Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-763/2017 ~ М-13508/2016 от 01.01.2017

                                                      Дело № 2-763/17

Решение

именем Российской Федерации

«24» января 2017 года                                                                             город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Емшанова И.С.,

при секретаре Хорешко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Сковородинского района к специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов, Управлению ФССП России по Амурской области об уменьшении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Сковородинского района обратилась в суд с данным исковым заявлением, в обоснование указав, что решением Сковородинского районного суда от 16 июня 2016 года на администрацию возложена обязанность предоставить ЕГ благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в городе Сковородино.

4 августа 2016 года судебным приставом исполнителем было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 22946/16/28025-ИП.

В связи с неисполнением судебного акта о предоставлении ЕГ жилого помещения 5 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Полагает, что администрация проявила ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от должника по характеру обязательства, с момента возбуждения исполнительного производства органом местного самоуправления предпринимались все меры к исполнению требований исполнительного документа.

Финансовые средства, предоставленные администрации Сковородинского района из областного и федерального бюджетов на 2016 год, были использованы в полном объеме. Дополнительных субсидий на приобретение жилых помещений для детей-сирот в администрацию не поступало.

На основании изложенного просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 5 декабря 2016 года по исполнительному производству № 22946/16/28025-ИП до одной четвертой.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.

В письменном отзыве представитель специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов Назарова А.В. полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку должником не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок было вызвано чрезвычайными, непредотвратимыми обстоятельствами.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Решением Сковородинского районного суда от 16 июня 2016 года на администрацию Сковородинского района возложена обязанность предоставить ЕГ благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в городе Сковородино.

4 августа 2016 года судебным приставом исполнителем было возбуждено исполнительное производство № 22946/16/28025-ИП.

Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Судом также установлено, что в 5-дневный срок решение суда не исполнено.

5 декабря 2016 года судебным приставом – исполнителем МВ в связи с неисполнением должником по исполнительному производству возложенной судебным решением обязанности по предоставлению ЕГ жилого помещения принято постановление о взыскании с администрации Сковородинского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Истец просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, полагая, что им были предприняты все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд отмечает следующее.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112, 116 настоящего Закона.

При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (часть 12 статьи 30 вышеуказанного Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции РФ недопустимо.

В качестве обстоятельства, свидетельствующего об уважительности причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, орган местного самоуправления ссылается на недостаточный объем финансирования для исполнения возложенных на него полномочий по обеспечению жильем детей-сирот.

Давая оценку приведенным доводам, суд отмечает следующее.

Согласно статьям 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 6 статьи 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Из приведенных положений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.

По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.

Постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее Порядок).

Согласно пункту 17 указанного Порядка органы местного самоуправления приобретают в соответствии с законодательством жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.

Приобретение жилья происходит путем заключения муниципального контракта на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, рабой услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как следует из представленных администрацией Сковородинского района документов, в 2016 году до муниципального образования были доведены лимиты на исполнение обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на общую сумму 7 485 104 рублей, которые использованы в полном объеме.

Приобретенные органом местного самоуправления жилые помещения в установленном порядке были предоставлены детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения (квартиры), включенные в специализированный жилищный фонд и пригодные для предоставления по договорам специализированного найма жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в муниципальном жилищном фонде отсутствуют.

При указанных обстоятельствах, исполнение решения суда возможно только на основании государственных контрактов на приобретение жилого помещения от имени муниципального образования, порядок заключения которого регламентирован положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и на заключение которого требуется более длительное время, чем то, которое предоставлено судебным приставом-исполнителем.

Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация Сковородинского района предпринимала достаточные меры для исполнения решения суда, а обстоятельства, препятствующие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены действиями органа местного самоуправления.

На основании изложенного, учитывая, что администрацией предпринимались необходимые меры для исполнения судебного решения, суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения исполнительского сбора, что не противоречит действующему законодательству.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление администрации Сковородинского района удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 5 декабря 2016 года по исполнительному производству № 22946/16/28025-ИП, на одну четвертую от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 24 января 2017 года.

Председательствующий                                                    Емшанов И.С.

2-763/2017 ~ М-13508/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Сковородинского района
Ответчики
СО по ИОВИД УФССП России по АО
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Емшанов И.С.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
01.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2017Передача материалов судье
10.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2017Судебное заседание
24.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее