Дело № 2-1417/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 октября 2013 года город Сокол
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Маркеловой Е.А.
при секретаре Кузнецовой Н.Н.,
с участием представителя истца Комарова А.А.,
ответчика Демичева В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента лесного комплекса Вологодской области к Демичеву В.С. о взыскании неустойки по договору купли-продажи лесных насаждений,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее по тексту - Департамент) обратился в суд с иском к Демичеву В.С. о взыскании неустойки по договору купли-продажи лесных насаждений, указав в обоснование заявленного требования, что 7 сентября 2010 года между истцом и ответчиком заключён договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. По условиям договора Департамент продаёт лесные насаждения, занимающие 0,4 га, расположенные на территории <адрес>, а Демичев В.С. покупает лесные насаждения для строительства жилого дома. Через 12 месяцев по окончании заготовки покупатель обязан представить в лесничество отчёт об использовании заготовленной древесины. 12 декабря 2012 года ответчику направлено извещение о дате проведения проверки целевого использования древесины с просьбой направить отчёт об использовании, извещение Демичевым не получено, почтовое уведомление возвращено. 5 апреля 2013 года специалистами проведена проверка целевого использования древесины, в результате которой установлено, что строительство дома не ведётся, на предназначенном для строительства земельном участке находится старый разрушенный дом. Согласно подпункту «ж» пункта 23 договора с покупателя, допустившего нецелевое использование древесины, взыскивается неустойка в размере 10-кратной ставки платы за единицу объёма лесных ресурсов, в связи с чем размер подлежащей взысканию с Демичева В.С. неустойки составляет <данные изъяты>. Истец просит взыскать с ответчика указанную сумму.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, пояснив, что в адрес ответчика направлялась претензия с предложением добровольно погасить неустойку в срок до 29 мая 2013 года, ответа на претензию не поступило. Заключению договора купли-продажи лесных насаждений с физическим лицом предшествует следующая процедура - человек пишет заявление о выделении ему древесины для вырубки в соответствующее лесничество, по рассмотрении которого работник лесничества показывает заявителю место и определяет, какие деревья можно рубить, после чего в Департамент направляется пересчётная ведомость деревьев, произрастающих на конкретном участке, Департамент рассматривает поступившую заявку и приглашает заявителя для подписания договора, после чего документы направляются в то же лесничество, лес можно вырубать. Закон Вологодской области, на основании которого происходит выделение древесины частным лицам для строительства жилых домов, не ставит решение вопроса о выделе древесины в зависимость от того, предоставил ли заявитель документы, подтверждающие его право на какой-либо земельный участок, где он намеревается осуществлять индивидуальное жилищное строительство. По рыночным ценам на деловую древесину, сложившимся в регионе, стоимость 1 кубометра пиловочника, размер которого равен половине из выделенной заявителю древесины, составляет в среднем 1 800 рублей, стоимость 1 кубометра баланса, составляющего вторую часть выделенной заявителю древесины, порядка 500-700 рублей.
Ответчик выразил суду несогласие с иском, пояснив, что, подписывая указанный договор, он не читал его условий и полагал, что право вырубки древесины по данному договору он может продать лицу, имеющему соответствующую технику. Подписывая договор, ответчик имел намерение продать выделенную ему древесину на корню, что и сделал по объявлению в газете, получив за это <данные изъяты> рублей.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
25 февраля 2010 года Демичев В.С. обратился в Сокольский районный отдел государственного лесничества с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд, а именно для строительства жилого дома в объёме 200 кубометров.
7 сентября 2010 года между Департаментом лесного комплекса Вологодской области и Демичевым В.С. заключён договор купли-продажи лесных насаждений, по условиям которого Департамент продаёт, а покупатель покупает лесные насаждения, занимающие площадь 0,4 га, расположенные <адрес>, с целью заготовки древесины для строительства жилого дома. Цена договора 22 рубля 02 копейки. Срок действия договора до 6 сентября 2011 года. В числе обязанностей покупателя пункт 20 договора обращает внимание на представление в лесничество отчёта об использовании древесины через 12 месяцев после окончания заготовки. Подпунктом «ж» пункта 23 договора предусмотрена ответственность покупателя в виде 10-кратной ставки платы за единицу объёма ресурсов за нецелевое использование древесины.
12 декабря 2012 года Демичеву В.С. направлено извещение о необходимости предоставления документов, подтверждающих целевое использование древесины, адресату предложено прибыть 20 декабря 2012 года для осуществления проверки целевого использования древесины в случае невозможности предоставления документов. Указанное извещение адресатом не получено.
5 апреля 2013 года проведена проверка целевого использования древесины, выделенной Демичеву В.С., по результатам которой составлен акт, в котором отмечается, что на земельном участке по адресу: <адрес>, находится разрушенный дом, нового строительства не ведётся, в связи с чем в акте изложен вывод о нецелевом использовании древесины.
29 апреля 2013 года Демичеву В.С. направлена претензия с предложением в срок до 29 мая 2013 года добровольно оплатить неустойку в размере <данные изъяты>.
Судом установлено, что по адресу, где истцом установлено нецелевое использование Демичевым В.С. древесины, ранее находился <данные изъяты> жилой дом, сгоревший ДД.ММ. 2006 года, при этом дом и земельный участок под ним находились в муниципальной собственности, в связи с чем неясно, по какой причине проведённая в апреле 2013 года проверка осуществлялась по указанному адресу.
Вместе с тем суд полагает необходимым отметить, что истцом представлен акт проверки от 6 сентября 2013 года, в котором отражается нецелевое использование древесины в объёме 199 кубометров, предоставленной по договорам купли-продажи лесных насаждений от 4 августа и 30 сентября 2009 года. Проверкой установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, строительство дома не ведётся. Указанный акт не имеет отношения для рассмотрения настоящего спора, поскольку им подтверждается нецелевое использование древесины, предоставленной по договорам от 2009 года.
Статьёй 77 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено заключение гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьёй 1 Закона Вологодской области от 12 января 2007 года № 1551-ОЗ «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Вологодской области гражданами для собственных нужд» предусмотрено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, устанавливаемом Правительством области.
Порядок заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории области утверждён постановлением Правительства Вологодской области от 19 марта 2007 года № 363. Указанное постановление в редакции, действовавшей на дату заключения договора между истцом и ответчиком, содержит перечень документов, которые в целях заключения договора гражданин обязан был подать, к которым относится заявление о заключении договора с указываются фамилии, имени, отчества гражданина, его адреса, данных документа, удостоверяющего личность, наименования лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений, требуемого объёма древесины и её качественных показателей.
Таким образом, на дату заключения договора между истцом и ответчиком закон не ставил решение вопроса о выделе древесины в зависимость от того, предоставил ли заявитель документы, подтверждающие его право на какой-либо земельный участок, где он намеревается осуществлять индивидуальное жилищное строительство, и есть ли у него разрешение на строительство.
Принимая во внимание выше изложенное, суд приходит к выводу о том, что по договору купли-продажи от 7 сентября 2010 года Демичев В.С. купил лесные насаждения, занимающие площадь 0,4 га, расположенные <адрес>, указав целью их приобретения заготовку древесины для строительства жилого дома, заплатив за это 22 рубля 02 копейки. При этом Демичев В.С. не намеревался использовать купленную древесину по её целевому назначению, а распорядился ею, продав на корню третьему лицу за <данные изъяты>. Это подтверждает нецелевое использование Демичевым В.С. приобретённой древесины. При таких обстоятельствах исковые требования Департамента подлежат удовлетворению.
При определении размера неустойки суд принимает во внимание не вызывающий у суда сомнений расчёт, предоставленный истцом, выполненный в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года № 273 «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства», и положения договора от 7 сентября 2010 года, предусматривающие ответственность покупателя в виде десятикратной ставки платы за единицу объёма лесных ресурсов за нецелевое использование древесины.
Суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца неустойку в размере <данные изъяты>.
В соответствии со статьёй 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются ответчики в судах общей юрисдикции, если при этом решение суда принято не в их пользу, и истец освобождён от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину за рассмотрение дела судом, размер которой согласно статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при цене иска <данные изъяты> составляет <данные изъяты>.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Законом Вологодской области от 12 января 2007 года № 1551-ОЗ «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Вологодской области гражданами для собственных нужд», статьями 333.17, 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Департамента лесного комплекса Вологодской области к Демичеву В.С. удовлетворить полностью.
Взыскать с Демичева В.С. в пользу Департамента лесного комплекса Вологодской области неустойку по договору купли-продажи лесных насаждений от 7 сентября 2010 года в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Демичева В.С. за рассмотрение дела государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд в течение месяца.
Судья Е.А. Маркелова
Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 12 ноября 2013 года.