№
УИД 26RS0№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зеленокумск 07 декабря 2020 года
Советский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Кечековой В.Ю.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием представителя ответчика в лице главы территориального отдела администрации Советского городского округа <адрес> в селе <адрес> ФИО2, действующего на основании приказа,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> ФИО3, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ, к территориальному отделу администрации Советского городского округа <адрес> в селе Нины, администрации Советского городского округа <адрес> об исполнении требований федерального законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения,
установил:
заместитель прокурора <адрес> ФИО3 обратилась в Советский районный суд <адрес> с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к территориальному отделу администрации Советского городского округа <адрес> в селе <адрес> администрации Советского городского округа <адрес> об обязании территориальный отдел администрации Советского городского округа <адрес> в селе <адрес> в срок 2 месяца провести работы по устройству тротуара на <адрес> от <адрес> до <адрес> по чётной стороне на подходе к пешеходному переходу в районе размещения МДОУ «Детский сад № «<адрес>».
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований ФЗ от 10.12.1995
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ №196-ФЗ), Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131-ФЗ), Федерального закона от 24.07.1998 №.124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 124-ФЗ); Федерального закона от. 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273-ФЗ), Федерального закона от 08.11.2007
№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 257-ФЗ) в деятельности территориального отдела администрации Советского городского округа <адрес> в селе <адрес>.
Пунктом 2 Перечня поручений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения от 20.02.2015 № Пр-287 указано на необходимость принятия мер, направленных на реализацию новых национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов, предусмотрев в первоочередном порядке их оснащение вблизи школ и других учебных заведений. Срок исполнения поручения - 01.09.2015.
Проверкой установлено, что в нарушение п.п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 23.10.2007 № 270-ст на <адрес> от <адрес> до <адрес> по чётной стороне на подходе к пешеходному переходу в районе размещения МДОУ «Детский сад № «<адрес>» (<адрес> №) отсутствует тротуар.
В целях устранения нарушений законодательства в территориальный отдел 22.04.2020 внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе нарушений п.п. 4.51.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 23.10.2007 № 270-ст.
Из ответа территориального отдела от 29.05.2020 следует, что выполнить работы по устройству тротуара на <адрес> от <адрес> до <адрес> по чётной стороне на подходе к пешеходному переходу в районе размещения МДОУ «Детский сад № «<адрес>» не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств. В связи, с чем до настоящего времени нарушения федерального законодательства не устранены.
Вышеуказанные нарушения федерального законодательства о безопасности дорожного движения создают реальную угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Истец просит суд обязать территориальный отдел администрации Советского городского округа <адрес> в селе <адрес> в срок 2 месяца провести работы по устройству тротуара на <адрес> от <адрес> до <адрес> по чётной стороне на подходе к пешеходному переходу в районе размещения МДОУ «Детский сад № <адрес>».
Глава территориального отдела администрации Советского городского округа <адрес> в селе <адрес> предоставил суду отзыв на исковое заявление, согласно которому в настоящее время для устройства тротуара в селе <адрес> на <адрес> от <адрес> до <адрес> по четной стороне на подходе к пешеходному переходу в районе размещения МДОУ «Детский сад № <адрес>» подготовлена сметная документация, готовится аукционная документация, работы включены в план-график проведения закупок 2020, но выполнение работ в настоящее время нецелесообразно из-за неподходящих погодных условий, в связи с чем, просит перенести срок выполнения работ по устройству тротуара на <адрес> до конца мая 2021 года.
В судебном заседании представитель ответчика в лице главы территориального отдела администрации Советского городского округа <адрес> в селе <адрес> ФИО2 пояснил, что от исполнения требований прокуратуры не отказываются, но просят перенести срок выполнения работ по устройству тротуара до мая 2021 года, в связи с зимним периодом, поскольку для укладки асфальта необходима температура от +5 градусов.
Представитель истца прокуратуры <адрес>, представитель ответчика администрации Советского городского округа <адрес> и представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по Советскому городскому округу в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Советского районного суда <адрес> в сети Интернет, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца, ответчика и третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу и дав им юридическую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 196-ФЗ безопасность дорожного движения, это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно ст. 3 ФЗ № 196-ФЗ одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 24 ФЗ № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются, путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 4 ФЗ № 124-ФЗ государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно ст. 6 ФЗ № 124-ФЗ ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с - Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу требований ч. 1 ст. 41 ФЗ № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику, несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 24 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать в том числе, соблюдение требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных учреждений.
В силу требований п. 5 ч.1 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ № 196-ФЗ к основным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог является обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документа возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В ст. 3 ФЗ № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги, это комплекс работ но поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 2 перечня поручений Президента-РФ по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения от 20.02.2015 № Пр-287 указано на необходимость принятия мер, направленных на реализацию новых национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов, предусмотрев в первоочередном порядке их оснащение вблизи школ и других учебных заведений.
В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не мене 50 метров,а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств.
Согласно п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.1998 №.124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в деятельности территориального отдела администрации Советского городского округа <адрес> в селе <адрес>.
Проверкой было установлено, что в нарушение п.п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростандарта от 23.10.2007 № 270-ст на <адрес> от <адрес> до <адрес> по четной стороне на подходе к пешеходному переходу в районе размещения МДОУ «Детский сад № «<адрес>» (<адрес>) отсутствует тротуар.
Согласно представлению заместителя прокурора <адрес> ФИО3 об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения в РФ и законодательства о защите прав несовершеннолетних от 22.04.2020 № 7-110-2020, прокуратура района потребовала от территориального отдела администрации Советского городского округа <адрес> принять меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих (л.д. 8-11).
Как усматривается из ответа главы территориального отдела администрации Советского городского округа <адрес> ФИО2от ДД.ММ.ГГГГ №, выполнение представления по устройству тротуара на <адрес> от <адрес> до <адрес> по чётной стороне на подходе к пешеходному переходу в районе размещения МДОУ «Детский сад
№ «<адрес>» просят перенести на 2021 год, так как согласно постановлению администрации Советского городского округа Ставропольского края № 494 от 20.05.2020 «Об утверждении плана мероприятий по сокращению бюджета Советского городского округа Ставропольского края на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденного решением Совета депутатов Советского городского округа Ставропольского края от 10.12.2019 № 338», в 2020 сокращены на 20 % остатки лимитов бюджетных обязательств, доведенных до подведомственных учреждений по состоянию на 01.05.2020 года (л.д. 12).
Из представления «О недостатках в районе образовательных учреждений» ГУ МВД России по <адрес> – ОМВД РФ по Советскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что отсутствуют тротуары по <адрес> на подходе к пешеходному переходу к МДОУ <адрес> Необходимо принять меры к устранению выявленных недостатков администрации Советского городского округа <адрес> (л.д. 13-14).
Следовательно, непринятие мер со стороны территориального отдела администрации Советского городского округа в селе <адрес> и администрации Советского городского округа <адрес> лишает возможности детей, обучающихся в образовательных организациях Советского городского округа, безопасно проходить по указанной <адрес> <адрес> городского округа, что создает угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности на ответчика провести работы по устройству тротуара, поскольку требование законодательства РФ о безопасности дорожного движения ответчиком не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.
В свою очередь нарушение федерального законодательства о безопасности дорожного движения создает реальную угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних и малолетних детей, а также влечет нарушение гарантированных прав граждан на безопасные условия передвижения по дорогам Российской Федерации.
Вместе с тем, учитывая зимний период времени, погодные условия, характер выполнения необходимых дорожных работ, суд считает правильным предоставить территориальному отделу администрации Советского городского округа <адрес> в селе <адрес> срок для проведения работ по устройству тротуара на <адрес> от <адрес> до <адрес> по чётной стороне на подходе к пешеходному переходу в районе размещения МДОУ «Детский сад № «<адрес> до 01.05.2021.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора <адрес> ФИО3, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ, к территориальному отделу администрации Советского городского округа <адрес> в селе <адрес>, администрации Советского городского округа <адрес> об исполнении требований федерального законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения – удовлетворить частично.
Обязать территориальный отдел администрации Советского городского округа <адрес> в селе <адрес> в срок до 01.05.2021 провести работы по устройству тротуара на <адрес> от <адрес> до <адрес> по четной стороне на подходе к пешеходному переходу в районе размещения МДОУ «Детски сад № «<адрес>
В удовлетворении остальной части заявленных требований заместителя прокурора <адрес> – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Ставропольского края, в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда, в соответствии с ч. 2 ст. 199 ГПК РФ, составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись В.Ю. Кечекова
Копия верна:
Судья В.Ю. Кечекова
Подлинный документ подшит в материалах дела № Судья: ________________ / В.Ю. Кечекова |