Дело №2-287/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2018 года г. Белогорск
Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - Балема Т.Г.,
при секретаре - Игнатьевой Т.О.,
с участием прокурора - Маленковой О.К.,
представителя ответчика - Клименко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Белогорске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Белогорского района Республики Крым в интересах Калюжного Сергея Владимировича к Администрации Белогорского района Республики Крым, третье лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о предоставлении специализированного благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Белогорского района Республики Крым обратился в суд в интересах Калюжного С.В. с исковыми требованиями к Администрации Белогорского района Республики Крым, третье лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, в которых просит обязать ответчика обеспечить Калюжного С.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивирует тем, что мать заявителя – ФИО2 умерла. Постановлением администрации г. Белогорск Белогорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями» (изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №), Калюжный С.В. включен в список лиц нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находится в очереди под 2 номером. Калюжный С.В. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не является собственником объектов недвижимости. В соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2017 «О бюджете Республики Крым на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов» в 2018 году предусмотрена субвенция бюджету муниципального образования Белогорский район Республики Крым на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений в размере 2461972,93 рублей. Администрацией Белогорского района Республики Крым, в части непринятия мер к предоставлению Калюжного С.В. жилья, нарушает гарантированные ему Конституцией и иным законодательством Российской Федерации жилищные права и свободы.
В судебном заседании прокурор Маленкова О.К. на удовлетворении исковых требований настаивала, по мотивам изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание Калюжный С.В. не явился по неизвестной суду причине.
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации Белогорского района Республики Крым по доверенности Клименко Е.Н., против удовлетворения иска возражала. Согласно письменным возражениям, у администрации Белогорского района Республики Крым исключена возможность финансирования расходов на приобретение жилья для детей-сирот, и возможно лишь при выделении дополнительных субвенций, направленных на вышеуказанные цели.
В судебное заседание представитель третьего лица - Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым не явился, предоставил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также пояснения, согласно которым предоставление субвенций осуществляется в соответствии с «Порядком расходования субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется исключительно в пределах средств, поступивших в бюджет Республики Крым на год из федерального бюджета.
В соответствии с ч.3, ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника по делу.
Выслушав прокурора Маленкову О.К., представителя ответчика по доверенности Клименко Ю.Н., возражавшей против удовлетворения иска, и просившей оставить иск без удовлетворения, их доводы и возражения, изучив конкретные материалы дела и исследовав предоставленные сторонами доказательства, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле часть 1 статья 46 Конституции Российской Федерации находится в полном соответствии с требованиями, сформулированными в статье 8 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом».
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Судом установлено, что Калюжный Сергей Владимирович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается паспортом гражданина РФ серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
Согласно свидетельству о рождении серии I-АЯ №, выданному ДД.ММ.ГГГГ на имя Калюжного Сергея Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в графе родители, его отцом указан – ФИО4, в графе «Мать» - ФИО2, о чем ДД.ММ.ГГГГ произведена актовая запись № (л.д.10).
Свидетельством о смерти серии I-АП №, выданным отделом ЗАГСС Белогорского райисполкома Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ в книге регистрации актов о смерти произведена запись № (л.д.11).
Согласно распоряжению председателя райгосадминистрации ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об определении в школу-интернат Калюжного Сергея Владимировича», рассмотрев ходатайство Белогорской средней школы № об определении в школу-интернат Калюжного С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать которого - ФИО2 умерла в ДД.ММ.ГГГГ году, сведения об отце – ФИО4 указаны по заявлению матери, Калюжный С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, направлен в школу-интернат (л.д.20).
В соответствии с обращением Калюжного С.В. от ДД.ММ.ГГГГ адресованного прокурору Белогорского района Республики Крым Абзалову Т.Р., Калюжный С.В. просит обратиться в его интересах в суд с исковым заявлением к администрации Белогорского района, о предоставлении ему жилого помещения, как ребенку-сироте (л.д.7).
Согласно Уведомлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах отдельного лица Калюжного С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на дату ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
Сообщением МУП «ЖКХ г.<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что договор социального найма жилого помещения с Калюжным С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее зарегистрированным по адресу: <адрес> и с членами его семьи не заключался. Данное жилое помещение не числится в перечне жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности администрации города Белогорск (л.д.16).
Постановлением администрации г. Белогорск Белогорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями» (изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №), Калюжный С.В. включен в список лиц нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.21).
Согласно Списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес> Республики Крым, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Калюжный С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., числится в Списке под № (л.д. 29-30).
В соответствии с частями 1, 3 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В соответствии со ст.98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1, 3, 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Согласно ст.9 Закона Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Крым от 27 июля 2016 г. №359 «Об утверждении Порядка расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» на администрации муниципальных образований Республики Крым возложена обязанность в срок до 1 августа 2016 года разработать Порядок реализации переданных государственных полномочий в соответствии с Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» в сфере сохранения права пользования и обеспечения сохранности жилых помещений, ранее занимаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, установления факта невозможности проживания в ранее занимаемых помещениях лиц указанной категории, формирования специализированного жилого фонда для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.
Согласно ст.11 Закона Республики Крым от 18.12.2014 №46-ЗРК «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Таким образом, Администрация Белогорского района Республики Крым является органом местного самоуправления, к полномочиям которого относится решение вопроса о предоставлении на территории Белогорского района специализированных жилых помещений детям-сиротам, и в рамках предоставленных ей полномочий обязана была предоставить Калюжному С.В., имеющему статус ребенка-сироты, после достижения им 18 лет, жилое помещение для проживания, однако этого выполнено не было.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости обязать Администрацию Белогорского района Республики Крым обеспечить Калюжного С.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Однако, при разрешении вопроса о взыскании государственной пошлины по делу, суд учитывает требования подпункта 19 пункта 1 ст.333.36 НК РФ, согласно которому, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Прокурора Белогорского района Республики Крым в интересах Калюжного С.В. – удовлетворить.
Обязать Администрацию Белогорского района Республики Крым обеспечить Калюжного Сергея Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Белогорский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 26.03.2018 года.
Председательствующий: