№ 2-651/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Мошенское Новгородской области 16 мая 2018 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Цабулевой В.В.,
при секретаре Сергеевой Е.А.,
с участием представителей истца министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области Беляковой Н.С., Смирновой Н.А.,
представителя ответчика Воробьевой М.Г. по доверенности Воробьева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области в лице государственного областного казенного учреждения «Мошенское лесничество» к Воробьевой Марии Григорьевне о взыскании неустойки за отчуждение, передачу другому лицу древесины, приобретённой по договору купли-продажи древесины для собственных нужд,
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области в лице ГОКУ «Мошенское лесничество» обратилось в суд с иском к Воробьевой М.Г., в обоснование своих требований указав, что между Комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности и Воробьёвой М.Г. 04 февраля 2016 года заключен договор № купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, по условиям которого ответчику выделено 70,58 куб.м древесины для возведения строений, срок договора установлен с 04 февраля 2016 г. по 03 февраля 2017 г. Истцом обязательства по договору исполнены в полном объёме. Специалистами ГОКУ «Мошенское лесничество была проведена проверка целевого использования древесины ответчиком, заготовленной для собственных нужд, по результатам которой составлен акт, в котором установлен факт нецелевого использования древесины. Так, в соответствии с отчётом, предоставленным Воробьёвой М.Г., заготовленная древесина по договору купли-продажи лесных насаждений № 17 от 04.02.2016 г. использовалась по целевому назначению - баланс, распиловка на дрова (20,0 куб.м.), распиловка на пиломатериал (50,58 куб.м.). Воробьёвой М.Г. был предоставлен договор на переработку деловой древесины в срок с 02 октября 2017 г. по 31 мая 2018 г., заключенный между Воробьёвой М.Г. и ИП Докуевым З.С. При фактическом выезде по адресу: Мошенской район, д.Крепужиха данные из отчёта и целевое использование древесины не подтвердились, наличие древесины, строений 2016-2017 годов не зафиксировано. За период действия договора, а так же по окончании срока договора, и на момент подачи настоящего заявления Воробьёвой М.Г. древесина не использована по целевому назначению.
Просит суд взыскать с Воробьёвой М.Г. неустойку в размере 107 403руб. 20 коп. за отчуждение, передачу другому лицу древесины, приобретённой по договору купли- продажи древесины для собственных нужд.
Представители истца Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> в лице ГОКУ «Мошенское лесничество» по доверенности ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик Воробьева М.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
Представитель истца по доверенности Воробьев А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что древесина находится на хранении у ИП Докуева. Считает, что древесина ни кому не отчуждалась, а в настоящее время у них нет финансовой возможности возводить строение.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Свидетель Платонов С.А. в судебном заседании подтвердил, что комиссия выезжала по месту жительства ответчика в <адрес>, <адрес>, строений возведенных в 2016-2017г. не выявлено.
Выслушав объяснения сторон, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ч.1, 4, 4.1, 5 ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд, Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1, 3 со ст.75 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Частью 5 ст. 75 Лесного кодекса установлено, что Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.
Частью 4 ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Областным законом Новгородской области 23.12.2010 N 882-ОЗ (ред. от 25.11.2016) «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд» (действовавшим на момент заключения договора) установлен порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Новгородской области.
Собственные нужды граждан - потребность граждан в древесине для следующих целей: отопление - печное отопление и (или) котловое отопление (на твердом виде топлива) жилого и нежилого помещения и строения; возведение строений - строительство жилого дома на приусадебном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, и земельном участке, предоставленном для ведения индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства; строительство жилого строения на приусадебном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, и на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства; строительство нежилых строений и сооружений вспомогательного назначения на приусадебном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, и на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства; иные собственные нужды - ремонт и (или) реконструкция жилого помещения, жилого и нежилого строения, сооружения вспомогательного назначения (ст. 3 Областного закона).
Пунктом 3 ст. 7 Закона установлено, что контроль за целевым использованием гражданами древесины, заготовленной для собственных нужд, осуществляется лесничеством.
Статьей 8 Закона установлены нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд: для целей отопления - до 20 куб. м один раз в календарном году на одно домовладение; для целей возведения строений - до 100 куб. м один раз в 20 лет на семью (супругов, родителей, детей (усыновителей и усыновленных), совместно проживающих) или одиноко проживающего гражданина; для иных собственных нужд - до 30 куб. м один раз в 5 лет на семью (супругов, родителей, детей (усыновителей и усыновленных), совместно проживающих) или одиноко проживающего гражданина.
Постановлением Правительства Новгородской области от 15.06.2016 N 209 утвержден порядка осуществления контроля за целевым использованием гражданами древесины, заготовленной для собственных нужд.
Проверка целевого использования древесины проводится в отношении древесины, предоставленной гражданам для заготовки по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для следующих целей: возведения строений (строительство жилого дома на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, строительство жилого строения на земельном участке, предоставленном для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, строительство нежилых строений и сооружений вспомогательного назначения на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства) (далее - строительство); иных собственных нужд (ремонт и (или) реконструкция жилого помещения, жилого и нежилого строения, сооружения вспомогательного назначения) (п. 1.4. Порядка)
Проверка проводится на основании приказа ГОКУ-лесничество (п. 4.5. Порядка).
П. 4.9., 4.10, 4.11, 4.14. Порядка, ГОКУ-лесничество в срок, указанный в ежеквартальном плане проведения проверок, на основании приказа о проведении проверки направляет гражданам, с которыми заключены договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, извещение о проведении проверки целевого использования древесины, заготовленной для собственных нужд. Гражданин в срок, установленный в извещении, представляет в ГОКУ-лесничество отчет об использовании заготовленной древесины. Контроль за целевым использованием древесины проводится при участии гражданина либо его представителя по указанному в отчете об использовании заготовленной древесины месту строительства, ремонта и (или) реконструкции объекта гражданина в указанные в извещении дату и время. По результатам проверки должностным лицом ГОКУ-лесничество, проводящим проверку, составляется акт проверки целевого использования древесины. В случае выявления факта отчуждения или передачи другому лицу иными способами древесины, заготовленной для собственных нужд, ГОКУ-лесничество производит начисление неустойки в размере, установленном в договоре купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Пп. «и» п. 17 договора за отчуждение или передачу другому лицу древесины, заготовленной для собственных нужд взыскивается неустойка в размере 10-кратной стоимости заготовленной древесины, определенная по ставкам платы за единицу объема лесных насаждений, установленным с ч. 4 ст. 76 Лесного кодекса РФ.
Таким образом, из приведенных норм в их совокупности следует, что граждане вправе заготавливать древесину для собственных нужд, но лишь при наличии документов, подтверждающих нуждаемость граждан в древесине, на основании которых и заключается договор купли-продажи, с последующим использованием этой древесины только на испрашиваемые и подтвержденные цели.
Судом установлено, что 11 января 2016 года Воробьева М.Г. обратилась в ГОКУ «Мошенское лесничество» с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд – возведения строений (л.д. 17).
На основании заявления и приложенных документов ГОКУ «»Мошенское лесничество» и Воробьева М.Г. заключили 04 февраля 2016 г. договор № купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности (л.д. 8-13).
Согласно условиям договора покупатель должен использовать приобретенную древесину на цели, предусмотренные условиями ее получения: для возведения строений (п.1 договора).
Договор купли-продажи содержит все существенные условия, указано местоположение лесных насаждений, объем подлежащей заготовке древесины, цель использования древесины, что соответствует требованиям ст. 75 Лесного кодекса Российской Федерации.
Актом осмотра лесосеки от 24 мая 2018 года установлено, что фактически вырублено 70,58 куб.м древесины (л.д. 14-16).
В целях контроля за целевым использованием гражданами древесины, заготовленной для собственных нужд, ГОКУ «Мошенское лесничество» направлено извещение о представлении отчета об использовании и заготовленной древесины (л.д. 33).
15 февраля 2018 года Воробьева М.Г. предоставила в ГОКУ «Мошенское лесничество» отчет об использовании заготовленной древесины, где отчиталась, что 20 куб.м. древесины распилено на дрова, 50,58 куб.м – распилено на материал. Пиломатериал находится на пилораме Докуева З.С. на основании договора от 02 октября 2017 года (л.д. 32).
По результатам проведенной 15 февраля 2018 года проверки установлено нецелевое использование древесины. В частности, наличие строений 2016-2017 года не зафиксировано (л.д. 31).
16 февраля 2018 года в адрес ответчика направлена претензия с предложением добровольно оплатить неустойку в срок до 16 марта 2018 года. Ответа на претензию не получено, неустойка до настоящего времени не погашена.
В подтверждение своих доводов и возражений стороной ответчика представлен договор на переработку древесины от 02 октября 2017 года.
Согласно договора купли-продажи ответчик принял на себя обязательство использовать древесину целевым способом. В связи с этим именно ответчик обязан доказать выполнение принятой на себя обязанности, а также предоставления доказательств не отчуждения иным лицам древесины приобретенной по договору купли-продажи для собственных нужд.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По делу установлено, что ответчик с момента заключения договора строительство не начал, наличие строений 2016-2017г. проверкой не зафиксировано, заготовленного леса и пиломатериалов на территории, прилегающей к домовладению ответчика также не установлено, что не оспаривалось ответчиком.
Представленные после проверки документы о сдаче заготовленной им древесины на хранение по договору хранения от 14 марта 2018г. заключенного с ИП Докуев, сами по себе не свидетельствуют о выполнении договора и не отчуждении заготовленной древесины, так как указанным договором не установлены ни порода, ни вид пиломатериала который ИП Докуев обязался хранить.
Представленная в судебное заседание фотография, на которой изображен пиломатериал, также не подтверждает того, что данный пиломатериал принадлежит ответчику и изготовлен из древесины заготовленный для собственных нужд, так как достоверно не известно, где, когда и какой пиломатериал изображен на данной фотографии и принадлежит ли он ответчику.
Указанные обстоятельства ставят под сомнение доводы представителя ответчика Воробьева А.А. о наличии, у ответчика Воробьевой М.Г. в собственности пиломатериала, приобретенного по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан от 04 февраля 2016 года №.
Необходимо предоставление убедительных доказательств строительства и фактического использования древесины по назначению.
Также названные доводы фактически лишают истца объективной возможности контролировать исполнение договора в части целевого использования древесины и не отчуждения приобретенной древесины для собственных нужд.
Доводы представителя ответчика о финансовых сложностях, в связи с чем ответчик не смог приступить к возведению строений, не освобождают его от обязательств, принятых на себя при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений № от 04.02.2016 г.
С ходатайство о продлении срока для возведения строения и отложения проведения проверки по целевому использованию древесины ответчик не обращался.
Таким образом, установленные обстоятельства не подтверждают с необходимой достоверностью целевое использование ответчиком заготовленной им для целей строительства древесины и не отчуждения её третьим лицам.
При таких обстоятельствах, требования истца о применении предусмотренной договором санкции в виде неустойки является обоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.12.2000 № 263-О указал, что положения п. 1 ст. 333 ГК РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
Таким образом, неустойка является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, направленной на восстановление нарушенного права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского Кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств», при разрешении вопроса об уменьшении неустойки (ст. 333 ГК РФ), необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. Предоставление суду возможности снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть по существу – на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части 1 статьи 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба.
Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, оценка указанного критерия отнесена к компетенции суда и производится по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из своего внутреннего убеждения, основанного на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех обстоятельств дела. При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание, в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена товара, работ, услуг, сумма договора и т.д.).
Принимая во внимание заявление представителя ответчика о применении положений ст. 333 ГК РФ и его доводы, конкретные обстоятельства дела, имеющие значение при оценке соразмерности подлежащей взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства, с учетом принципа разумности и справедливости, принимая во внимание, внесенный размер платы по договору в размере 10740 руб. 32 коп., суд полагает возможным снизить размер взыскиваемой неустойки до 30000 руб. 00 коп.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка в сумме 30000 руб. 00 коп.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет в размере 1100 руб. 00 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области к Воробьевой Марии Григорьевне удовлетворить частично.
Взыскать с Воробьевой Марии Григорьевны в пользу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области неустойку в размере 30000 руб. за отчуждение, передачу другому лицу древесины, приобретенной по договору купли-продажи древесины для собственных нужд.
Взыскать с Воробьевой Марии Григорьевны в пользу федерального бюджета расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1100 руб.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суда через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2018 года.
Судья: В.В. Цабулева