Дело № 5-533/2021
УИД: 66RS0012-01-2021-002973-23
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Каменск-Уральский
Свердловской области 29 декабря 2021 года
Судья Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области Москалева А.В. (623400, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Тевосяна, д. 1), рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Блохиной Е.В., <*****>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности (<*****>),
У С Т А Н О В И Л:
19 октября 2021 года индивидуальный предприниматель Блохина Е.В., осуществляющая предпринимательскую деятельность в торговом отделе (отдел одежды), расположенном в магазине «Семейный» по адресу: Свердловская область г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова 125, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих – коронавирусной инфекции (2019-nCoV), включённой в Перечень таких заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (ред. от 31.01.2020), допустила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно: в нарушение требований санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15: в торговом отделе отсутствует оборудование для обеззараживания воздуха, наличие которого направлено на «разрыв» механизма передачи инфекции (п. 4.4).
То есть индивидуальный предприниматель Блохина Е.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в деятельности индивидуального предпринимателя Блохиной Е.В., осуществляющей деятельность в торговом отделе (отделе одежды), расположенном в магазине «Семейный» по адресу: Свердловская область г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова 125, было выявлено специалистами Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Каменске-Уральском, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах 19 октября 2021 года в ходе проведения контрольного мероприятия без взаимодействия – выездного обследования.
Блохина Е.В. в судебном заседании не согласилась с протоколом об административном правонарушении. Пояснила, что в магазине «Семейный» на все отделы имелась одна бактерицидная лампа, при необходимости ее можно было брать и в свой отдел, а после проверки она купила свою индивидуальную. Пояснила, что ее доход составляет <*****> т.р., наемных работников нет, торгует в отделе сама.
Исследовав письменные доказательства в материалах дела, выслушав Блохину Е.В., прихожу к следующему.
Частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ выражается, в том числе и в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Такие правонарушения посягают на общественные отношения в сфере здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в данный перечень как заболевание, представляющие особую опасность для окружающих. Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в список особо опасных инфекций.
Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 исполнительным органам поручено введение ограничений и проведение мероприятий в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В связи с угрозой распространения этой инфекции Указом Губернатора Свердловской области № 100-УГ от 18.03.2020 на территории Свердловской области введён режим повышенной готовности и приняты дополнительные меры по защите населения от новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, по состоянию на 19 октября 2021 года на территории г. Каменска-Уральского Свердловской области существовала угроза распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно абзацу 14 статьи 1 указанного Федерального закона под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 39 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пунктом 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно пункту 4.4. Санитарных правил 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)2, утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 15, мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в том числе обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
Указанные мероприятия являются противоэпидемическими мероприятиями в отношении COVID-19 и входят в комплекс мер, направленных на предотвращение распространения инфекции.
В условиях пандемического распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при которой инфицирование происходит в основном воздушно-капельным путем, Роспотребнадзором уделяется особое внимание обеспечению безопасности воздушной среды.
При этом снижение риска инфицирования COVID-19 как для персонала, так и для посетителей объектов общественного назначения обеспечивается выполнением всей совокупности профилактических и противоэпидемических мероприятий, предусмотренных санитарными правилами и рекомендациями Роспотребнадзора.
Однако, как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем Блохиной Е.В. при осуществлении деятельности в торговом отделе, не были выполнены вышеуказанные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на ограничение распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Поскольку предприниматель не обеспечила обеззараживание воздуха в помещении торгового отдела, на момент проверки оборудование для этого отсутствовало.
Факт допущенных ИП Блохиной Е.В. нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения подтверждается представленными суду доказательствами: приказом о проведении мероприятий по контролю без взаимодействия № № от 19.10.2021, протоколом осмотра от 19 октября 2021 года с видеозаписью и актом по результатам контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия: выездного обследования от 19 октября 2021 года; в которых зафиксировано, что оборудование для обеззараживания воздуха в отделе одежды ИП Блохиной Е.В. отсутствует, а также протоколом об административном правонарушении, составленном в соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, являющихся относимыми, допустимыми и достоверными.
Утверждение Блохиной Е.В. о том, что оборудование для обеззараживания воздуха имелось в магазине «Семейный» и при необходимости она могла брать его себе в отдел, расценивается судом критически, как стремление избежать административной ответственности и наказания.
Не только в составленных сотрудниками Роспотребнадзора документах, но и на видеозаписи, исследованной судом, запечатлено, что в помещении торгового отдела ИП Блохиной Е.В. отсутствует оборудование для обеззараживания воздуха, а сама Блохина Е.В. на вопросы сотрудников Роспотребнадзора о наличии такого оборудования сообщает, что его нет и она не знает, что это такое (рециркулятор).
Совокупность представленных суду доказательств позволяет прийти к выводу о допущенных индивидуальным предпринимателем Блохиной Е.В. нарушениях санитарных правил и норм, выразившихся в отсутствии в помещении торгового отдела на момент проверки оборудования для обеззараживания воздуха.
Статус предпринимателя без образования юридического лица – индивидуального предпринимателя Блохиной Е.В. подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Выездное обследование помещения торгового отдела (отдела одежды), расположенного в магазине «Семейный» по ул. Лермонтова 125, было проведено должностными лицами (специалистами-экспертами) Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Каменске-Уральском, Каменском районе, Богдановичском и Сухоложском районах в рамках положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ст. 75) на основании приказа Начальника ТО о проведении мероприятий по контролю без взаимодействия № № от 19.10.2021 в целях реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства направленных не предупреждение и ограничение распространения на территории Свердловской области новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности, прихожу к выводу о доказанности вины индивидуального предпринимателя Блохиной Е.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Установленный административным органом факт того, что в помещениях торгового отдела предпринимателя отсутствовали и не применялись бактерицидные лампы, рециркуляторы воздуха, либо иные устройства для обеззараживания воздуха с целью регулярного обеззараживания воздуха, достаточен для квалификации деяний данного лица по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Достоверных сведений, свидетельствующих о невозможности соблюдения индивидуальным предпринимателем Блохиной Е.В. требований санитарных правил и принятия привлекаемым к ответственности лицом необходимых мер к разрешению данного вопроса не представлено.
Определяя вид и размер наказания, полагаю необходимым руководствоваться положениями пунктов 1, 2, 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отягчающих административную ответственность Блохиной Е.В. обстоятельств не установлено.
Смягчающим обстоятельством признаю устранение выявленных нарушений, выразившихся в приобретении оборудования для обеззараживания воздуха, о чем суду представлены документы.
С учетом изложенного, данных о Блохиной Е.В., которая впервые привлекается к административной ответственности, ее имущественное положение, принимая во внимание отсутствие сведений о наступивших вредных последствиях совершенного правонарушения, принятии мер к устранению выявленных нарушений, что рассматривается как исключительные обстоятельства, прихожу к выводу о возможности назначения Блохиной Е.В. в соответствии с ч. 2.2, ч. 2.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в размере 25000 рублей.
Основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется, поскольку несоблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на ограничение распространения коронавирусной инфекции COVID-19, имеет повышенную общественную опасность, так как создает угрозу распространения заболевания среди населения, а значит, создает угрозу жизни и здоровью населения.
Несмотря на то, что индивидуальный предприниматель включена в реестр субъектов малого предпринимательства, оснований для назначения ей наказания в виде предупреждения в соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нахожу, поскольку в результате нарушения требований санитарного законодательства существует угроза причинения вреда здоровью людей. Нарушение санитарных требований в торговой точке, реализующей товары населению, свидетельствует о наличии потенциальной угрозы распространения заболеваний, в том числе, новой коронавирусной инфекции, среди покупателей магазина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.1, п. 1 ч. 1 ст. 29.9 и ст. 29.10, ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать индивидуального предпринимателя Блохину Е.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа с применением ст. 4.1 КоАП РФ в размере 25000 (двадцати пяти тысяч) рублей.
Штраф должен быть внесен в течение 60 дней с момента вступления постановления в законную силу на реквизиты:
Наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по СО)
ИНН 6670083677 КПП 667001001 БИК 016577551 ОКТМО 65740000
Номер счета банка получателя средств: 40102810645370000054
Номер счета получателя: 03100643000000016200
КБК 14111601061010003140
ЕИП 1400000000000000000000643
Наименование банка: Уральское ГУ Банка России
УИН №
Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: А.В. Москалева