Р Е Ш Е Н И Е № 269
Именем Российской Федерации
26 марта 2013 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Котова Б.Г., при секретаре Чечуриной Н.Ю., с участием представителя заявителя Петровского И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Калины В. В. об оспаривании действий начальника отдела № федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел № ЗРУЖО), связанных с принятием на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Калина обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия начальника отдела № ЗРУЖО по отказу в признании членов его семьи: жены – К. и сына – К. нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства в городе Санкт-Петербурге, обязать ответчика отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № в данной части и повторно рассмотреть вопрос о принятии жены и сына на данный учет.
В судебном заседании представитель заявителя Петровский заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить и пояснил, что Калина планируется к увольнению с военной службы по возрасту, имеет календарную выслугу более 10 лет. С ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в городе Санкт-Петербурге без учета жены и сына, поскольку они участвовали в приватизации квартиры в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ ее продали. По мнению Петровского заявитель должен быть поставлен на учет нуждающихся в получении жилья военнослужащих вместе со всеми членами семьи, так как после отчуждения женой и сыном квартиры, принадлежащей им на праве собственности, прошло более 5 лет. Кроме того, проданная в ДД.ММ.ГГГГ квартира была получена не от Минобороны России.
Заявитель и ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли. При этом заявитель ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, ответчик о причине неявки суд не известил.
Заслушав объяснения представителя Петровского и исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Калины подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что заявитель проходит военную службу в войсковой части №, планируется к увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе в ДД.ММ.ГГГГ, имеет выслугу в календарном исчислении более 26 лет.
Согласно справке войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ членами семьи заявителя являются его жена - К. и сын – К., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
В настоящее время заявитель, его жена и сын зарегистрированы в служебной двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой о регистрации формы № 9 ООО «<данные изъяты>» г. Гаджиево от ДД.ММ.ГГГГ.
Из исследованного в судебном заседании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что жена заявителя – К. и сын – К., согласно договору на бесплатную передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ участвовали в приватизации однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 30,5 кв. м., а ДД.ММ.ГГГГ произвели ее отчуждение.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился с заявлением в отдел № ЗРУЖО о принятии его вместе с женой и сыном на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в городе Санкт-Петербурге.
Как видно из решения начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ № жена и сын заявителя не признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в городе Санкт-Петербурге, поскольку ДД.ММ.ГГГГ произвели отчуждение однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>, принадлежащей им на основании договора на бесплатную передачу жилых помещений в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах военный суд считает, что действия ответчика, не признавшего жену и сына заявителя нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма в избранном месте жительства, являются неправомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона № 76-Ф от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 14 указанной статьи также установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
На основании п. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 № 1280 (далее – Инструкция) правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа Министра обороны Российской федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 7 Инструкции определено, что уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к настоящей Инструкции, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.
Как видно из указанного приложения № 4, в названном реестре должны быть указаны все члены семьи военнослужащего, принятого на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, следует прийти к выводу, что уполномоченный орган в лице отдела № ЗРУЖО неправомерно отказал в признании жены и сына заявителя нуждающимися в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (далее – Правила), согласно п.п. «и» п. 7 которых основанием признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Пунктом 9 указанного постановления определено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся в очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно п.п. «д» п.10 Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Вместе с тем, суд считает, что указанная норма относится исключительно к военнослужащим и на членов его семьи, не являющихся военнослужащими, не распространяется.
Кроме того, статьей 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п. 4 Инструкции военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Как установлено в судебном заседании, со дня отчуждения женой и сыном заявителя однокомнатной квартиры в городе Находке прошло более пяти лет.
При таких обстоятельствах суд считает, что право Калины будет восстановлено путем возложения на отдел № ЗРУЖО обязанности по включению жены заявителя – К. и сына – К. в реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, как членов его семьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 198 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Калины В. В. – удовлетворить.
Обязать начальника отдела № федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № в части не признания жены Калины В. В. – К. и сына – К. нуждающимися в предоставлении жилого помещения, включить их в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в качестве членов семьи Калины В. В..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий по делу Б.Г. Котов