Дело № 2-5666/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Екатеринбург 24 ноября 2014 года
Орджоникидзевский районный суд гор. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Грудновой А.В.,
при секретаре Байдимировой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Миндиярова В. Г. о признании незаконным отказ Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства индивидуального жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
Миндияров В.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказ Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга (далее – Департамент архитектуры) в подготовке и выдаче ему градостроительного плана земельных участков с кадастровыми номерами < № > и < № > для строительства индивидуального жилого дома по адресу < адрес >. В обоснование заявления указал, что 30 июля 2014 года обратился в Департамент архитектуры с заявлением о выдаче двух градостроительных планов на принадлежащие ему на праве собственности указанные земельные участки площадью 862 кв. м. и 400 кв. м. В выдаче градостроительных планов земельных участков ему отказано. Как указано в ответе Департамента архитектуры земельный участок по указанному адресу площадью 1 262 кв.м. является неделимым, Департамент не усматривает оснований для внесения изменений в существующий ГПЗУ. Заявитель не согласился с отказом Департамента архитектуры, считает, что отказ противоречит действующему законодательству и ограничивает его право собственника земельных участков на возведение жилых домов согласно разрешенному виду использования каждого земельного участка.
В судебное заседание Миндияров В.Г. не явился, его представитель Хонина Е.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента архитектуры в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела судебной повесткой, в материалах дела имеется расписка, возражений не представил. Неявка представителя заинтересованного лица в силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Заслушав доводы представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, сопоставив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд считает, что заявление Миндиярова В.Г. подлежит удовлетворению частично.
В силу статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Ответ Департаментом архитектуры об отказе в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка подготовлен 27 августа 2014 года, заявление об обжаловании отказа поступило в суд 18 ноября 2014 года, соответственно срок обращения в суд заявителем соблюден.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных, муниципальных служащих» разъяснено, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Согласно статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (часть 1). Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2).
Статьей 11.2. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно подпункту 12 пункта 10 Положения о Департаменте архитектуры, утвержденному Решением Екатеринбургской городской Думы от 28.06.2011 №48/44 «Об утверждении Положения «О Департаменте архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга», Департамент осуществляет подготовку и выдачу градостроительных планов земельных участков.
Заявитель согласно свидетельствам о государственной регистрации права (л.д.6,7) является собственником земельных участков, расположенных по адресу: < адрес >, кадастровый номер < № > площадью 862 кв.м. и кадастровый номер < № > площадью 400 кв.м. Названные земельные участки находятся в зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-2) (л.д.17), относятся к категории земель населенных пунктов, разрешенный вид использования – для индивидуального жилого дома. Указанные земельные участки выделены из ранее существующего земельного участка с кадастровым номером < № > с разрешенным видом использования – для индивидуального жилого дома.
Исходя из статьи 52-3 Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48 (далее – Правила землепользования и застройки), зона индивидуальной жилой застройки Ж-2 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных домов городского типа и блокированных жилых домов городского типа с подключением к централизованным сетям инженерного обеспечения. К основным видам разрешенного использования земельного участка относятся, в том числе отдельно стоящие жилые дома городского типа с земельными участками.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции индивидуальных жилых домов - площадь земельных участков: от 400 кв. м до 1300 кв. м (без возможности их деления).
Из объяснений представителя заявителя следует, что Миндияров В.Г. 30 июля 2014 года обратился в Департамент архитектуры с просьбой подготовить и выдать ему градостроительный план земельных участков, расположенных по адресу: < адрес >, кадастровый номер №< № > и №< № >.
Департаментом архитектуры 19 августа и 27 августа 2014 года заявителю было отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером < № > по причине того, что ранее существующий земельный участок площадью 1 262 кв.м. является неделимым, Департамент не усматривает оснований для внесения изменений в существующий ГПЗУ. Данных о том, что заявителю также было отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером < № > в материалах дела не имеется, заявителем отказ Департамента архитектуры не предоставлен, в связи с чем суд считает необходимым рассматривать дело в рамках правомерности отказа в подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером < № >.
Согласно пункту 14 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 18.06.2012 № 2586, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
полномочия по подписанию и подаче заявления не подтверждены доверенностью (в случае обращения лица, не являющегося собственником объекта недвижимого имущества или правообладателем земельного участка);
не представлены документы, предусмотренные настоящим Административным регламентом;
в отношении земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка;на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, не принадлежащие заявителю;
земельный участок зарезервирован либо изъят для государственных или муниципальных нужд.
Следовательно, изложенная в письме Департамента архитектуры от 19 и 27 августа 2014 года причина отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером < № >, в перечне оснований не предусмотрена.
Земельный участок с кадастровым номером < № >, в отношении которого заявитель испрашивал градостроительный план, поставлен на кадастровый учет (л.д.10,11). Площадь, разрешенное использование земельного участка соответствует Правилам землепользования и застройки. Информации о каких – либо ограничениях, связанных с запретом на раздел земельного участка, зарегистрированных в Едином государственном реестр прав на недвижимое имущество, в Государственном кадастре недвижимости в материалы дела не представлено. Ограничений, запретов, предусмотренных федеральным законом, на раздел ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером < № >, строительство индивидуального жилого дома на выделенном земельном участке с кадастровым номером < № > на землях населенного пункта с разрешенным использованием для жилой застройки, в судебном заседании не установлено.
Отношения по поводу документации по планировке территории в случае раздела земельного участка урегулированы частью 2 статьи 8 Правил землепользования и застройки, а именно, в случае если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков (за исключением разделения земельного участка, предоставленного из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для комплексного освоения в целях жилищного строительства или развития застроенных территорий), объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, не требуется подготовка документации по планировке территории, а осуществляется подготовка землеустроительной документации в порядке, предусмотренном земельным законодательством, при соблюдении следующих требований законодательства о градостроительной деятельности:
1) размеры образуемых земельных участков не должны превышать предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предусмотренных градостроительным регламентом;
2) обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие самостоятельных подъездов, подходов к каждому образуемому земельному участку.
В ходе судебного заседания установлено, подтверждено материалами дела, что размер земельного участка с кадастровым номером < № > имеет площадь 862 кв.м. и соответствует размерам земельных участков, предусмотренных градостроительным регламентом, имеются самостоятельные подходы к земельному участку, подготовки документации по планировке территории не требуется. Доказательств обратного Департаментом архитектуры не предоставлено.
Нормы, регулирующие отношения по образованию земельных участков, выдаче и подготовке градостроительного плана, в том числе предусматривающие основания для отказа, а также Правила землепользования и застройки в соответствии которыми и был произведен раздел земельного участка, осуществлен кадастровый учет и испрашивается заявителем градостроительный план земельного участка, были приняты после вступления в силу Градостроительного кодекса РФ.
В связи с чем принятое Департаментом архитектуры решение должно основываться на нормах Градостроительного кодекса РФ и принятых после его вступления в силу нормативных правовых актов, которые не содержат требования о согласовании раздела земельного участка с планом детальной планировки, а так же возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка по основаниям неделимости участка.
Кроме того, Форма градостроительного плана, утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 № 207, предусматривает определение параметров объектов капитального строительства, предельное количество этажей, максимальный процент застройки, иные показатели. Следовательно, все эти показатели в случае необходимости и обоснованности могут и должны быть учтены Департаментом архитектуры при подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером < № >. Отказ Департамента архитектуры, в котором указано, что земельный участок является неделимым, нарушает права собственника на пользование земельным участком в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В судебном заседании установлено, что планируемое разрешенное использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства соответствует статье 52-3 раздела «Градостроительный регламент» Правил землепользования и застройки. Раздел ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером < № >, в результате которого был поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером < № >, заинтересованным лицом не оспаривался. Таким образом, в судебном заседании установлено, что отказ Департамента архитектуры не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права заявителя.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, установленным статьями 55, 56, 59, 60 и 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что требование заявителя о признании незаконным отказ Департамента архитектуры в подготовке и выдаче Миндиярову В.Г. градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером < № > для строительства индивидуального жилого дома по адресу: < адрес >, подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям. Таким образом, с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Миндиярова В. Г. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации гор. Екатеринбурга в подготовке и выдаче Миндиярову В. Г. градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером < № > для строительства индивидуального жилого дома по адресу: < адрес >.
В удовлетворении остальной части заявления Миндиярову В. Г. отказать.
Взыскать с Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации гор. Екатеринбурга в пользу Миндиярова В. Г. расходы на уплату государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд < адрес > в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2014 года.
Председательствующий: Груднова А.В.