Дело № 2 – 134/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Березники 04 февраля 2015 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе судьи С.А. Мардановой,
с участием представителя истца прокурора И.Н.Сороки,
ответчика М.П. Корзняковой,
при секретаре И.С.Широковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники гражданское дело по иску прокурора г. Губахи к индивидуальному предпринимателю Корзняковой М.П. о возложении обязанности по обеспечению доступности к объекту социальной инфраструктуры маломобильным группам населения,
у с т а н о в и л :
Прокурор города Губахи Пермского края обратился в суд с иском к ответчику ИП Корзняковой М.П., указывая, что на основании поступившей жалобы прокуратурой города Губахи была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлены нарушения данного законодательства, а именно, проверкой установлено, что в г.Губаха <адрес> находится нежилое помещение общей площадью ..... кв.м., расположенное на ..... этаже многоквартирного дома. В данном помещении находится ..... Собственником помещения является Корзнякова М.П. Деятельность ..... осуществляется ответчиком на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Из характера осуществляемой деятельности следует, что используемое помещение относится к объектам социальной инфраструктуры. Вместе с тем, помещение не соответствует требованиям законодательства о социальной защите инвалидов. Входы в салон не оборудован пандусом с поручнями, обеспечивающим беспрепятственный доступ в салон маломобильным группам населения, не соответствуют требованиям СНиП лестницы при входе в ....., отсутствует контрастная окраска ступеней, двери в помещение ..... не соответствуют нормативам, предъявляемым к входным группам, имеют высоту порогов выше допустимой нормы. Помещение салона не оборудовано специальными местами для инвалидов в зоне обслуживания, поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окошек касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, находятся выше по высоте, чем это предусмотрено требованиями СНиП. Отсутствует визуальная информация на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения. Истец, ссылаясь на положения ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст.2, 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов», на СНиП № 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», ст.3 Закона Пермской области от 27 декабря 2004 года № 1957-424 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края», ст.45 ГПК РФ, просит суд возложить на ответчика Корзнякову М.П. обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - помещению ..... расположенному по <адрес>, а именно в срок до <дата> оборудовать входную группу (ступени) пандусом, максимальная высота одного подъема которого не должна превышать ..... метра, при уклоне не более ..... %, шириной не менее ..... метра, с поручнями с обеих сторон пандуса на высоте не более ..... и ..... метра с завершающей частью поручня длиннее наклонной части пандуса на ..... метра с бортиками не менее ..... метра по продольным краям маршей пандуса; привести в соответствие с требованиями законодательства глубину проступи лестницы не менее ..... метра, высота подъема ступеней не более ..... метра, при этом установить одинаковую форму и размер ступеней, нанести контрастную окраску крайних ступеней, лестницу оборудовать поручнями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов; пороги входной группы привести в соответствие с требованиями законодательства, высотой не более ..... метра; оборудовать помещение местами для инвалидов и других маломобильных групп населения в зоне обслуживания; поверхности столов индивидуального пользования, прилавков, других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, установить на высоте не более ..... метра над уровнем пола; окрасить выступающие поверхности стен в помещении салона в контрастный цвет.
Представитель истца – прокурор И.Н.Сороки в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по изложенным в заявлении доводам.
Ответчик Корзнякова М.П. указала о несогласии с исковыми требованиями, однако фактически иск признала частично, пояснила, что согласна с требованиями об установлении на входе в салон пандуса с поручнями, в остальной части с иском не согласна, пояснила, что ..... был оборудован на основании проекта по переустройству и перепланировке помещения. По результатам салон был принят приемочной комиссией, которая не высказала никаких замечаний. Помещение соответствует проекту, который, в свою очередь, был разработан в соответствии с требованиями законодательства, в том числе и того, на которое ссылается прокурор. Кроме того, полагает, что представленный истцом акт не является допустимым доказательством, так как был составлен в ее отсутствие и в отсутствие уполномоченных лиц, поэтому она не имела возможности выразить свое несогласие с данным актом. Просит в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска, исходя из следующего.
Судом установлено, что ответчик Корзнякова М.П. является собственником нежилого помещения, общей площадью ..... кв.м., расположенного на ..... этаже по <адрес> (л.д.14).
В указанном жилом помещении расположен ....., что ответчиком не оспаривается. Деятельность ..... осуществляется на основании лицензии № от <дата> (л.д.12-13).
На основании обращения Главы города Губахи Пермского края Прокурором города Губахи проведена проверка ..... на предмет обеспечения беспрепятственного доступа к нему инвалидов и других маломобильных групп населения.
Согласно акту обследования помещения ..... данное помещение не соответствует требованиям законодательства об обеспечении доступности мест социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения. В частности, из данного акта следует, что вход в ..... не приспособлен для инвалидов и других маломобильных групп населения, не соответствуют требованиям глубина и высота ступеней лестницы, нет контрастной окраски крайних ступеней, форма и размеры ступеней не одинаковы, не имеется наружного и внутреннего пандусов, соответствующих требованиям СНиП, высота порога входной двери выше допустимой нормы, в зоне обслуживания отсутствуют места для инвалидов и других маломобильных групп населения, поверхности столов индивидуального пользования, прилавков и других мест обслуживания, в том числе для инвалидов, выше ..... м над уровнем пола. Не имеется визуальной информации на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения, отсутствует окраска выступающих частей стен в контрастных цвет (л.д. 15-19).
Как установлено статьей 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Закона Пермской области от 27 декабря 2004 года № 1957-424 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - специальные приспособления и оборудование для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур), относятся жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда; административные здания и сооружения; культурно-зрелищные учреждения и организации (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и другие); учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; общественные и производственные здания, финансово-банковские учреждения и организации; гостиницы, жилые здания, предназначенные для временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территориях объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, предназначенные для обслуживания населения; станции и остановки всех видов городского и пригородного общественного транспорта; здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; другие объекты, здания, строения и сооружения, предназначенные для беспрепятственного доступа инвалидов, предусмотренные федеральным законодательством.
Согласно ст.5 вышеуказанного Закона Правительство Пермского края, органы местного самоуправления, предприятия и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с федеральным законодательством создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и передвижения по территории Пермского края.
В соответствии с федеральным законодательством планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектной документации на строительство новых объектов и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, осуществление строительства и реконструкции, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения не допускаются.
В случае, когда не могут быть выполнены в полном объеме требования нормативных документов в части обеспечения доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, собственниками действующих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Приказом Минрегионразвития РФ № 605 от 27 декабря 2011 года утвержден Свод Правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012) (далее – Свод Правил).
Данный Свод Правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Согласно п.п.1.1, 1.2 Свода правил, он предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).
Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Из п.4.1.12., 4.1.14, 4.1.15. Свода Правил следует, что ширина лестничных маршей открытых лестниц должна быть не менее 1,35 м. Для открытых лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м, высоту подступенка - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней.
Краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой.
Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.
Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
Разделом 5 Свода Правил (п.5.1.1., 5.1.2, 5.1.4) установлено: в здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.
Согласно п.5.2.10. при отсутствии лифтов ширина марша лестницы должна быть не менее 1,35 м. В остальных случаях ширину марша следует принимать по СП 54.13330 и СП 118.13330.
Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 - 0,33 м) и иметь не травмирующее завершение.
Пунктом 5.2.13 установлено, что максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10%).
На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м.
Согласно п.5.2.14. по продольным краям маршей пандусов для предотвращения соскальзывания трости или ноги следует предусматривать колесоотбойники высотой не менее 0,05 м.
Поверхность марша пандуса должна визуально контрастировать с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса. Допускается для выявления граничащих поверхностей применение световых маячков или световых лент.
В соответствии с 5.2.15. вдоль обеих сторон всех пандусов и лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м.
Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте.
Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м.
Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 до 0,33 м) и иметь не травмирующее завершение.
Согласно п.7.1.2.Свода Правил, при реконструкции, капитальном ремонте и приспособлении существующих зданий для МГН в проекте должны быть предусмотрены доступность и удобства для МГН.
Согласно п.7.1.3., в зоне обслуживания посетителей общественных зданий и сооружений различного назначения следует предусматривать места для инвалидов из расчета не менее 5%, но не менее одного места от расчетной вместимости учреждения или расчетного числа посетителей, в том числе и при выделении зон специализированного обслуживания МГН в здании.
Пунктом 7.1.9. Свода Правил установлено, что при проектировании интерьеров, подборе и расстановке приборов и устройств, технологического и другого оборудования следует исходить из того, что зона досягаемости для посетителя в кресле-коляске должна находиться в пределах:
при расположении сбоку от посетителя - не выше 1,4 м и не ниже 0,3 м от пола;
при фронтальном подходе - не выше 1,2 м и не ниже 0,4 м от пола.
Поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окошек касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,85 м над уровнем пола.
Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает обязанность собственника имущества нести бремя его содержания, если иное не предусмотрено законом или договором.
Не выполнение ответчиком требований вышеизложенных нормативных правовых документов влечет нарушение прав инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, а потому суд полагает, что требования прокурора об устранении допущенных нарушений являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчик, возражая в части требований, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представляет суду доказательств, которые опровергали доводы истца.
Суд также не принимает во внимание довод ответчика о недопустимости доказательства – акта обследования, поскольку данный довод не основан на законе. Данный акт составлен в ходе прокурорской проверки, не доверять ему у суда оснований не имеется. Ответчиком не представлено каких-либо доказательств, которые опровергали бы содержание данного акта.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении сроков устранения нарушений суд учитывает характер имеющихся нарушений, необходимость временных и финансовых затрат на их устранение, в связи с чем считает, что указанный в исковом заявлении срок до <дата> является невыполнимым, а потому полагает возможным установить для ответчика срок устранения нарушений – в течение ..... месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере ..... руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
р е ш и л:
возложить на индивидуального предпринимателя Корзнякову М.П. обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа и использования объекта социальной инфраструктуры – .....», расположенного по адресу <адрес>, а именно:
- оборудовать входную группу пандусом, максимальная высота одного проема которого не должна превышать ..... метра, шириной не менее ..... метра, при уклоне не более .....%, с поручнями с обеих сторон пандуса на высоте не более ...... и ..... метра, с завершающей частью поручня длиннее наклонной части пандуса на ..... метра, с бортиками не менее ..... метра по продольным краям маршей пандуса;
- привести в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 глубину проступи ступеней лестницы - ..... метра, высота подъема ступеней не более ..... метра, установить одинаковую форму и размер ступеней, нанести контрастную окраску крайних ступеней, оборудовать лестницу поручнями,
- привести в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 порог входной группы, установив высоту не более ..... метра;
- оборудовать помещение местами для инвалидов и других маломобильных групп населения в зоне обслуживания;
- установить высоту столов индивидуального пользования, прилавков и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках не более ..... метра над уровнем пола;
- окрасить выступающие поверхности стен в помещении в контрастных цвет.
Установить срок устранения недостатков – в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Корзнякову М.П. госпошлину в доход местного бюджета ..... руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (.....).
Судья – подпись С.А. Марданова
Копия верна, судья