№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 19 декабря 2011 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Киселева И.А.,
при секретаре Пуйка А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Боровичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУК «Межпоселенческое социально-культурное объединение», Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия,
установил:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в Боровичский районный суд с заявлениемв порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, указав при этом следующее.
В ходе проверки, проведенной сотрудниками Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам, противопожарного состояния здания, расположенного по адресу: Боровичский район, с. Опеченский Посад, ул.1-я Линия, д.17а, находящегося в оперативном управлении Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческое социально-культурное объединение» (далее - МУК «МСКО»), в котором расположен дом культуры, выявлен ряд нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. А именно: в нарушение требований п. 3 ППБ 01-03, статьи 54 Технического регламента, приложения А (п.9) СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты», установки пожарной сигнализации и пожаротушения не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (АПС) и системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) по 3 типу (речевой (передача спецтекстов), световыми оповещателями «Выход»).
Вышеназванные требования норм пожарной безопасности не выполняются должностными лицами МУК «МСКО» длительное время, что подтверждают неоднократные акты проверок и внесенные предписания органов пожарного надзора.
Указанные нарушения создают условия для несвоевременного оповещения сотрудников и посетителей учреждения о пожаре, создают препятствия при эвакуации граждан из учреждения в случае пожара. Непринятие своевременных мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан - сотрудников и посетителей учреждения.
В соответствие с п.1.4 Устава МУК «МСКО», утвержденного постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 02.12.2010 года №2729, учредителем данного учреждения является Администрация Боровичского муниципального района. В соответствии с п. 1.5 МУК «МСКО» находится в ведомственном подчинении Комитета культуры и туризма Администрации Боровичского муниципального района. В соответствии с п.3.1 Устава имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления согласно перечню имущества и баланса организации на дату ее учреждения. В соответствии с п. 4.1. финансовые средства МУК «МСКО» образуются за счет бюджетных ассигнований; предпринимательской деятельности; целевых средств и областных программ; безвозмездных, благотворительных взносов пожертвований; других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ненадлежащее исполнение требований органа пожарного надзора является следствием недостаточного материального обеспечения соответствующих мероприятий, актуальность которых очевидна, с учетом скопления большого количества людей на указанных объектах.
На основании изложенного прокурор просит обязать МУК «МСКО» устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности и оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации (АПС) и системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) помещение дома культуры, расположенного по адресу: Боровичский район, с. Опеченский Посад, ул.1-я Линия, д.17а, в срок до 01 июня 2012 года. Субсидиарную ответственность по финансированию исполнения указанных мероприятий возложить на Администрацию Боровичского муниципального района.
В судебном заседании представитель заявителя помощник Боровичского межрайонного прокурора Мишкина Е.А. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика, директор МУК «Межпоселенческое социально-культурное объединение» Карапышева Л.Н. в судебное заседание представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что исковые требования признает полностью, признание иска носит добровольный характер, последствия признания иска разъяснены и понятны.
Представитель ответчика - Администрации Боровичского муниципального района в судебное заседание не явился, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования признают, просят принять признание иска.
Представитель третьего лица на стороне истца - Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам Квасков А.С., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями согласился в полном объеме, не возражал против принятия судом признания иска.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - Комитета по культуре и туризму Администрации Боровичского муниципального района представил в суд заявление о рассмотрении дела без их участия, в котором указал, что исковые требованию прокурора признает.
На основании ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с требованиями ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиками заявлено в письменной форме и приобщено к делу.
Суд, заслушав представителей истца и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга, в данном случае посетителей Дома культуры, число которых с точностью определить невозможно.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки противопожарного состояния здания, расположенного по адресу: Боровичский район, с. Опеченский Посад, ул.1-я Линия, д.17а, находящегося в оперативном управлении Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческое социально-культурное объединение» (далее - МУК «МСКО») для размещения дома культуры, проведенной сотрудниками Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам, выявлен ряд нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон) требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст.ст.20, 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», требования нормативно-правовых актов по пожарной безопасности обязательны для исполнения; руководители организаций обязаны выполнять требования пожарной безопасности, а так же выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. П. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года установлено, что требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с п.10 ППБ 01-03, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии с ч.1 ст.6 ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
В соответствии со ст.54 Технического регламента системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
В соответствии с п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
По результатам проверки, проведенной в августе 2011 года, установлено, что здание по адресу: Боровичский район, с. Опеченский Посад, ул.1-я Линия, д.17а, в котором расположен дом культуры МУК «МСКО» в нарушение требований п.3 ППБ 01-03, статьи 54 Технического регламента, приложения А (п.9) СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты», установки пожарной сигнализации и пожаротушения не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (АПС) и системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) по 3 типу (речевой (передача спецтекстов), световыми оповещателями «Выход»).
Вышеназванные требования норм пожарной безопасности не выполняются должностными лицами МУК «МСКО» длительное время, что подтверждают неоднократные акты проверок и внесенные предписания органов пожарного надзора. Указанные нарушения правил пожарной безопасности создают угрозу возникновения пожара и безопасности людей, в том числе посетителей и сотрудников Дома культуры, поскольку непосредственно влияют на обнаружение и ликвидацию пожара в начальной его стадии и эвакуацию людей.
В соответствие с п.1.4 Устава МУК «МСКО», утвержденного постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 02.12.2010 года №2729, учредителем данного учреждения является Администрация Боровичского муниципального района, в соответствии с п. 1.5 МУК «МСКО» находится в ведомственном подчинении Комитета культуры и туризма Администрации Боровичского муниципального района. В соответствии с п.3.1 Устава имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления согласно перечню имущества и баланса организации на дату ее учреждения.
В соответствии с п. 4.1. финансовые средства МУК «МСКО» образуются за счет бюджетных ассигнований; предпринимательской деятельности; целевых средств и областных программ; безвозмездных, благотворительных взносов пожертвований; других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп.19.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.
Таким образом, ненадлежащее исполнение требований органа пожарного надзора является следствием недостаточного материального обеспечения соответствующих мероприятий, актуальность которых очевидна, с учетом скопления большого количества людей на указанных объектах.
Учитывая изложенное, Администрация Боровичского муниципального района как учредитель, несущий субсидиарную ответственность за исполнение учреждением обязательств, обязана рассмотреть вопрос о выделении МУК «МСКО» бюджетных средств для финансирования необходимых мероприятий по соблюдению установленных законодательством РФ требований в области обеспечения правил пожарной безопасности.
С учетом указанных выше положений суд приходит к выводу, что в случае недостаточности, либо отсутствия у дома культуры, расположенного в с.Опеченский Посад, денежных средств, необходимых для установки систем пожарной безопасности, обязательства по их установке следует возложить на Администрацию Боровичского муниципального района.
Суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен устранить вышеуказанные нарушения - до 01 июня 2012 года, находя его разумным и достаточным для выполнения необходимых работ.
Таким образом, признание иска представителями ответчиков не противоречит закону и не нарушает ни чьих охраняемых законом интересов. При таких обстоятельствах суд считает возможным принять признание иска представителями ответчиков.
Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку и прокурор и органы местного самоуправления в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, МУК «МСКО» является муниципальным учреждением и финансируется за счет муниципального бюджета, суд приходит к выводу, что государственная пошлина не подлежит взысканию.
Руководствуясь ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Боровичского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческое социально-культурное объединение» в срок до 01 июня 2012 года устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности и оборудовать помещение дома культуры, расположенного по адресу: Боровичский район, с. Опеченский Посад, ул.1-я Линия, д.17а, автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей.
В случае недостаточности у Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческое социально-культурное объединение» денежных средств, необходимых для установки в помещении дома культуры и библиотеки, расположенных по адресу: Боровичский район, с. Опеченский Посад, ул.1-я Линия, д.17а, указанных систем пожарной безопасности, обязать Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области выделить недостающие денежные средства на оборудование помещения дома культуры автоматической системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение 10 дней в кассационном порядке.
Судья И.А.Киселев