Дело №
УИД 39RS0002-01-2020-000269-21
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2020 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
Председательствующего судьи Сергеевой Н.Н.,
при секретаре Сичкаревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шачнева ФИО11 к Администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа органа местного саморегулирования и обязании передать земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с вышеназванным иском к администрации городского округа «Город Калининград», указав в его обоснование, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью 871 кв.м., на котором расположен жилой дом по адресу: Калининградская область, < адрес > Указанный земельный участок предоставлен в аренду сроком по 04.09.2056г. на основании договора на передачу в аренду земельного участка для садоводства и огородничества №-с от < Дата > и соглашений к нему. < Дата > истцом был получен отказ № в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению гражданам земельных участков, находящихся в садоводческих товариществах, утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > №, в котором указывалось, что он, ФИО2, вправе обратиться с заявлением о выкупе земельного участка в собственность за плату. < Дата > в комитет муниципального имущества и земельных отношений ФИО2 было подано заявление №№ о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № < адрес >" г. Калининграда. < Дата > был получен отказ № в котором указывалось, что «по карте границ зон с особыми условиями использования территории территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от < Дата > №, земельный участок с кадастровым номером № располагается в зоне санитарной охраны источников водоснабжения, 2 пояс (Н-3). На основании п.6 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации Комитет принимает решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № в < адрес > Истец считает отказ Ответчика незаконным и нарушающим его права на предоставление в собственность за плату испрашиваемого земельного участка. На основании изложенного, просит признать незаконным отказ администрации городского округа «Город Калининград» № № от < Дата > о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № в СНТ «Янтарь-2», обязать Ответчика передать указанный участок Истцу в собственность за плату.
Истец в суд не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истица – ФИО10, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске, пояснив суду, что в выписке из ЕГРН от < Дата > не указано, что спорный земельный участок располагается в какой-либо зоне санитарной охраны источников водоснабжения. В договоре на передачу в аренду земельного участка для садоводства и огородничества №-с от 06.11.2008г. и соглашений к нему также не указывается никаких ограничений. Истец в возрасте, поэтому хочет оформить участок в собственность, чтобы передать его в наследство. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме с учетом изложенной в иске позиции, данных пояснений и представленных доказательств.
Представитель администрации городского округа «Город Калининград» ФИО5, действовавший на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что согласно действующего договора от < Дата >, а также соглашения о переуступке прав и обязанностей от < Дата > ФИО2 является арендатором вышеназванного земельного участка. Аренда действует до < Дата >. Основанием для отказа в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность, поскольку согласно карте границ зон с особыми условиями использования территорий и территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград, утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от < Дата > №, указанный земельный участок попадает в границы второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В соответствии с требованиями п. 2.3.2.6 СанПиН 2.< Дата >-02 граница второго пояса ЗСО устанавливается для водоемов (водохранилищ, озер) в обе стороны по берегу на 3 или 5 км в зависимости от местных санитарных и гидрологических условий. Для территории городского округа «Город Калининград» в Правилах отражена граница второго пояса ЗСО размером 3 км. ЗСО организуются в составе трех поясов, в каждом из которых устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятии, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Режим охранной зоны предполагает ограничения и в использовании земель в границах поясов ЗСО. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку по правилам ст.ст. 12,56 и 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в связи со следующим.
Материалами дела установлено, что согласно Договору №-с на передачу в аренду земельного участка для садоводства и огородничества от < Дата > администрацией ГО «Город Калининград» в лице председателя Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» ФИО6 предоставлен в аренду гражданину ФИО7 земельный участок с КН № по адресу: Калининградская область, < адрес > общей площадью 871 кв.м. сроком до < Дата >.
< Дата > между ФИО8 и ФИО2 был заключен договор купли-продажи жилого дома с кадастровым номером < адрес >. В тот же день, между теми же сторонами было заключено соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору №-с от 06.11.2008г. аренды на земельный участок, на котором расположен вышеуказанный дом.
< Дата > ФИО2 посредством представителя ФИО9 в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов было подано заявление о предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно.
< Дата > был получен отказ № в предоставлении указанной муниципальной услуги по предоставлению гражданам земельных участков, находящихся в садоводческих товариществах, утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > №. В отказе указывалось, что поскольку земельный участок не был распределен ФИО2 решением общего собрания СНТ < адрес > он, ФИО2, при наличии у него в собственности расположенного на земельном участке жилого дома, вправе обратиться с заявлением о выкупе земельного участка в собственность за плату.
< Дата > ФИО2 подано такое заявление №№ о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № в < адрес > г. Калининграда.
< Дата > был получен отказ № в котором указывалось, что «по карте границ зон с особыми условиями использования территории территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от < Дата > №, земельный участок с кадастровым номером № располагается в зоне санитарной охраны источников водоснабжения, 2 пояс (Н-3).
В отказе также указано, что согласно п.п.141 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В связи с чем, на основании п.6 ст. 39.16 ЗК РФ Комитет принял решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Разрешая требования Шачнева Г.В. о признании незаконным названного отказа и понуждении ответчика передать участок в собственность, суд, отказывая в иске, руководствуется следующим..
В пункте 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.
Согласно п. 1 ст. 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" N 66-ФЗ (в ред. до 01.01.2019 г) предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 28 ФЗ N 66-ФЗ в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении.
Вместе с тем, согласно представленной карте границ зон с особыми условиями использования территорий и территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград, утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 № 339, спорный земельный участок попадает в границы второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с требованиями п. 2.3.2.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 граница второго пояса ЗСО устанавливается для водоемов (водохранилищ, озер) в обе стороны по берегу на 3 или 5 км в зависимости от местных санитарных и гидрологических условий.
Для территории городского округа «Город Калининград» в Правилах отражена граница второго пояса ЗСО размером 3 км. ЗСО организуются в составе трех поясов, в каждом из которых устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятии, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Режим охранной зоны предполагает ограничения и в использовании земель в границах поясов ЗСО.
Согласно ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии п. 14 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с ч.2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Абзацем вторым пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Довод истца о том, что в выписке из ЕГРН, а также в договоре на передачу в аренду земельных участков для садоводства и огородничества и соглашений к нему не указано никаких ограничений, а также, что участок располагается в какой-либо зоне санитарной охраны источников водоснабжения, не может быть принят судом, поскольку значимость водных объектов для окружающей среды и человека, одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости указанной информации не может служить достаточным основанием для вывода об отсутствии зоны санитарной охраны.
Как следует из материалов дела, истец приобрел право собственности на жилой дом и право аренды на земельный участок в сентябре 2019 года, в то время, как границы санитарной охраны источников водоснабжения, 2 пояс (Н-3) были закреплены в ПЗЗ № от < Дата > и являлись обязательными для него вне зависимости от факта внесения сведений о такой зоне в ЕГРН, поскольку в силу действующих в настоящее время Правил установления санитарно защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 года №22, а также согласно ст. 26 п.8 п.п.1) Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 января 2025 года (ранее до 1 января 2022 года) зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
В связи с изложенным, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам в их совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шачнева ФИО12 к Администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа администрации городского округа «Город Калининград» № от < Дата > в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 39:15:120803:290 в СНТ «Янтарь-2», обязании Ответчика передать указанный участок Истцу в собственность за плату, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено < Дата >.
Судья: подпись