Решение по делу № 2а-8103/2017 ~ М-7941/2017 от 30.08.2017

Дело № 2а-8102/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Семяшкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

27 сентября 2017 года административное дело по административным исковым заявлениям Тесалова В.В., Тесаловой Н.Н. к МВД по Республике Коми, Отделу по вопросам миграции Управления МВД России по г.Сыктывкару об оспаривании отказа в принятии документов,

установил:

Тесалов В.В. и Тесалова Н.Н. обратились в суд с административными исками, в которых просили признать незаконным отказ в принятии документов /бездействие/ Отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Сыктывкару, МВД по Республике Коми, обязать административных ответчиков принять к рассмотрению заявление и документы о выдаче вида на жительство Тесалову В.В., Тесаловой Н.Н., а также их.. . О.В.,.. . Г.В. и выдать вид на жительство.

Дела по административным искам Тесалова В.В. и Тесаловой Н.Н. объединены судом для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании административные истцы заявленные требования поддержали. В случае установления факта пропуска срока на подачу заявлений о выдаче вида на жительство просили его восстановить, руководствуясь гуманитарными соображениями.

Представители административных ответчиков, указывая на законность действий представляемых ими государственных органов по отказу в принятии документов /по причине пропуска срока их подачи административными истцами/, разрешение вопроса о восстановлении Тесаловым срока на подачу заявлений о выдаче вида на жительство оставили на усмотрение суда.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Тесаловы и их.. . /О.В., ** ** **., Г.В., ** ** **, граждане.. ., прибыли на территорию Российской Федерации ** ** ** из г...., вследствие общеизвестных событий в указанном регионе. С указанного времени постоянно проживают в г.Сыктывкаре.

По заключениям №№...,.. . УФМС России по Республике Коми лот ** ** ** г. административным истцам и их несовершеннолетним детям выданы разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации сроком действия до ** ** **

** ** ** административные истцы обратились в Отдел по вопросам миграции УМВД России по г.Сыктывкару с заявлениями о выдаче вида на жительство в Российской Федерации на себя и несовершеннолетних детей.

В принятии документов им было отказано по той причине, что такие заявления могли быть поданы не позднее ** ** **

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности устанавливаются Федеральным законом от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» /далее – Закон/.

В статье 2 указанного Закона раскрыто понятие «разрешение на временное проживание» - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

В силу закона «вид на жительство» - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Согласно ст.8 Закона в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг /пункт 1/.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Положения пунктов 1 - 3 настоящей статьи не применяются при выдаче вида на жительство, в том числе: иностранным гражданам, признанным носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"; иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и ставшим участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членам их семей, переселившимся совместно с ними в Российскую Федерацию.

При подаче заявления о выдаче вида на жительство гражданином Украины, признанным носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", указанным гражданином должна быть представлена нотариально заверенная копия заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины, направленного в полномочный орган данного государства.

Порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

В соответствии с п.41 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России от 22.04.2013 №215, заявление и документы к рассмотрению не принимаются, если срок действия разрешения на временное проживание составляет менее 6 месяцев.

В рассматриваемом случае административным истцам следовало подать соответствующие заявления в срок до ** ** **, однако они были поданы ** ** **

Следовательно, отказ в принятии заявлений со стороны государственного органа, уполномоченного в сфере миграции, имел под собой законные основания

Вместе с тем, суд находит возможным восстановить административным истцам срок на подачу заявлений о выдаче вида на жительство, учитывая следующее.

Согласно ст.62 ч.3 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.7; ст.17 ч.1; ст.19 ч.2; ст.21; ст.38 ч.ч.1 и 2; ст.41 ч.1, Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (п.1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п.2).

Согласно правовой позиции, приведенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.2006 №155-О, Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 ч.3). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры.

Из этого следует, что при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о временном проживании иностранного гражданина на территории Российской Федерации вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений.

По делу установлено, что административные истцы прибыли в Россию из.. ., вследствие военного конфликта в восточной части указанного государства, который в настоящее время не окончен.

Исходя из конституционных норм и норм международного права, гарантирующих право человека на жизнь, а также приоритет интересов семьи, по мнению суда, Тесаловы и их несовершеннолетние дети имеют право на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

С учетом установленных по делу обстоятельств /в числе которых суд принимает во внимание отсутствие законных и фактических оснований к отказу в выдаче вида на жительство административным истцам, а также незначительный пропуск срока/, представленных сторонами доказательств и приведенных правовых норм суд находит необходимым восстановить административным истцам срок на подачу заявлений о выдаче вида на жительство и обязать Отдел по вопросам миграции УМВД по г.Сыктывкару принять от административных истцов соответствующие заявления с приложенными документами.

При этом на основании ст.188 Кодекса административного судопроизводства РФ, по убеждению суда, решение следует обратить к немедленному исполнению, учитывая возможность существенного нарушения прав и законных интересов административных истцов и их несовершеннолетних детей в случае замедления исполнения судебного акта /поскольку срок действия разрешений на их временное проживание в Российской Федерации истекает 04.12.2017/.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить Тесалову В.В. и Тесаловой Н.Н. срок на подачу заявлений о выдаче вида на жительство в Российской Федерации.

Обязать Отдел по вопросам миграции УМВД по г.Сыктывкару принять от Тесалова В.В. и Тесаловой Н.Н. заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации Тесалову В.В., Тесаловой Н.Н. и их.. . детям: О.В. и Г.В., с приложенными документами.

Обратить решение к немедленному исполнению.

На основании п.9 ст.227 КАС РФ административные ответчики обязаны в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу сообщить суду и административному истцу об его исполнении.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник

2а-8103/2017 ~ М-7941/2017

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тесалова Н.Н.
Ответчики
МВД по РК, УВМД России по г. Сыктывкару (отдел по вопросам миграции)
Суд
Сыктывкарский городской суд
Судья
Олейник Иван Иванович
30.08.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
04.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2017[Адм.] Судебное заседание
02.10.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее