Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-22/2013 (2-1534/2012;) ~ М-1423/2012 от 19.11.2012

Дело № 2-22/2013г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2013 года        г. Спасск-Дальний

Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего федерального судьи Миначевой Т.В.,

с участием помощников прокурора Спасского района Наливайко Е.В., Сендецкой Ю.Ю.,

при секретаре Каракиян О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Спасского района в интересах ЦЫГАЛЬНЮК Е.Н. к КГБУЗ Спасская ЦРП, Департаменту здравоохранения администрации Приморского края о взыскании сумм недоплаты по заработной плате,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> в интересах ЦЫГАЛЬНЮК Е.Н. обратился в суд с указанным иском, в котором указал, в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки по письменному заявлению ЦЫГАЛЬНЮК Е.Н., установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ она работает в КГБУЗ «Спасская ЦРП» в должности <данные изъяты>.

Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ , работодателем является КГБУЗ «Спасская ЦРП» в лице главного врача В.А.

Ее заработная плата как выполнившей норму рабочего времени за отработанный полный месяц, составила:

За ДД.ММ.ГГГГ года - <Сумма 1> руб., за ДД.ММ.ГГГГ года - <Сумма 1> руб., за ДД.ММ.ГГГГ -<Сумма 2> руб.

С такой суммой заработной платы она не согласна, т.к. считает, что районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в Южных районах Дальнего Востока должна быть начислена на фактический заработок, а не на оклад.

Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст.129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению,- и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», с 01.06.2011 минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в размере - 4611 рублей.

В соответствии с Конституцией РФ целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7 ч. 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом Минимального размера оплаты труда (ст. 37 ч. 3).

По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.

При этом, согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесённые в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма; гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда так и правила ст. ст. 2, 130,132,135 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об оплате труда.

Постановлением Президиума ВЦСПС от 20.11.1967 № 512/П-28 предусмотрено, что для рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно - коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в районах Дальнего Востока, размер районного коэффициента к заработной плате составляет 1,2.

Пунктом 7 постановления Госкомтруда и ВЦСПС от 31.03.1960 № 453/9 предусмотрено, что к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций Приморского края установлен районный коэффициент 1,3.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 № 53 введена выплата процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

Указанные надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от
06.04.1972 № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР».

Кроме того, в соответствии с п. 1 Постановлением Министерства Труда РФ № 49 от 11.09.1995 «Об утверждении разъяснения о порядке начисления процентных к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в Южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициентов», процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Таким образом, процентная надбавка за работу в Южных районах Дальнего Востока и районный коэффициент должны начисляться на вознаграждение за труд (фактический заработок), выплачиваемое в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Проведенной проверкой установлено, что ЦЫГАЛЬНЮК Е.Н. в ДД.ММ.ГГГГ года было начислено: - <Сумма 3> руб., к выдаче заработная плата составила - <Сумма 1> руб.; в ДД.ММ.ГГГГ года начислено - <Сумма 3> руб., к выдаче заработная плата составила - <Сумма 1> руб.; в ДД.ММ.ГГГГ года начислено <Сумма 4> руб., к выдаче заработная плата составила - <Сумма 2> руб.

Таким образом, из расчетных листков, лицевого счета и справки видно, что начисление процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока и районного коэффициента ЦЫГАЛЬНЮК Е.Н. за ДД.ММ.ГГГГ производилась на оклад, а не на фактический заработок.

Данный факт нарушает право работника неполучение в полном объеме заработной платы, в связи с чем, подпадает под сферу прокурорской защиты.

По изложенному, и руководствуясь ст.45 ГПК РФ, прокурор просит взыскать с КГБУЗ «Спасская ЦРП» и Департамента здравоохранения Администрации Приморского края сумму недополученной заработной платы в пользу ЦЫГАЛЬНЮК Е.Н. за ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <Сумма 5> рублей.

Обязать КГБУЗ «Спасская ЦРП» и Департамент здравоохранения Администрации Приморского края производить начисление процентной надбавки за работу в Южных
районах Дальнего Востока и районного коэффициента ЦЫГАЛЬНЮК Е.Н. на фактический заработок.

В судебном заседании помощники прокурора Спасского района Наливайко Е.В. и Сендецкая Ю.Ю. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представители КГБУЗ «Спасская ЦРП» по доверенностям И.О. и Д.В. с исковыми требованиями не согласились, пояснив суду, что Спасская центральная районная поликлиника, является краевым бюджетным учреждением здравоохранения, оклады имеет право устанавливать только в соответствии с Постановлениями Администрации Приморского края. С ДД.ММ.ГГГГ года поликлиника переведена на новую систему оплаты труда, согласно утвержденному главным врачом КГБУЗ «Спасская ЦРП» от ДД.ММ.ГГГГ Положению об оплате труда работников КГБУЗ «Спасская центральная районная поликлиника», разработанную в соответствии с Постановлением хАдминистрацией Приморского края от 20.09.2011 г. № 241-па «Об оплате труда работников государственного учреждения Приморского края» и Постановлением Администрации Приморского края от 30.05.2011 г. № 138-па «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Приморского края». Просят отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель Департамента здравоохранения Приморского края в судебное заседания не явился, представив письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что они доводы истца о взыскании недоимки по заработной плате с Департамента Здравоохранения Приморского края считают необоснованными, т.к. не являются надлежащим ответчиком. Департамент Здравоохранения Приморского края в трудовых отношениях с истцом не состоит. Начисление, расчёт, выплата заработной платы сотрудникам Лечебно-профилактических учреждений Приморского края производится бухгалтерами соответствующих ЛПУ. Департамент здравоохранения ПК, действуя в рамках своих полномочий, в соответствии с Положением о Департаменте, Законом ПК об управлении имуществом в рамках своей компетенции как отраслевой орган исполнительной власти Приморского края согласовывает кандидатуры на должности главных бухгалтеров подведомственных краевых государственных унитарных предприятий и работодателем не является. Так, Департамент являясь распорядителем бюджетных средств, получает субсидию на выполнение государственного задания, которая поступает в соответствующие ЛПУ. Данная субсидия распределяется руководителем ЛПУ на соответствующие расходы. В свою очередь бухгалтер соответствующего учреждения производит расчёт заработной платы и согласует её с работодателем. Деятельность сотрудников ЛПУ, в том числе расчёты по заработной плате работодатель самостоятельно контролирует в соответствии с действующим законодательством, в том числе внутренними документами учреждений. Бухгалтерская отчётность принимается от ЛПУ и утверждается по установленной форме. В то же время формой бухгалтерской отчётности ЛПУ, предоставляемой в Департамент Здравоохранения Приморского края не предусмотрены подробные расчёты заработной платы.

По изложенному, просят в удовлетворении требований к Департаменту Здравоохранения Приморского края, изложенных в исковом заявлении отказать, признать Департамент Здравоохранения Приморского края ненадлежащим ответчиком, и рассмотреть дело в отсутствии представителя Департамента здравоохранения Приморского края.

Суд, заслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37 ч.3).

В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Таким образом, ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не может быть заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты.

В силу гл. 50 Трудового кодекса РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Из указанного следует, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данный вывод следует из системного толкования ст.ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, поскольку при разработке системы оплаты труда не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Постановлением Президиума ВЦСПС от 20.11.1967 № 512/П-28 предусмотрено, что для рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно - коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в районах Дальнего Востока, размер районного коэффициента к заработной плате составляет 1,2.

Пунктом 7 постановления Госкомтруда и ВЦСПС от 31.03.1960 № 453/9 предусмотрено, что к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций Приморского края установлен районный коэффициент 1,3.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 № 53 введена выплата процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

Указанные надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от
06.04.1972 № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми
АССР».

Кроме того, в соответствии с п. 1 Постановлением Министерства Труда РФ № 49 от 11.09.1995 «Об утверждении разъяснения о порядке начисления процентных к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в Южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициентов», процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Согласно приказу КГБУЗ «Спасская ЦРП», ЦЫГАЛЬНЮК Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты>, с тарифной ставкой <Сумма 6> рублей, надбавкой 30% ДВ коэф, 30% за непрерывный стаж в юных районах ДВ, 25% за работу на селе, за счет средств ОМС.

Как следует из лицевого счета, расчетных листков и справки КГБУЗ «Спасская ЦРП», ЦЫГАЛЬНЮК Е.Н. за ДД.ММ.ГГГГ года начислена заработная плата, с учетом надбавок и доплат, в том числе районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и составила соответственно <Сумма 1> руб. за каждый месяц, при этом районный коэффициент и процентная надбавка фактически включались в минимальный размер оплаты труда.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01 июня 2011 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме <Сумма 3> рублей.

Таким образом, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, заработная плата истицы не может быть менее <Сумма 7> рублей.

Принимая во внимание, что КГБУЗ Спасская ЦРП» является работодателем, который определяет конкретный размер оплаты труда для своего работника и соответственно, не вправе нарушать гарантии, установленные работнику нормами Трудового кодекса РФ, является юридическим лицом, имеющим обособленное имущество, самостоятельный баланс расчетный и иные счета в казначействе, печать со своим полным официальным наименованием и другие установленные законом реквизиты, с учреждения подлежит взысканию сумма недоплаты ЦЫГАЛЬНЮК Е.Н. заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <Сумма 5> рублей.

Департамент Здравоохранения Приморского края не состоит в трудовых отношениях с истцом, является распорядителем бюджетных средств - субсидий на выполнение государственного задания, т.е. не является надлежащим ответчиком.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до <Сумма 8> рублей - 4 процента цены иска, но не менее <Сумма 9> рублей.

В связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, его требования удовлетворены, суд считает необходимым взыскать государственную пошлину в сумме <Сумма 9> руб. с КГБУЗ «Спасская ЦРП» в доход местного бюджета.

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 146, 148, 315 Трудового кодекса РФ, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Спасского района в интересах ЦЫГАЛЬНЮК Е.Н. к КГБУЗ Спасская ЦРП о взыскании сумм недополученной заработной платы - удовлетворить.

Взыскать с КГБУЗ «Спасская ЦРП» в пользу ЦЫГАЛЬНЮК Е.Н. сумму недополученной заработной платы в размере <Сумма 5> коп. и государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <Сумма 9> рублей.

Обязать КГБУЗ «Спасская ЦРП» производить начисление процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока и районного коэффициента ЦЫГАЛЬНЮК Е.Н. на фактический заработок.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Спасский районный суд.

Федеральный судья Т.В. Миначева

2-22/2013 (2-1534/2012;) ~ М-1423/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Спасского района в интересах Цыгальнюк Екатерины Николаевны
Ответчики
Департамент здравоохранения Администрации Приморского края
Цыгальнюк Екатерина Николаевна
КГБУЗ "Спасская центральная районная поликлиника"
Другие
Метный бюждет ГО Спасск-Дальний
Суд
Спасский районный суд Приморского края
Судья
Миначёва Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
spassky--prm.sudrf.ru
19.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2012Передача материалов судье
21.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.12.2012Предварительное судебное заседание
17.01.2013Судебное заседание
01.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее