РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2023 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Энгеля А.А.;
при секретаре ФИО5;
с участием:
административного истца ФИО3 (с использованием системы видеоконференц-связи);
представителя административного ответчика ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> ФИО12., ФИО6 по доверенности; ФСИН России, УФСИН России по <адрес>, ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России ФИО11. по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-96/2023 (2а-4579/2022;) по административному иску ФИО3 к ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес>, ФСИН России, УФСИН России по <адрес>, ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, которым просил взыскать с ИК-29 УФСИН России по <адрес> денежную компенсацию за нарушения условий содержания в исправительном учреждении в размере 1 000 000,00 рублей.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года отбывает наказание в исправительном учреждении ИК-29 УФСИН России по <адрес> в разных камерах ОСУОН. В указанный период, ФИО3 осуществлял многочисленную переписку с органами государственной власти и от интенсивного чтения глаза слезились и периодически болели, острота зрения снизилась. Впоследствии ФИО3 понял, что ухудшение зрения связано с ненадлежащим электрическим освещением в камерах, в которых находился в период отбывания, которое в два раза менее нормы (л.д.4).
Так же, ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, которым просил взыскать с ИК-29 УФСИН России по <адрес> денежную компенсацию за нарушения условий содержания в исправительном учреждении в размере 1 000 000,00 рублей.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года отбывает наказание в исправительном учреждении ИК-29 УФСИН России по <адрес> в разных камерах ОСУОН, в которые не были оборудованы принудительной системой приточно-вытяжной вентиляцией, что выражается в недостаточности в камерах свежего воздуха и сказывается на психическом и физическом состоянии административного истца (л.д.39).
Так же, ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, которым просил взыскать с ИК-29 УФСИН России по <адрес> денежную компенсацию за нарушения условий содержания в исправительном учреждении в размере 200 000,00 рублей.
В обоснование иска указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в исправительном учреждении ИК-29 УФСИН России по <адрес> в камере № ОСУОН. В период в камере № уровень искусственного и естественного освещения занижен в два раза от нормы, в связи с чем, у ФИО3 зрение ухудшилось, глаза стали болеть сильнее. В связи с чем, неоднократно устно обращался с МЧ-10 с жалобами на боли в глазах, что зафиксировано в медицинской карте (л.д.113).
Так же, ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, которым просил взыскать с ИК-29 УФСИН России по <адрес> денежную компенсацию за нарушения условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 000,00 рублей.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года отбывает наказание в исправительном учреждении ИК-29 УФСИН России по <адрес> в разных камерах ОСУОН, в которых нет туалета, обеспечивающего приватность, при том, что формально отгороженная в углу камеры чаша «Генуи» стенкой высотой в один метр с внутренней стороны, сопутствует поступлению в камеру зловония из канализационной трубы. Указанное вызывает у ФИО3 обиду и мучительное ощущение собственной неполноценности и обреченности, что является унизительным и оскорбляет его (л.д.124).
Так же, ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, которым просил взыскать с ИК-29 УФСИН России по <адрес> денежную компенсацию за нарушения условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 000,00 рублей.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год отбывает наказание в исправительном учреждении ИК-29 УФСИН России по <адрес>. В период отбывания наказания неоднократно обращался в различные судебные органы и заявлял ходатайства об обеспечении его участия в судебных заседания по видеоконференц-связи на базе ИК-29 УФСИН России по <адрес>. Судебные заседания неоднократно откладывались по причине не возможности участия ФИО3 по ВКС, в связи с занятостью системы ВКС иными лицами, которая в ИК-29 УФСИН России по <адрес> в единственном комплекте. Не возможность участия в судебных заседаниях нарушают права ФИО3 на доступ к правосудию, установленные статьей 46 Конституции РФ (л.д.129).
Так же, ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, которым просил взыскать с ИК-29 УФСИН России по <адрес> денежную компенсацию за нарушения условий содержания в исправительном учреждении в размере 1 000 000,00 рублей.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год отбывает наказание в исправительном учреждении ИК-29 УФСИН России по <адрес> в запираемых камерах ОСУОН. На первом и втором этажах корпуса ОСУОН расположены душевые комнаты (бани) с металлическими дверьми. В камерах расположены кнопки вызова инспектора группы надзора, многие из которых в неисправном состоянии. В душевых комнатах ОСУОН отсутствуют кнопки вызова сотрудников, в связи с чем, у осужденных находящихся в душевых возникает необходимость вызова сотрудника, для чего они стучат в металлические двери, которые резонируют и создают невыносимые условия, чем нарушаются права ФИО3
Так же, ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, которым просил взыскать с ИК-29 УФСИН России по <адрес> денежную компенсацию за нарушения условий содержания в исправительном учреждении в размере 300 000,00 рублей.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года содержался в камере № вместе с осужденным ФИО7, в которой полностью отсутствовала приватность туалета, расположенного в камере, вместе с тем, в камере располагался стол, таким образом, был вынужден (есть и спать) в общественном туалете, что унижало и оскорбляло ФИО3, нарушало его конституционные права.
Так же, ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, которым просил взыскать с ИК-29 УФСИН России по <адрес> денежную компенсацию за нарушения условий содержания в исправительном учреждении в размере 300 000,00 рублей.
В обоснование иска указал, что обратился в <адрес> с исковым заявлением о компенсации морального вреда. Иск принят к производству суда, заявлено ходатайство о рассмотрении дела с участием ФИО3 с использованием системы видеоконференц-связи. Рассмотрение дела, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, откладывалось по причине не уведомления истца и не обеспечение его участия при рассмотрении дела с использованием системы видеоконференц-связи, чем нарушено его право.
Так же, ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, которым просил взыскать с ИК-29 УФСИН России по <адрес> денежную компенсацию за нарушения условий содержания в исправительном учреждении в размере 300 000,00 рублей.
В обоснование иска указал, что обратился в <адрес> с исковым заявлением о признании действий (бездействий) незаконными и возложении обязанности на ответчика устранить нарушение прав и законных интересов ФИО3 Иск принят к производству суда, заявлено ходатайство о рассмотрении дела с участием ФИО3 с использованием системы видеоконференц-связи. Рассмотрение дела, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, откладывалось по причине не уведомления истца и не обеспечение его участи при рассмотрении дела с использованием системы видеоконференц-связи, чем нарушено его право.
Определениями суда указанные административные исковые заявления объединены в одно производство.
Административный истец ФИО3, принимавший участие в судебных заседаниях с использованием системы видеоконференц-связи, на заявленных требованиях настаивал, просил удовлетворить по основаниям, указанным в исках, давал многочисленные дополнения и пояснения, а так же письменные ходатайства и заявления, согласно которых во всех камерах, в которых содержался ФИО3 имелись умывальники, в которых отсутствовали сифоны, отсекающие запах из канализационной трубы, что вызывает мучительное чувство отвращения отбивающего аппетит при приеме пищи, вызывает чувство унижения и неполноценности, влияет на психо-эмоциональное и физическое здоровье. В камерах ОСУОН вместо унитазов установлены «чаши Генуя», которые так же не оборудованы отсекателями запаха (т.1 л.д.108); отсутствие в камерах системы общей обменной вентиляции с естественным побуждением, невозможность проветривания камеры открытием окна, т.к. в зимнее время года происходит конденсированные воздуха и не возможно закрыть окно, при отсутствии движения воздуха – штиле, движение воздуха отсутствует, в связи с чем, необходима принудительная вентиляция (т.1 л.д.115); отсутствие должного технического состояния в камере, бытового оснащения раковины и унитазов, столов и тумбочки, которые находятся в непригодном состоянии, прошел срок их использования (т.1 л.д.173-174); нарушение санитарных норм, покраска стен и потолка мелом - водоэмульсионной краской (т.1 л.д.204-206); отслаивание штукатурки окрашенной водоэмульсионной краской, которая превращается в пыль, которая везде – под одеждой, в еде, и т.д., влажную уборку невозможно проводить по причине отслаивания штукатурки (т.1 л.д.210). Перегородку в камере № он не ломал, а разобрал.
Представители административных ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзывах на административные иски, давали пояснения, предоставили доказательства в обоснование своих возражений.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает требования административного иска не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 227.1 названного Кодекса лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.
В пункте 14 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Согласно статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается, исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Из материалов дела следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> по приговору суда.
ФИО3 на момент подачи административных исков содержался в отряде строгих условий содержания (ОСУОН) в едином помещении камерного типа (ЕПКТ), режимный корпус №, в камере №.
В период пребывания в ФКУ ИК-29 ФСИН России по <адрес> ФИО3 содержался в камерах №, №, №, №, №, №, №.
В период отбывания в указанных камерах площадь отбывания на одного осужденного составляла не менее нормы (2 кв.м).
Требование к освещению в камерах отряда строгих условий отбывания установлено положениями п. 3.2.1, таблицы № СанПиН № «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, а также Своду правил №, утвержденному Министерством строительства и жилищного хозяйства РФ «Исправительные учреждения» и центры уголовно-исполнительной системы».
Согласно отзыва административного ответчика (т.1 л.д.47-50) и справке в камере № режимного корпуса № (ОСУОН) естественное освещение осуществляется через одно окно с двойным остеклением размером 1.17м х 0,58 м и форточкой с двойным остеклением размере 1м х 0,6 м в целях доступа свежего воздуха. В камере установлены два светодиодных светильника мощностью 60 Вт - дневное освещение, 40 Вт - ночное освещение. В соответствии с актом № от ДД.ММ.ГГГГ уровень освещения в камере № составляет 152 (Лк).
В соответствии с актами проверки освещенности помещения жилой зоны ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в камерах ОСУОН уровень освещения в дневное время суток (15.30) составил 151-153 (Лк), в вечернее время (19.00) 152-154 (Лк).
В соответствии с актами проверки освещенности помещения жилой зоны ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в камере № уровень освещения в дневное время суток (12.00) составил 229-233 (Лк), в вечернее время (16.50) 153,2-156,7 (Лк).
Опрошенный в судебном заседании <данные изъяты> ФИО8, предупрежденный об уголовной ответственности по ст.ст. 307, 308 УК РФ пояснял, что проводились замеры освещенности, с использованием люксометра, во всех камерах режимного корпуса № ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес>, в дневное время суток (12.00), а так же в вечернее (16.50), о чем составлены акты от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные в актах данные подтверждает. Акты подписаны всеми членами комиссии.
Освещение в камерах отряда строгих условий отбывания наказания соответствует требованиям п. 3.2.1, таблице № СанПиН № «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, а также Своду правил №, утвержденному Министерством строительства и жилищного хозяйства РФ «Исправительные учреждения» и центры уголовно-исполнительной системы».
Таким образом, доводы ФИО3, что в камере № уровень естественного и искусственного освещения занижен более чем на половину предусмотренной законом нормы, своего подтверждения при рассмотрении дела не нашел.
Так же, материалами проведенных ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> замеров от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подтверждается соответствие уровня естественного и искусственного освещения в камерах режимного корпуса № ОСУОН требованиям СанПиН № и Своду правил №.
Согласно выписки из амбулаторной карты ФИО3, состояние осужденного удовлетворительное, получает необходимую медицинскую помощь, регулярные медицинские осмотры, получает медицинские препараты по назначению, фактов отказа в предоставлении необходимой медицинской помощи не допускалось, жалобы на снижение зрения поступили при осмотре начальником МЧ-№ врачам общей практики ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении административного дела ФИО3 требования о компенсации вреда здоровью, вызванного ненадлежащими условиями содержания не заявлял, в связи с чем, проверка влияния освещения на снижение зрения ФИО9 судом не проверялась.
Так же ФИО3 ссылается на отсутствие в камерах и душевых кабинах кнопки вызова инспектора дежурной смены, в связи с чем, осужденные для вызова сотрудника ИУ вынуждены стучать в металлические двери, которые резонируют и создают невыносимые условия для административного истца.
Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N № утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы (далее – ПВР).
Пунктом № ПВР установлено, что помывка осужденных к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающих наказание в строгих условиях или отбывающих пожизненное лишение свободы, а также осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в тюрьме, осуществляется не менее двух раз в неделю покамерно в душевой с продолжительностью каждой помывки не менее 15 минут.
Во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711), указов Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 11, ст. 945), от ДД.ММ.ГГГГ N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109), от ДД.ММ.ГГГГ N 317 "О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 13, ст. 1136), в целях совершенствования оборудования инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 279 утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее - Наставление).
Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) инженерно-технических средств охраны и надзора (далее - ИТСОН), положения которого распространяются и на исправительные колонии (пункт 1 и 2 Наставления).
Требования к оборудованию инженерно-техническими средствами надзора единого помещения камерного типа установлены пунктом 32 Наставления.
Абзацем 2 подпункта 12 пункта 32 Наставления установлено, что внутри камер и у калитки для входа на территорию ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ИК особого режима устанавливаются кнопки для вызова инспектора дежурной смены. Сигналы от этих кнопок поступают на приемные аппараты, установленные в комнате инспектора дежурной смены и коридоре.
Материалами дела подтверждается наличие в камерах кнопки для вызова инспектора дежурной смены в исправном состоянии, вместе с тем, наставление не содержит требования установки в ИК особого режима кнопки для вызова инспектора дежурной смены в душевых (банях).
Требования к сооружениям и конструкциям в специальных (режимных) зданиях и помещениях установлены пунктом 20 Наставления.
Подпунктом 7 пункта 20 Наставления установлены требования к установке дверей, в соответствии с которым внутренние двери (двери внутри здания) усиленной конструкции, как правило, выполняются на металлическом каркасе с обшивкой его с обеих сторон металлическим листом.
Таким образом, установленные в камерах и душевых ОСУОН металлические двери соответствуют требованиям Наставления.
Доводы ФИО3 о том, что грохот и вибрация в камере от действий заключенных находящихся в душевых является нарушением условий содержания в исправительном заведении, судом отклоняется, поскольку душевые комнаты и камеры оборудованы в соответствии с Наставлением по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы.
Так же ФИО3 указывал, что с ДД.ММ.ГГГГ года отбывает наказание в исправительном учреждении ИК-29 УФСИН России по <адрес> в разных камерах ОСУОН, в которых нет туалета, обеспечивающих приватность, при том, что формально отгороженная в углу камеры чаша «Генуи» стенкой высотой в один метр с внутренней стороны, сопутствует поступлению в камеру зловония из канализационной трубы, а в период с ДД.ММ.ГГГГ года в период отбывания в камере № полностью отсутствовала приватность туалета.
В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества № режимный корпус ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году.
Реконструкция режимного корпуса № не проводилась.
В период, непосредственно следующего после ввода в эксплуатацию режимного корпуса № при проектировании и строительстве применялись «Указания по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД СССР), утвержденные Министерством внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ.
На момент отбывания наказания ФИО3 в ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> действуют СП № «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования».
Из содержания приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, утвердившего СП №, не следует, что приведенные в нем нормативные требования должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до издания вышеуказанного приказа.
Из справок, представленными административным ответчиком, следует, что каждая камера, в которых содержался ФИО3, оборудована санитарным узлом, в том числе умывальником и чашей «Генуя» со смывным оборудованием, с высотой чаши «Генуа» над уровнем пола (40 сантиметров), расположенным в углу камеры отделенной кирпичной перегородкой и дверью санузла из дерева (высотой 1,2 метра), обеспечивающую достаточную степень изолированности и позволяющей уединенно по мере необходимости (в условиях приватности). Умывальник расположен за пределами кабины. Санитарный узел в камере расположен на расстоянии 1,5 метра от места приема пищи.
Таким образом, санитарный узел, соответствует требованиям к проектированию и строительству ИУ, действующему на период, непосредственно следующего после ввода в эксплуатацию режимного корпуса №.
Довод ФИО3 о нарушении условий содержания в ИУ в связи с отсутствием в камере № в период с ДД.ММ.ГГГГ года, в которой он содержался, перегородки в туалете (приватности), судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с материалами дела камера № режимного корпуса № была оборудована санитарным узлом, соответствующим требованиям к проектированию и строительству ИУ, действующему на период, непосредственно следующего после ввода в эксплуатацию режимного корпуса №.
ДД.ММ.ГГГГ в 6 часов 19 минут осужденным ФИО3 была разрушена кирпичная перегородка санитарного узла камеры №, о чем составлен рапорт сотрудниками ИУ. По факту слома кирпичной перегородки санитарного узла составлен акт о нарушении условий порядка отбывания наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, наложено дисциплинарное взыскание в виде выдворения осужденного ФИО3 в ШИЗО на № суток. Письменные пояснения о том, что побудило его к данным действиям, ФИО3 не даны, в связи с отказом от дачи пояснений.
Не согласившись с наложением дисциплинарного взыскания, ФИО3 обратился в Тольяттинскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. На обращения даны ответы, согласно которых доводы о необоснованном наложении дисциплинарного взыскания не подтвердились. Нарушений закона не выявлено.
ДД.ММ.ГГГГ составлен рапорт и справка о стоимости и количестве необходимых материалов для восстановления кирпичной перегородки санитарного узла.
ДД.ММ.ГГГГ при поступлении необходимых денежных средств на проведение ремонта камеры №, осужденный ФИО3 переведен в камеру №, после восстановления перегородки санитарного узла ДД.ММ.ГГГГ переведен в камеру №.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в корпусе ОСУОН не было свободных камер, в связи с чем, перевод ФИО3 из камеры № не производился, заявлений о переводе от осужденного не поступало.
При рассмотрении дела ФИО3 не отрицал факт слома перегородки санитарного узла, вместе с тем, пояснял, что не ломал, а произвел демонтаж (разборку) стены, которая шаталась.
ФКУ ИК-29 ФСИН России по <адрес> направлено исковое заявление о взыскании стоимости работ по восстановлению перегородки.
Таким образом, отсутствие перегородки санитарной зоны в период ДД.ММ.ГГГГ года в камере № режимного корпуса № связано с противоправными действиями осужденного ФИО3
С учетом отсутствия у ИУ возможности для перевода ФИО3 в иные камеры, проведение ремонтных работ в камере по восстановлению перегородки в кратчайшие сроки после получения финансирования, является основанием для отказа в выплате компенсации за ненадлежащие условия содержания в ИУ связанное с отсутствием перегородки в камере № Режимного корпуса № СУОН ФКУ ИК-29 ФСИН России по <адрес>.
Так же ФИО3 полагает, что нарушены требования по оборудованию, санитарно-гигиеническому состоянию камеры, отсутствие вентиляции, внутренняя отделка камер выполнена с использованием отделочных материалов, которые осыпаются и создают пыль.
Согласно приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении номенклатуры норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» камера № ОСУОН оборудована двухъярусной откидной кроватью, тумбочкой, столом для приема пищи, скамейкой по длине стола. Аналогичные требования закреплены в пп.10 пункта 32 приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов УИС», согласно которому камеры в исправительных колониях особого режима оборудуются откидным кроватями, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения и столом, наглухо закрепленными к полу. Обязательно оборудование камер ОСУОН одноярусными откидными кроватями уголовно-исполнительным законодательством и ведомственными приказами Минюста РФ и ФСИН России не регламентированы.
По материалам дела здание ОСУОН оборудовано системой обще обменной вентиляции с естественным побуждением. Имеется возможность сквозного проветривания камер путем открывания дверей и окон во время прогулок осужденных. Отопление в камерах централизованное. Отопительные приборы имеют гладкую поверхность доступную для влажной уборки. Температурно-влажностный режим в камере составляет +22С, относительная влажность 55%, что обеспечивает поддержание допустимых параметров микроклимата.
С целью проверки соблюдения требований санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-гигиенического благополучия Филиалом ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России осуществлены выезды в ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес>.
По результатам проведенной проверки установлено, что общее санитарно-гигиеническое и санитарно-техническое состояние жилых и вспомогательных помещений ОСУОН удовлетворительное. Дератизационные и дезинсекционные мероприятия в ФКУ ИК029 УФСИН России по <адрес> проводятся силами учреждения, разрешенными для применения средствами, с представлением актов выполненных работ. Оборудование камер выполнено в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №. Санитарно-техническое оборудование находится в исправном состоянии. Внутренняя отделка камер выполнена с использованием отделочных материалов стойких к применению моющих и дезинфицирующих средств. Освещение соответствует нормам СанПиН №, вентиляция камер осуществляется естественным путем через открывающиеся оконные проемы, имеется возможность сквозного проветривания камер путем открывания дверей и окон во время прогулки осужденных. Отопление камер – централизованное. Влажная уборка камер проводится своевременно с применением моющих и дезинфицирующих средств, уборочный инвентарь выделен в достаточном количестве, промаркирован, хранится упорядоченно.
Таким образом, санитарно-гигиеническое и санитарно-техническое состояние камеры в ОСУОН ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> соответствует установленным требованиям, не нарушает права осужденного.
ФИО3 полагает, что нарушено его право на доступ к правосудию в связи с тем, что по искам, в которых он является истцом или ответчиком, откладывались судебные заседания в связи с не обеспечением его участия в судебном заседании по системе видеоконференц-связи в связи с не извещением о дате судебного заседания. Кроме того, количество систем видеоконференц-связи установленной в ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> является недостаточным.
Применения видео-конференц-связи при подготовке и проведении судебных заседаний утверждено Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 401 «Об утверждении Регламента организации применения видео-конференц-связи при подготовке и проведении судебных заседаний».
Установка и определение количества комплектов в исправительных учреждениях ФСИН России определяется судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации.
Согласно отзыва ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> оборудовано одним экземпляром системы видеоконференц-связи, которая находится в исправном техническом состоянии, участникам обеспечена возможность слышать и видеть ход судебного заседания, задавать вопросы и получать ответы в режиме реального времени, а также реализовывать и исполнять процессуальные обязанности, предусмотренные процессуальным законодательством Российской Федерации. Сеансы видеоконференц-связи проводятся согласно направленным судом в адрес учреждения заявкам о дате и времени проведения судебного заседания с использованием ВКС.
Действующее процессуальное законодательство, предусматривает право стороны по делу на его личное участие в судебных заседаниях или с использованием системы видеоконференц-связи при наличии технической возможности.
При не возможности участия сторон при рассмотрении дела по техническим причинам, не явки в судебное заседание стороны, в отношении которой отсутствуют сведения об извещении, рассмотрение дела откладывается, для реализации процессуальных прав участников процесса.
Согласно п.4.12 Приказа судебного департамента при Верховном Суде РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Регламента организации применения видео-конференц-связи при подготовке и проведении судебных заседаний» в случае если при попытке установить связь выяснится, что в суде, обеспечивающем ВКС, или учреждении ФСИН России занят комплект ВКС в связи с проведением иного судебного заседания, секретарь судебного заседания (помощник судьи) использует альтернативные источники связи для уточнения примерного времени окончания соответствующего судебного заседания. Полученная информация передается судье, рассматривающему дело, для принятия решения о дальнейшем рассмотрении дела и (или) определении даты и (или) времени судебного заседания.
Согласно отзыва административного ответчика и представленных доказательств, не возможность обеспечения участия в судебных заседаниях ФИО3 связана с занятостью системы видеоконференц-связи иными судами.
Вся входящая корреспонденция о рассмотрении судами дел с участием ФИО3 вручена до судебного заседания.
Таким образом, наличие в ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> одного комплекта системы видеоконференц-связи и не обеспечение участия в судебном заседании ФИО3 в связи с занятостью системы видеоконференц-связи не могут рассматриваться как нарушение прав на доступ к правосудию, поскольку не привели к существенному нарушению прав административного истца.
В пункте 14 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Исходя из положений части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что имело место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Указанных выше обстоятельств судом не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании вышеизложенного,
руководствуясь ст.ст. 14, 175-180, 227.1 КАС РФ, суд,
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: