Дело № 2-2289/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«14» августа 2015 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Яловка С.Г.,
с участием помощника прокурора Березовского района
Красноярского края Шаталова Р.О.,
при секретаре Аболенцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Суслов С.А. об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования <адрес> Красноярского края,
установил:
Суслов С.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение избирательной комиссии муниципального образования <адрес> Красноярского края № от <дата> об отказе в регистрации кандидата в депутаты <адрес> Совета депутатов по двухмандатному избирательному округу № Суслов С.А. и зарегистрировать кандидата в депутаты <адрес> Совета депутатов по двухмандатному избирательному округу № Суслов С.А.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что отказ в регистрации кандидата в депутаты мотивирован тем, что сведения о лице, осуществляющим сбор подписей избирателей, внесены не в полном объеме – отсутствуют сведения о дате выдачи паспорта, что влечет недействительность всех подписей в подписных листах и, соответственно, отказ в регистрации кандидата. Принятое избирательной комиссией решение, по мнению заявителя, не соответствует обстоятельствам и противоречит нормам права, полагает, что дата выдачи паспорта не может отражать неполноту сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, поскольку не является сведением о лице, осуществлявшем сбор подписей, и не является основанием для отказа в регистрации.
В судебном заседании заявитель Суслов С.А. и его представитель Колегова Г.М. (доверенность от <дата> года) заявленные требования поддержали в полном объеме по вышеуказанным основаниям. При этом Суслов С.А. пояснил, что об отсутствии в подписных листах сведений о дате выдачи паспорта сборщика подписей ему стало известно лишь в ходе заседания рабочей группы по приему и проверке оформления подписных листов, на котором он присутствовал. При подписании заявителм подписных листов он этого обстоятельства не заметил.
Представители избирательной комиссии муниципального образования <адрес> Красноярского края – председатель избирательной комиссии ФИО7 (решение избирательной комиссии Красноярского края от <дата> № 123/707), а также член избирательной комиссии ФИО8 (доверенность от <дата> года) просили в удовлетворении требований Суслов С.А. отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что <дата> рабочая группа по приему и проверке оформления подписных листов, достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, представленных в поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов в депутаты <адрес> Совета депутатов в присутствии Суслов С.А. установила, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, содержащиеся в подписных листах, представлены не в полном объеме – отсутствует дата выдачи документа, удостоверяющего личность данного лица, - паспорта, в результате чего все 18 подписей в подписных листах признаны недействительными на основании п./п. «з» п. 10 ст. 29 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» и п./п. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; решением № от <дата> избирательная комиссия муниципального образования <адрес> Красноярского края отказала в регистрации кандидата из-за отсутствия действительных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Доводы заявителя считают несостоятельными, противоречащими действующему законодательству.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения избирательной комиссии, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении требований Суслов С.А. следует отказать по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в п. 3.1) ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 настоящей статьи).
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (п. 3 ст. 38).
Пункт 12 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривает, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Аналогичные положения содержатся в п. 5 ст. 28 Закона Красноярского края от 02.10.2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».
Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из приложения N 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ форма подписного листа по выборам депутатов представительного органа муниципального образования предусматривает обязательное указание в графе «Подписной лист удостоверяю» даты выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей.
Согласно п./п. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ признаются недействительными все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, в том числе, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.
Также п./п. «з» п. 10 ст. 29 Закона Красноярского края от 02.10.2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» установлено, что недействительными подписями считаются все подписи избирателей в подписном листе если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.
В силу п./п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Закона Красноярского края от 02.10.2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» при обнаружении среди проверяемых подписей 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Как следует из дела, решениями избирательной комиссии Красноярского края от <дата> №№ 123/706, 123/707 была сформирована территориальная избирательная комиссия <адрес> Красноярского края в количестве 9 человек с правом решающего голоса, председателем которой назначена ФИО7
Решением избирательной комиссии Красноярского края от <дата> № полномочия избирательной комиссии муниципального образования <адрес> Красноярского края возложены на территориальную избирательную комиссию <адрес> Красноярского края.
Решением избирательной комиссии муниципального образования <адрес> Красноярского края от <дата> № полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов <адрес> Совета депутатов по двухмандатному избирательному округу № возложены на избирательную комиссию муниципального образования.
Решением избирательной комиссии муниципального образования <адрес> Красноярского края от <дата> № создана рабочая группа по приему и проверке оформления подписных листов, достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, представленных в поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов в депутаты <адрес> Совета депутатов (далее рабочая группа по приему и проверке оформления подписных листов).
<адрес> Совета депутатов от <дата> № 83-466Р назначены выборы депутатов <адрес> Совета депутатов на <дата> (газета «Пригород» № за <дата> года).
Согласно решению избирательной комиссии муниципального образования <адрес> Красноярского края от <дата> № количество предоставляемых подписей избирателей для регистрации кандидатов в депутаты <адрес> Совета депутатов по двухмандатному избирательному округу № должно составлять не менее 15 и не более 19.
Судом установлено, что <дата> в избирательную комиссию муниципального образования <адрес> Красноярского края от Суслов С.А. поступило заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты <адрес> Совета депутатов по двухмандатному избирательному округу № 1, как кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
<дата> Суслов С.А. представил в избирательную комиссию два подписных листа с подписями избирателей в поддержку кандидата, содержащие 18 подписей избирателей в поддержку кандидата.
Судом установлено, что <дата> рабочей группой по приему и проверке оформления подписных листов в присутствии Суслов С.А. проверены все представленные Суслов С.А. подписные листы. По результатам проверки <дата> на заседании рабочей группы оформлена ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата и итоговый протокол, которыми установлено, что все 18 подписей из 18 представленных являются недействительными, поскольку сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, содержащиеся в подписных листах представлены не в полном объеме – отсутствует дата выдачи документа, удостоверяющего его личность, - паспорта.
Решением избирательной комиссии муниципального образования <адрес> Красноярского края от <дата> № на основании п./п. «з» п. 10 ст. 29 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» было отказано в регистрации Суслов С.А., выдвинувшего свою кандидатуру в депутаты <адрес> Совета депутатов, кандидатом в депутаты <адрес> Совета депутатов по двухмандатному избирательному округу № 1, <дата> в 19 часов 20 минут.
Принимая во внимание, что в представленных для регистрации Суслов С.А. подписных листах отсутствуют сведения о дате выдачи паспорта лица, осуществлявшем сбор подписей избирателей (указанное обстоятельство заявителем Суслов С.А. признается и не оспаривается), избирательная комиссия правомерно пришла к выводу о том, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, заявлены не в полном объеме, что в силу вышеприведенных норм права влечет за собой недействительность всех представленных для регистрации подписей избирателей и как следствие отказ в регистрации в кандидаты.
Оценивая представленные доказательства, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, суд признает решение избирательной комиссией законным и обоснованным.
Поскольку оспариваемое решение избирательной комиссии является законным, то оснований для удовлетворения заявления Суслов С.А. не имеется.
Отклоняются судом как основанные на неверном толковании действующего законодательства доводы заявителя о том, что дата выдачи паспорта не может отражать неполноту сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, поскольку не является сведением о лице, осуществлявшем сбор подписей, в связи с чем, неуказание в подписном листе даты выдачи паспорта не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата. Порядок оформления подписных листов четко установлен избирательным законодательством и исключает его двусмысленное толкование. Неприменение норм избирательного права по отношению к одному из кандидатов будет нарушать принцип равенства всех кандидатов перед законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,261 ГПК РФ, суд,
решил:
в удовлетворении заявления Суслов С.А. об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования Березовский район Красноярского края отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья: С.Г. Яловка