ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2016 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Рощупкиной И.А.
при секретаре судебного заседания: Лебедевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-50/2016 по исковому заявлению муниципального предприятия «Салехардремстрой» муниципального образования город Салехард к ФИО3 о взыскании денежных средств за хранение транспортного средства на территории штрафной стоянки и возложении обязанности забрать транспортное средство,
УСТАНОВИЛ:
Истец муниципальное предприятие «Салехардремстрой» муниципального образования <адрес> (далее по тексту МП «Салехардремстрой» МО <адрес>) обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании денежных средств за хранение транспортного средства на территории штрафной стоянки и возложении обязанности забрать автомобиль. В обоснование заявленных требований указал, что 15 июня 2015 года сотрудниками ИДПС ОРДПС ГИБДД УМВД России по ЯНАО задержано транспортное средство марки "МОПЕД AEFA", без государственного регистрационного знака, находящееся в момент задержания под управлением ответчика ФИО2. На основании заключенного между УВД ЯНАО и МП «Салехардремстрой» договора, а также протокола задержания транспортного средства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данное транспортное средство было передано сотрудниками полиции истцу, для его помещения и хранения на штрафной стоянке, расположенной по адресу: <адрес> настоящего времени "МОПЕД AEFA" находится на территории стоянки, что мешает ее полноценной деятельности, поскольку хранение транспортного средства является временным, а не постоянным. Данный "МОПЕД AEFA" мешает помещению других транспортных средств на территорию стоянки, в результате чего некоторые автомобили приходится ставить за пределами стоянки. В связи с нахождением транспортного средства марки "МОПЕД AEFA" на стоянке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность за период хранения транспортного средства составляет 158 260 рублей, которая до настоящего времени не погашена, несмотря на направленную в адрес ответчика претензию. Просил взыскать с ФИО2 плату за хранение транспортного средства в размере 158 260 рублей и возложить на ответчика обязанность забрать "МОПЕД AEFA" с территории стоянки.
Определением судьи Салехардского городского суда от 14 декабря 2015 года по гражданскому делу № 2-2620/2015 по исковому заявлению муниципального предприятия "Салехардремстрой" муниципального образования <адрес> к ФИО2 о взыскании денежных средств за хранение транспортного средства на территории штрафной стоянки и возложении обязанности забрать транспортное средство произведена замена ненадлежащего ответчика ФИО2 на надлежащего ответчика Королёва ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца МП «Салехардремстрой» ФИО8, действующая на основании доверенности, на удовлетворении исковых требованиях к Королёву М.О. настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представил.
Суд с учетом волеизъявления представителя истца, полагавшего возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства в соответствии со ст.233 ГПК РФ.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 7 части 1 статьи 27.1 Кодекса РФ об АП задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 27.13 Кодекса РФ об АП предусмотрено, что при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных статьей 11.9, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, статьей 12.26 данного Кодекса, транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.
О задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол.
Согласно части 5 данной статьи задержание транспортного средства соответствующего вида, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с делегированными полномочиями Правительство Российской Федерации постановлением от 18 декабря 2003 года № 759 утвердило Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации. Рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок - специально отведенных охраняемых мест хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Согласно с пункта 2 указанных Правил, задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств (далее - специализированная стоянка).
В соответствии с пунктами 6 и 9 Правил, срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку. Плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке. Плата за перемещение транспортного средства и за первые сутки его хранения на специализированной стоянке не взимается. Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Выдача задержанного транспортного средства водителю (владельцу, представителю владельца) производится на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с хранением транспортного средства на специализированной стоянке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством, гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям.
Отношения, связанные с помещением транспортного средства на стоянку и его хранением, возникают на основании части 5 статьи 27.13 Кодекса РФ об АП, но находятся вне сферы действия административного законодательства. В силу статьи 906 Гражданского кодекса Российской Федерации на них распространяются правила главы 47 этого Кодекса, регулирующей обязательства хранения, ответственность за их неисполнение.
К имущественным отношениям при хранении, в том числе возникшим в силу закона, применяется гражданское законодательство, основанное на принципах равенства участников регулируемых им отношений, а не административное законодательство, основанное на властном подчинении одной из сторон другой. Следовательно, владелец помещенного на хранение транспортного средства (поклажедатель) и хранитель, принявший вещь на хранение, обладают правами и несут обязанности, установленные гражданским законодательством.
Это означает, что поклажедатель не только вправе потребовать возврата ему вещи в сохранности, но, и обязан в соответствии со статьями 896-898 Гражданского кодекса Российской Федерации выплатить хранителю вознаграждение за хранение, а также возместить расходы на ее хранение, в том числе связанные с помещением на хранение (транспортировкой).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ИДПС ОРДПС ГИБДД УМВД России по ЯНАО задержано транспортное средство марки "МОПЕД AEFA", без государственного регистрационного знака, принадлежащий на праве собственности и находящийся в момент задержания под управлением ответчика, в отношении которого были составлены при личном участии последнего протокол <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.7 Кодекса РФ об АП, и протокол задержания транспортного средства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ указанное транспортное средство помещено на специализированную стоянку (штрафную стоянку).
На основании распоряжения администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р муниципальному предприятию «Салехардремстрой» предоставлен земельный участок площадью 1309 кв.м., для размещения штрафной площадки по <адрес>.
Срок хранения транспортного средства, находящегося на момент совершения административного правонарушения под управлением ответчика ФИО3 на территории штрафной стоянки составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 1 ст. 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Исходя из назначения специализированной штрафной стоянки и содержания договора между УВД по ЯНАО и МП «Салехардремстрой», истец осуществляет деятельность по хранению автомобилей, помещённых в установленном порядке на территорию такой стоянки.
По смыслу ст. 896 ГК РФ за хранение взимается плата.
На основании ч. 1 ст. 899 ГК РФ по истечении обусловленного срока хранения или срока, предоставленного хранителем для обратного получения вещи на основании ч. 3 ст. 889 настоящего Кодекса, поклажедатель обязан немедленно забрать переданную на хранение вещь.
Частью 3 ст. 889 ГК РФ предусмотрено, что если срок хранения определен моментом востребования вещи поклажедателем, хранитель вправе по истечении обычного при данных обстоятельствах срока хранения вещи потребовать от поклажедателя взять обратно вещь, предоставив ему для этого разумный срок. Неисполнение поклажедателем этой обязанности влечёт последствия, предусмотренные статьей 899 настоящего Кодекса.
Однако согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мопеды относятся к категории "М".
Кроме того приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.02.2015 года № 23-т установлены размеры платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и хранение на специализированных стоянках на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, и согласно приложениям к данному приказу транспортные средства категории "М" (мопеды) не относятся к категориям транспортных средств, хранящимся на специализированных стоянках на территории Ямало-Ненецкого автономного округа за плату.
Поскольку размер за хранение транспортных средств категории "М" (мопеды) в установленном порядке не определен, суд приходит к выводу об отсутствии у истца права по приему указанных транспортных средств на территорию специализированной штрафной стоянки, а, следовательно, и начислению платы по их хранению.
Таким образом, заявленные исковые требования о взыскании с ответчика денежных средств за хранение мопеда на территории штрафной стоянки удовлетворению не подлежат.
Учитывая комплекс прав и обязанностей собственника транспортного средства, заявленные исковые требования к Королёву М.О. о возложении обязанности забрать с территории штрафной стоянки принадлежащее ему задержанное транспортное средство марки "МОПЕД AEFA", без государственного регистрационного знака, являются законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что истцом при подаче иска не была уплачена государственная пошлина за предъявление требований о возложении обязанности забрать транспортное средство с территории штрафной стоянки, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 6000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования муниципального предприятия «Салехардремстрой» муниципального образования город Салехард к ФИО3 о взыскании денежных средств за хранение транспортного средства на территории штрафной стоянки и возложении обязанности забрать транспортное средство, удовлетворить частично.
Обязать ФИО10 ФИО4 забрать с территории штрафной стоянки, расположенной по ул. Объездная в г. Салехарде, принадлежащий ему марки "МОПЕД AEFA", без государственного регистрационного знака.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ФИО11 ФИО4 в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий И.А. Рощупкина