И.Г. в декабре 2015 года – январе 2016 года затрат на лечение и приобретение лекарственных средств составил более 12000 рублей.
Давая оценку представленным истцом доказательствам по правилам ст. 167 ГПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности Баевым А.Ю. факта нахождения супруги Баевой И.Г. на его иждивении. По мнению суда, оказываемая им супруге материальная помощь в размере около 20 000 руб. ежемесячно почти в 2 раза превышает собственные доходы супруги, является для нее постоянной и значительной, что свидетельствует о том, что кормилец взял на себя заботу о ее содержании, предоставляя помощь, являющуюся для ней основным и постоянным источником средств существования.
То обстоятельство, что доходы Баевой И.Г. превышают величину прожиточного минимума для пенсионеров Ростовской области на 2015 год, само по себе факт иждивенства супруги истца не оспаривает. При этом положения действующего законодательства не ограничивают право на перерасчет пенсии кормильца конкретным размером получаемого иждивенцем дохода либо соотношением такого дохода с уровнем величины прожиточного минимума.
Применительно к изложенному, суд полагает доказанным факт нахождения Баевой И.Г. на иждивении Баева А.Ю. и, соответственно, исковые требования о перерасчете пенсии - подлежащими удовлетворению.
Между тем, суд не усматривает оснований для обязания ответчика произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, полагая, что такая обязанность возникнет у ответчика лишь после вступления решения об установлении факта нахождения супруги на иждивении в законную силу.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить факт нахождения Баевой И.Г. на иждивении супруга Баева А.Ю..
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Ростова-на-Дону произвести Баеву А.Ю. перерасчет пенсии с учетом повышения величины фиксированной выплаты к страховой пенсии и установить государственную пенсию по инвалидности с учетом иждивенца с даты вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента его принятия в окончательном виде.
Судья
Текст мотивированного решения суда изготовлен 22 января 2016 года.