УИД 66RS0045-01-2020-000181-47
Дело № 2-278/2020
Решение в окончательной форме
принято 18 июня 2020г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полевской 10 июня 2020 года
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при ведении секретаре Килиной Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кротова А.О. к Кротову В.О., Проскурякову Д.А. и органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа о признании имущества личной собственностью наследодателя и признании права собственности на наследственное имущество,
У С Т А Н О В И Л:
. . .г. в <. . .> умерла К.М.М., со смертью которой открылось наследство.
Кротов А.О. обратился в суд с иском к Кротову В.О., Проскурякову Д.А. и органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа о признании жилого помещения личной собственностью наследодателя и о признании права собственности на наследственное имущество, мотивируя это тем, что его родители К.М.М. и К.О.В. состояли в браке с 1985г. по 12 марта 1994г. В период брака в собственности родителей имелась квартира, расположенная по адресу: <. . .>. В связи с прекращением семейных отношений, но до расторжения брака, квартиру они продали и приобрели каждому отдельное жилье: отец приобрел однокомнатную квартиру по адресу: <. . .>, а мать, доплатив свои личные средства, - квартиру по адресу: <. . .>. К.О.В. умер . . .г., после его смерти квартира, приобретенная матерью, в состав наследства не входила. После смерти матери он является ее единственным наследником по закону, принявшим наследство, как формальным, так и фактическим способом. Поскольку жилое помещение по адресу: <. . .>, приобретено в период юридического брака родителей, нотариус отказал ему в выдаче свидетельства о праве на наследство. Истец просил признать квартиру по адресу: <. . .>, личным имуществом К.М.М. и признать за ним право собственности на нее в порядке наследования.
В судебном заседании истец поддержал иск и доводы искового заявления и пояснил, что его родители К.О.В. и К.М.М. прекратили совместное проживание в 1992г. Ранее в 1985г. ими приобретена трехкомнатная квартира по <. . .>. В 1994г. отец поменял эту трехкомнатную квартиру на двухкомнатную <. . .> этом же доме, оформил потом на мать. Себе отец приобрел квартиру в <. . .>, точный адрес не знает. После смерти матери он является единственным наследником, принявшим наследство.
Ответчик Кротов В.О. в судебном заседании исковые требования фактически признал, против обстоятельств, указанных истцом, не возразил.
Ответчик Проскуряков Д.А. и представитель ответчика органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа в судебное заседание не явились.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Пунктами 1 и 2 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено.
Согласно пункту 1 статьи 36 Семейного кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными данным кодексом.
Из разъяснений, содержащиеся в части 4 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 ноября 1998 года № 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дела о расторжении брака", следует, что не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши (ст. 36 Семейного кодекса Российской Федерации).
Как установлено в судебном заседании, К.О.В. и К.М.М. состояли в браке с 13 июля 1985г. по 12 марта 1994г. Это обстоятельство подтверждается копией справки о заключении брака (запись акта о заключении брака от 13 июля 1985г. №), копией свидетельства о расторжении брака (запись акта о расторжении брака от . . ..).
К.О.В. умер . . .г. в <. . .>, с его смертью открылось наследство. Это подтверждается копией свидетельства о смерти от . . .г. (запись акта о смерти № от . . .г.).
К.М.М. умерла . . .г. в <. . .>, с ее смертью открылось наследство. Это так же подтверждается копией свидетельства о смерти от . . .г. (запись акта о смерти № от . . .г.).
Наследниками, принявшими наследство К.О.В., являются Кротов В.О., Кротов А.О. (дети наследодателя) и Проскуряков Д.А. (племянник наследодателя, мать которого П.Г.В., приходящаяся наследодателю сестрой, умерла . . .г., а наследник К.О.В. К.В.В., супруга наследодателя, отказалась от наследства в его пользу). Жилое помещение, расположенное по адресу: <. . .>, в состав наследства К.О.В. не заявлено.
Наследником, принявшим наследство К.М.М., является Кротов А.О., обратившийся с заявлением о принятии наследства к нотариусу.
Вышеперечисленные обстоятельства подтверждаются копиями материалов наследственных дел (л.д. 23-42).
18 января 1994г. К.О.В. обменял принадлежавшую ему квартиру, расположенную по адресу: <. . .>, на квартиру, расположенную по адресу: <. . .>. Обмен квартиры производится без доплаты. Указанные обстоятельства подтверждаются копией этого договора.
На основании договора купли-продажи от 28 января 1994г. К.О.В. продал К.М.М. приобретенную по договору мены от 18 января 1994г. квартиру по адресу: <. . .>.
Эти обстоятельства подтверждаются копиями этих договоров и подтверждают доводы истца о том, что фактически родители разделили имущество в период брака, продав общее жилое помещение и приобретя для К.М.М. отдельное жилье. Указанные обстоятельства не оспорены и ответчиком Кротовым В.О. Остальные ответчики не возразили против этого так же.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение по адресу: <. . .>, является личным имуществом К.М.М., поскольку приобретено ею вследствие фактически состоявшегося раздела имущества супругов.
Пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Поскольку Кротов А.О. принял наследство, открывшееся со смертью К.М.М., его требования о признании права собственности на наследственное имущество подлежат удовлетворению.
Орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа является ненадлежащим ответчиком, поскольку какими-либо правами в отношении наследственного имущества не обладает и не может обладать. Спор о праве имеется между наследниками К.О.В. и К.М.М. В связи с этим в удовлетворении иска к этому ответчику следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кротова А.О. удовлетворить частично.
Признать личным имуществом К.М.М., умершей . . .г. в <. . .>, жилое помещение, расположенное по адресу: <. . .>.
Признать право собственности Кротова А.О. на жилое помещение, расположенное по адресу: <. . .> в порядке наследования имущества К.М.М..
В удовлетворении иска к органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий