Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3199/2017 (2-19392/2016;) ~ М-13298/2016 от 27.09.2016

Дело № 2-3199/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 мая 2017 года      г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Михайловой О.В.,

при секретаре Бабаевой А.Т.,

а также с участием представителя истца Филипповой Д.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

представителя ответчика Любяшкиной А.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Экоресурс» о возложении обязанности по устранению нарушений,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «Экоресурс», в котором просит обязать ответчика в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», установить размер санитарно-защитной зоны с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферный воздуха, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представленной в составе разработанного ООО «Экоресурс» проекта ««Проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для «Производства по уничтожению медицинских и биологических отходов Б,В класса и ртуть содержащих отходов Г класса» ООО «Экоресурс» на который получено санитарно-эпидемиологическое    заключение от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, указав, что ответчик не соблюдая требования санитарного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности с нарушением санитарного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца Филиппова Д.И. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, указав, что с учетом сложившейся практики устранения нарушений действительно срок 1 год является не достаточным, не возражает против установления срока в два года.

Представитель ответчика ООО «Экоресурс» Любяшкина А.С. в судебном заседании пояснила, что ответчик признает исковые требования частично, а именно устранить нарушения требований п.4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в части установления размера санитарно-защитной зоны расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представленной в составе разработанного проекта расчетной санитарно-защитной зоны. В связи с тем, что по плану-графику наблюдения в составе проекта обоснования размеров санитарно-защитной зоны СЗЗ для «Производства по уничтожению медицинских и биологических отходов Б,В класса и ртутьсодержащих отходов Г класса» необходимо выполнить следующие натурные исследования: 2 «рецепторные точки» по 3 показателя не менее 50 проб 3 раза с сутки в течение 30 дней. В денежном эквиваленте стоимость данных работ в среднем составляет около 1 000 000 рублей. В виду высокой стоимостью вышеуказанных работ; не стабильной финансово-экономической ситуацией в стране; снижению объемов оказываемых услуг компанией по обезвреживанию отходов, ООО «Экоресурс» не в состоянии в течение одного года устранить нарушения требований п.4.1. СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», на основании вышеизложенного, просит увеличить срок выполнения нарушений требований п.4.1. СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» до двух лет.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, оценив исследованные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу ст.8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

При этом, в соответствии со ст.1 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

В силу ч.1 ст. 4 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Как установлено п. 2 ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений-территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В силу п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999 в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Судом установлено, что

Производство по уничтожению отходов ООО «Экоресурс» расположено на промышленной площадке, находящейся в <адрес>, по адресу: <адрес>Г.

Производство включает:

-     прием и термическое уничтожение медицинских и биологических отходов классов Б, В (инсинератор ИН-50.4 производительностью до 150 кг/час);

-     прием и термическая демеркуризация ртутьсодержащих отходов (термодемеркуризационные установки УРЛ-2М разработки фирмы ВФ «ФИД-Дубна»).

Максимальная установленная проектная мощность установки для сжигания отходов составляет 468,0 т/год, при режиме 12 час/сутки, 260 дней в году. На период 2008 г переработке подвергалось 200 т/год.

При эксплуатации инсинератора в воздушную среду поступают вредные химические вещества: диоксид азота, азота оксид, гидрохлорид, диоксид серы, оксид углерода, фтористые газообразны, бенз(а)пирен, взвешенные вещества.

Производительность термодемеркуризационных установок УРЛ-2м в 2008 г. - 800 тыс. штук с постепенным увеличением объема переработки к 2013 году до 1287 тыс. штук. Эксплуатация установок сопровождается выделением в атмосферный воздух металлической ртути.

На территории ООО «Экоресурс» помимо основных структурных подразделений расположены сооружения, обеспечивающие функционирование основного производства и являющиеся источниками вредного воздействия на окружающую среду: котельная со складом угля и гараж автотранспорта.

Для теплоснабжения и отопления производственных помещений предназначена встроенная котельная. В качестве топлива для котельных используется бурые угли. Отходящие дымовые газы выбрасываются в атмосферный воздух черед трубу высотой 8 метров, диаметром 0,25 м.

Склад угля (полузакрытого типа) расположен непосредственно у здания котельной.

На балансе ООО «Экоресурс» находится транспорт в количестве 5 единиц. Для парковки транспортных средств предназначено отапливаемое помещение гаража боксового типа.

Таким образом, источники выбросов основных производственных объектов ООО «Экоресурс» низкой и средней высоты от 8 до 10 м. Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух вспомогательных подразделений рассредоточены по всей территории основной промышленной площадки предприятия - гараж автотранспорта, склад угля с неорганизованными наземными и низкими источниками холодных выбросов.

От производственных объектов предприятия в атмосферный воздух поступают 17 химических веществ через 3 организованных и 4 неорганизованных источника выбросов общим объемом 2,2203 т/год.

На все указанные вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух от источников предприятия, установлены гигиенические нормативы для воздуха населенных мест - предельно-допустимые концентрации (ПДК) или ориентировочно-безопасные уровни воздействия (ОБУВ) в соответствии с нормативными документами.

Также промышленная площадка ООО «Экоресурс» является источником физического (шумового) воздействия на среду обитания.

Основными источниками шума на промплощадке являются: технологическое оборудование участка установки по термическому уничтожению медицинских и биологических отходов, установка термической демеркуризации, котлоагрегат котельной, транспорт.

В соответствии с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ Э о соответствии (несоответствии) государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам проекта расчетной санитарно-защитной зоны ООО «Экоресурс» «Проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для «Производства по уничтожению медицинских и биологических отходов Б, В класса и ртутьсодержащих отходов Г класса» по отношению к территории производства ООО «Экоресурс» ближайшие объекты расположены следующим образом:

-     с юго-восточной, южной сторон - шламохранилище (шламовые поля) и объекты бессточной системы водооборота ОАО «РУСАЛ «КрАЗ» - на расстоянии от 390 м;

-     с восточной стороны - территории, занимаемые учреждениями ФБУ ГУФСИН по Красноярскому краю. Ближайший нормируемый объект - общежитие ФБУ ГУФСИН по <адрес> на расстоянии около 325 м от территории ООО «Экоресурс».

Расстояние от границ территории объекта по уничтожению отходов до ближайших селитебных территорий (нормируемых объектов) составляет:

в восточном направлении до общежития п<адрес> – около 325 м.

в юго-западном направлении до границы жилой застройки микрорайона «<адрес>» (<адрес>) - 5,5 км;

в юго-восточном направлении до границы жилой застройки <адрес> - 3,6 км;

в западном направлении: до границы жилой застройки д. <адрес> - 5,6 км, до границ жилой застройки микрорайона «Солнечный» - 5,8 км.

Ориентировочные размеры СЗЗ устанавливаются в соответствии с главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В соответствии с требованиями главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 мусоросжигательные и мусороперерабатывающие объекты мощностью до 40 т/год относятся ко II классу опасности с нормативной величиной СЗЗ 500 м.

Фактическое расположение производства ООО «Экоресурс» относительно нормируемого объекта - общежития по <адрес> не позволяет обеспечить нормативную СЗЗ в 500 м.

ООО «Экоресурс» разработан проект «Проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для «Производства по уничтожению медицинских и биологических отходов Б, В класса и ртутьсодержащих отходов Г класса» ООО «Экоресурс». В соответствии с указанным проектом размеры санитарно-защитной зоны для промышленной площадки ООО «Экоресурс» возможно снизить по отношению к ориентировочным (500 м) и установить санитарно-защитную зону в размере 50 м по всем направлениям.

Управлением выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии проекта ««Проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для «Производства по уничтожению медицинских и биологических отходов Б, В класса и ртутьсодержащих отходов Г класса» ООО «Экоресурс» государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам.

В составе разработанного проекта для обоснования предполагаемых размеров санитарно-защитной зоны представлена программа наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и уровнем воздействий физических факторов на границе расчетной санитарно-защитной зоны с целью ее окончательного утверждения.

Проведение контрольных замеров для объекта предлагается проводить по следующим загрязняющим веществам: углерод (сажа), бенз/а/пирен, фтористый водород, пыль (взвешенные вещества).

Также указанным проектом предусмотрено измерение уровней звука на границе СЗЗ (на расстоянии 50 м от территории). Перечень инструментальных измерений, их объем и периодичность указаны в проекте.

Указанная программа лабораторных и инструментальных исследований и измерений, представленная в проекте, при реализации позволит получить объективные данные об уровнях негативного воздействия на окружающую среду производства ООО «Экоресурс» по уничтожению медицинских и биологических отходов Б, В класса и ртутьсодержащих отходов Г класса по <адрес>Г в <адрес> для установления окончательного размера санитарно-защитной зоны.

Для придания санитарно-защитной зоне ОООО «Экоресурс» статуса установленной или окончательной на границе предлагаемой расчетной санитарно-защитной зоны в соответствии с I главой II раздела п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, I главой раздела IV п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, обязательствами, добровольно принятыми на себя в соответствии с разработанным проектом ««Проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для «Производства по уничтожению медицинских и биологических отходов Б,В класса и ртутьсодержащих отходов Г класса» ООО «Экоресурс» необходимо провести указанные натурные исследования загрязнения атмосферного воздуха и выполнить замеры уровней физического воздействия по программе наблюдений, установленной в проекте.

В соответствии с требованиями п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и добровольно принятыми на себя в соответствии с разработанным проектом ООО «Экоресурс» необходимо установить размер санитарно-защитной зоны с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений.

Несоблюдение ответчиком требований санитарного законодательства, отсутствие контроля за ожидаемым загрязнением атмосферного воздуха и уровнями физического воздействия на атмосферный воздух в зоне влияния и на территории жилой застройки не исключает возникновение массовых инфекционных (неинфекционных) заболеваний населения г. Красноярска и его работников.

Поскольку определить круг лиц, которым бездействием ответчика по соблюдению требований санитарного законодательства причинен вред не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг лиц является неопределенным.

Оценивая изложенные обстоятельства, представленные доказательства, суд, находя установленным в судебном заседании факт нарушения ответчиком санитарного законодательства (доказательств принятия мер к устранению нарушений ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ не представлено), допущения им (как юридическим, на которого в силу ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999г. возложена обязанность по соблюдению санитарных норм и правил) незаконного бездействия в части реализации проекта; принимая во внимание, что несоблюдение ответчиком требований санитарного законодательства, отсутствие контроля за ожидаемым загрязнением атмосферного воздуха и уровнями физического воздействия на атмосферный воздух в зоне влияния и территории жилой застройки не исключает возникновение инфекционных (не инфекционных) заболеваний населения г. Красноярска и его работников (т.е., создает угрозу для неопределенного круга лиц – граждан) и может повлечь неблагоприятное для их жизни и здоровья воздействие, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

Таким образом, ответчик не соблюдая требования санитарного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности с нарушением санитарного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств исполнения предписания, или отсутствия выявленных нарушений не представлено.

При таких обстоятельствах, суд признает установленным факт бездействия ответчика по принятию соответствующих мер, направленных на недопущение требований санитарного законодательства, в результате чего при наличии и сохранении данных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, не обеспечиваются безопасные условия для человека.

Поскольку понуждение к исполнению санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования с установлением ответчику срока исполнения решения суда в течение двух лет с даты вступления в законную силу настоящего решения.

По правилам ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Экоресурс» о возложении обязанности по устранению нарушений - удовлетворить.

Обязать ООО «Экоресурс» в течение двух лет с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», установить размер санитарно-защитной зоны с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферный воздуха, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представленной в составе разработанного ООО «Экоресурс» проекта ««Проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для «Производства по уничтожению медицинских и биологических отходов Б,В класса и ртуть содержащих отходов Г класса» ООО «Экоресурс» на который получено санитарно-эпидемиологическое    заключение от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Взыскать с ООО «Экоресурс» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Михайлова

2-3199/2017 (2-19392/2016;) ~ М-13298/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
УПРАВЛЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО КК
Ответчики
ЭКОРЕСУРС ООО
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Михайлова Оксана Вячеславовна
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
27.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2016Передача материалов судье
30.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2017Судебное заседание
21.03.2017Судебное заседание
02.05.2017Судебное заседание
10.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2018Дело оформлено
06.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее