Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-961/2020 ~ М-213/2020 от 24.01.2020

адм. дело №2а-961/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.

с участием представителя административного истца МИФНС России № 1 по Воронежской области по доверенности Гребенщиковой С.Ю., административного ответчика Проскурникова Г.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Воронеже административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 1 по Воронежской области к Проскурникову Геннадию Георгиевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015г. в размере 14 918 руб., по транспортному налогу за 2016г. в размере в размере 15 270 руб., по транспортному налогу за 2017г. в размере в размере 11 105 руб.

У С Т А Н О В И Л:

МИФНС России №1 по Воронежской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Проскурникову Г.Г. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015г. в размере 14 918 руб., по транспортному налогу за 2016г. в размере в размере 15 270 руб., по транспортному налогу за 2017г. в размере в размере 11 105 руб.. Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что в собственности Проскурникова Г.Г. находятся транспортные средства: автомобиль марки , мощность двигателя 71 л.с.; автомобиль марки , мощность двигателя 130 л.с.; автомобиль марки , мощность двигателя 130 л.с.; автомобиль марки , мощность двигателя 32 л.с.; автомобиль марки , мощность двигателя 141 л.с., а также автомобили на которые в соответствии со ст. 361.1 НК РФ установлены налоговые льготы: ; ; В соответствие с главой 28, 31, 32 НК РФ, Законом Воронежской области «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» № 80-03 от 27.12.2002 г., ст. 52 НК РФ, в адрес Проскурникова Г.Г. было направлено налоговое уведомление №85296404 от 07.05.2018 г. на уплату транспортного налога за 2015-2016 год в размере 33028 руб.; налоговое уведомление № 39262914 от 23.09.2018 г. на уплату транспортного налога за 2017 год в размере 11745 руб. Обязанность по уплате налога не была исполнена. На основании ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченного транспортного налога за 2015-2017 год в сумме 44 773 руб. были начислены пени за период с 12.07.2018 по 12.02.2019 в размере 881 руб. 03 коп.; за период с 04.12.2018 по 12.02.2019 в размере 214 руб. 15 коп.; за период с 12.07.2018 по 12.02.2019 в размере 900 руб. 01 коп., а всего 1995 руб. 19 коп. Уточнив требования, административный истец просит суд взыскать с Проскурникова Г.Г. недоимку по транспортному налогу за 2015г. в размере 14 918 руб., по транспортному налогу за 2016г. в размере в размере 15 270 руб., по транспортному налогу за 2017г. в размере в размере 11 105 руб.

В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России №1 по Воронежской области по доверенности Гребенщикова С.Ю. административное исковое заявление поддержала.

Административный ответчик Проскурников Г.Г. административные исковые требования не признал, в удовлетворении административного иска просил отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Административный ответчик Проскурников Г.Г. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Воронежской области.

Как предусмотрено ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, налоговый кодекс в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

На основании материалов дела судом установлено, что Проскурников Г.Г. является собственником транспортных средств: автомобиль марки , мощность двигателя 130 л.с.; автомобиль марки , мощность двигателя 130 л.с.; автомобиль марки , мощность двигателя 32 л.с.; автомобиль марки , мощность двигателя 141 л.с., а также автомобилей на которые в соответствии со ст. 361.1 НК РФ установлены налоговые льготы: ; ;

На автомобиль установлена льгота, предусмотренная пп. 2 п. 1 Закона Воронежской области от 11.06.2003 N 28-03 (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области".

На автомобиль , автомобиль и установлена льгота, предусмотренная пп. 10 п. 1 Закона Воронежской области от 11.06.2003 N 28-03 (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области".

Проскурников Г.Г. согласно представленного удостоверения Серии БА от 21.01.2009, выданного Военным комиссариатом Воронежской области является <данные изъяты> и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны, в связи с чем, налоговым органом и были предоставлены налоговые льготы.

Проскурников Г.Г., имея в собственности транспортные средства, является плательщиком транспортного налога, и был обязан согласно положений ч. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Однако, требования налогового законодательства им не исполнялись, что административным ответчиком не оспаривалось в судебном заседании. При этом, нежелание исполнять требования законодательства Проскурников Г.Г. объяснил тем, что не был согласен с теми суммами налогов, которые ему выставлял налоговый орган и размером предоставленных льгот, указанием на транспортное средство, которое у него в собственности не находится.

В адрес Проскурникова Г.Г. было направлено налоговое уведомление №133891771 от 29.09.2016 на уплату транспортного налога за 2015 в размере 14918 руб., со сроком уплаты не позднее 01.12.2016 (л.д.70). Уведомление было направлено 12.10.2016 (л.д.93).

В адрес Проскурникова Г.Г. было направлено налоговое уведомление №29015896 от 29.07.2017 на уплату транспортного налога за 2015-2016 в размере 15 270 руб., со сроком уплаты не позднее 01.12.2017 (л.д.72). Уведомление было направлено 02.08.2017 (л.д.94).

Кроме того, было направлено уведомление№85296404 от 07.05.2018 на уплату транспортного налога за 2015-2016 год в размере 33028 руб. с указанием срока оплаты до 11.07.2018 (л.д. 15); налоговое уведомление № 39262914 от 23.09.2018 на уплату транспортного налога за 2017 год в размере 11745 руб. с указанием срока оплаты до 03.12.2018 (л.д. 13).

В установленный срок обязанность по уплате налогов Проскурниковым Г.Г. не исполнена.

В соответствии с ч.2 ст.69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 1 ст. 70 НК РФ).

Исходя из указанного, требование об уплате налога по уведомлению №133891771 от 29.09.2016 на уплату транспортного налога за 2015, должно быть направлено налогоплательщику не позднее 01.03.2017, а требование по уведомлению №29015896 от 29.07.2017 на уплату транспортного налога за 2015-2016 в размере 15 270 руб., не позднее 01.03.2018. Вместе с тем, до 01.03.2017 Проскурникову Г.Г. налоговым органом не было направлено требование на уплату транспортного налога за 2015, вместо этого, административному ответчику вновь было направлено налоговое уведомление№29015896 от 29.07.2017 на уплату транспортного налога за два налоговых периода 2015 и 2016. По указанному уведомлению так же не было направлено требование до 01.03.2018.

Вместе с тем, адрес Проскурникова Г.Г. в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 5175 от 13.02.2019 на уплату недоимки по транспортному налогу в размере 44773 руб. и пени в размере 1995 руб. 19 коп., с указанием срока оплаты до 26.03.2019. Предъявлению указанного требования предшествовало направление уведомления №85296404 от 07.05.2018 и №39262914 от 23.09.2018 на уплату транспортного налога за налоговые периоды 2015-2017.

В соответствии с. ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пунктом 4 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Таким образом, налоговое законодательство предусматривает определенную последовательность этапов осуществления такого взыскания, а также предельные сроки для реализации налоговым органом соответствующих правомочий.

Начальным этапом для возбуждения процедуры принудительного взыскания налоговых платежей выступает направление в адрес налогоплательщика соответствующего требования в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Целью направления налогоплательщику требования является информирование налогоплательщика об имеющейся у него задолженности (с указанием основания взимания налога, срока его уплаты и других сведений, указанных в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации), а также предоставление возможности урегулирования спора на данном этапе путем добровольного исполнения налогоплательщиком требования в установленный в нем срок, с истечением которого закон связывает возникновение у налогового органа права принудительного взыскания указанной в требовании задолженности.

Исследовав и оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормами законодательства, суд приходит к выводу о том, что требование по взысканию недоимки по налогам и сборам Проскурникову Г.Г. на уплату транспортного налога за 2015-2016 не было направлено в установленные законом сроки, требование на уплату налога за 2015-2016 от № 5175 от 13.02.2019, следовательно, направлено с нарушением сроков, предусмотренных законом.

Срок на обращение МИФНС России №1 по Воронежской области в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам и сборам является пресекательным и составляет 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом, требование по уплате недоимки по налогам и сборам в соответствии с ч.1 ст.70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В связи с указанным требование № 5175 от 13.02.2019 в части уплаты транспортного налога за 2015-2016 нельзя признать законным, как направленное с пропуском срока установленного законом, следовательно, срок обращения в суд в данном случае должен исчисляться по уведомлению №133891771 от 29.09.2016 с 10.03.17, то есть по истечении 8 дней (ст.69 ч.4 НК РФ срок исполнения требования после его получения) со дня окончания установленного статьей 70 Кодекса срока на направление требования (до 01.03.2017), а по уведомлению №29015896 от 29.07.2017 с 10.03.2018.

При этом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

Установленная Конституцией Российской Федерации обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57) имеет публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти, пониманием налогов в качестве элемента финансовой основы деятельности государства. Тем самым предполагается, что налоговые правоотношения основаны на властном подчинении и характеризуются субординацией сторон; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, а соответствующие органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П и от 14 июля 2005 года N 9-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 503-О, от 20 марта 2008 года N 179-О-О, от 7 ноября 2008 года N 1049-О-О, от 7 декабря 2010 года N 1572-О-О, от 10 марта 2016 года N 571-О и др.).

Публично-правовым характером налоговой обязанности и необходимостью ее реализации в условиях, которые отвечали бы вытекающим из верховенства права принципам равенства и справедливости, предопределяется, по смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 14 июля 2003 года N 12-П и от 3 июня 2014 года N 17-П; определения от 7 июня 2011 года N 805-О-О, от 18 сентября 2014 года N 1822-О, от 10 ноября 2016 года N 2561-О и др.), императивный в своей основе метод налогового регулирования и связанность законом налоговых органов, основания, пределы, процедурные и иные условия деятельности которых требуют, насколько возможно, детального определения.

Согласно пункту 3 статьи 48 Кодекса шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно установленной законом процедуре требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, и должно быть им исполнено в течение восьми дней либо иного указанного срока с даты его получения, после чего в случае неисполнения требования налоговый орган должен в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки, а в случае последующей отмены этого судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа может предъявить требование о взыскании недоимки в суд в порядке искового производства.

Поскольку заявление было предъявлено в мировой суд 07.05.2019 (л.д.67), то есть за пределами пресекательного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, оно не может быть удовлетворено в части взыскания недоимки на транспортному налогу за 2015, 2016.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании моет быть восстановлен судом. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока обращения в суд налоговым органом заявлено не было, доказательств того, что в указанные сроки налогоплательщику было направлено требование об уплате налога за 2015, 2016 годы, налоговым органом не представлено.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что исходя из буквального толкования норм действующего законодательства направление требования об уплате налога за 2015, 2016 год с нарушением установленного законом срока влечет пропуск всех последующих сроков в процедуре принудительного взыскания задолженности, а также, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока инспекцией не заявлено, наличие уважительных причин, которые могли бы быть признаны уважительными, из материалов дела не усматривается, суд приходит к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2015, 2016.

Вместе с тем, в части задолженности по налогу за 2017 год нарушения сроков процедуры принудительного взыскания инспекцией не допущено,

Установив, что требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №5175 от 13.02.2019 не исполнено в части уплаты транспортного налога за 2017 в размере 11105 руб., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2017г., в связи с чем, удовлетворяет административные исковые требования в данной части. При этом, сумма налога учитывается с применением льгот.

На основании ст. ст. 52, 69 НК РФ в случае направления налогового уведомления, требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

На основании п. 3 ч. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Учитывая то обстоятельство, что суду не предоставлено административным ответчиком доказательств уплаты выставленной налоговой службой суммы недоимки налога, факт не уплаты налогов административным ответчиком не оспорен, в соответствии с предоставленными суду документами не усматривается погашения Проскурниковым Г.Г. задолженности по уплате налога и пени за несвоевременную уплату налогов, суд считает, что исковые требования Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области к Проскурникову Г.Г. подлежат удовлетворению в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2017г. в размере 11 105 руб..

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей - 4 процента суммы, но не менее 400 руб.

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 444 руб. 20 коп.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Проскурникова Геннадия Геннадьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего г.<адрес> пользу МИФНС России № 1 по Воронежской области недоимку по транспортному налогу за 2017г. в размере 11 105 руб., государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 444 руб. 20 коп.

В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: Сахарова Е.А.

Решение изготовлено в окончательной форме 25.05.2020.

адм. дело №2а-961/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.

с участием представителя административного истца МИФНС России № 1 по Воронежской области по доверенности Гребенщиковой С.Ю., административного ответчика Проскурникова Г.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Воронеже административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 1 по Воронежской области к Проскурникову Геннадию Георгиевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015г. в размере 14 918 руб., по транспортному налогу за 2016г. в размере в размере 15 270 руб., по транспортному налогу за 2017г. в размере в размере 11 105 руб.

У С Т А Н О В И Л:

МИФНС России №1 по Воронежской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Проскурникову Г.Г. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015г. в размере 14 918 руб., по транспортному налогу за 2016г. в размере в размере 15 270 руб., по транспортному налогу за 2017г. в размере в размере 11 105 руб.. Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что в собственности Проскурникова Г.Г. находятся транспортные средства: автомобиль марки , мощность двигателя 71 л.с.; автомобиль марки , мощность двигателя 130 л.с.; автомобиль марки , мощность двигателя 130 л.с.; автомобиль марки , мощность двигателя 32 л.с.; автомобиль марки , мощность двигателя 141 л.с., а также автомобили на которые в соответствии со ст. 361.1 НК РФ установлены налоговые льготы: ; ; В соответствие с главой 28, 31, 32 НК РФ, Законом Воронежской области «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» № 80-03 от 27.12.2002 г., ст. 52 НК РФ, в адрес Проскурникова Г.Г. было направлено налоговое уведомление №85296404 от 07.05.2018 г. на уплату транспортного налога за 2015-2016 год в размере 33028 руб.; налоговое уведомление № 39262914 от 23.09.2018 г. на уплату транспортного налога за 2017 год в размере 11745 руб. Обязанность по уплате налога не была исполнена. На основании ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченного транспортного налога за 2015-2017 год в сумме 44 773 руб. были начислены пени за период с 12.07.2018 по 12.02.2019 в размере 881 руб. 03 коп.; за период с 04.12.2018 по 12.02.2019 в размере 214 руб. 15 коп.; за период с 12.07.2018 по 12.02.2019 в размере 900 руб. 01 коп., а всего 1995 руб. 19 коп. Уточнив требования, административный истец просит суд взыскать с Проскурникова Г.Г. недоимку по транспортному налогу за 2015г. в размере 14 918 руб., по транспортному налогу за 2016г. в размере в размере 15 270 руб., по транспортному налогу за 2017г. в размере в размере 11 105 руб.

В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России №1 по Воронежской области по доверенности Гребенщикова С.Ю. административное исковое заявление поддержала.

Административный ответчик Проскурников Г.Г. административные исковые требования не признал, в удовлетворении административного иска просил отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Административный ответчик Проскурников Г.Г. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Воронежской области.

Как предусмотрено ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, налоговый кодекс в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

На основании материалов дела судом установлено, что Проскурников Г.Г. является собственником транспортных средств: автомобиль марки , мощность двигателя 130 л.с.; автомобиль марки , мощность двигателя 130 л.с.; автомобиль марки , мощность двигателя 32 л.с.; автомобиль марки , мощность двигателя 141 л.с., а также автомобилей на которые в соответствии со ст. 361.1 НК РФ установлены налоговые льготы: ; ;

На автомобиль установлена льгота, предусмотренная пп. 2 п. 1 Закона Воронежской области от 11.06.2003 N 28-03 (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области".

На автомобиль , автомобиль и установлена льгота, предусмотренная пп. 10 п. 1 Закона Воронежской области от 11.06.2003 N 28-03 (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области".

Проскурников Г.Г. согласно представленного удостоверения Серии БА от 21.01.2009, выданного Военным комиссариатом Воронежской области является <данные изъяты> и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны, в связи с чем, налоговым органом и были предоставлены налоговые льготы.

Проскурников Г.Г., имея в собственности транспортные средства, является плательщиком транспортного налога, и был обязан согласно положений ч. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Однако, требования налогового законодательства им не исполнялись, что административным ответчиком не оспаривалось в судебном заседании. При этом, нежелание исполнять требования законодательства Проскурников Г.Г. объяснил тем, что не был согласен с теми суммами налогов, которые ему выставлял налоговый орган и размером предоставленных льгот, указанием на транспортное средство, которое у него в собственности не находится.

В адрес Проскурникова Г.Г. было направлено налоговое уведомление №133891771 от 29.09.2016 на уплату транспортного налога за 2015 в размере 14918 руб., со сроком уплаты не позднее 01.12.2016 (л.д.70). Уведомление было направлено 12.10.2016 (л.д.93).

В адрес Проскурникова Г.Г. было направлено налоговое уведомление №29015896 от 29.07.2017 на уплату транспортного налога за 2015-2016 в размере 15 270 руб., со сроком уплаты не позднее 01.12.2017 (л.д.72). Уведомление было направлено 02.08.2017 (л.д.94).

Кроме того, было направлено уведомление№85296404 от 07.05.2018 на уплату транспортного налога за 2015-2016 год в размере 33028 руб. с указанием срока оплаты до 11.07.2018 (л.д. 15); налоговое уведомление № 39262914 от 23.09.2018 на уплату транспортного налога за 2017 год в размере 11745 руб. с указанием срока оплаты до 03.12.2018 (л.д. 13).

В установленный срок обязанность по уплате налогов Проскурниковым Г.Г. не исполнена.

В соответствии с ч.2 ст.69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 1 ст. 70 НК РФ).

Исходя из указанного, требование об уплате налога по уведомлению №133891771 от 29.09.2016 на уплату транспортного налога за 2015, должно быть направлено налогоплательщику не позднее 01.03.2017, а требование по уведомлению №29015896 от 29.07.2017 на уплату транспортного налога за 2015-2016 в размере 15 270 руб., не позднее 01.03.2018. Вместе с тем, до 01.03.2017 Проскурникову Г.Г. налоговым органом не было направлено требование на уплату транспортного налога за 2015, вместо этого, административному ответчику вновь было направлено налоговое уведомление№29015896 от 29.07.2017 на уплату транспортного налога за два налоговых периода 2015 и 2016. По указанному уведомлению так же не было направлено требование до 01.03.2018.

Вместе с тем, адрес Проскурникова Г.Г. в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 5175 от 13.02.2019 на уплату недоимки по транспортному налогу в размере 44773 руб. и пени в размере 1995 руб. 19 коп., с указанием срока оплаты до 26.03.2019. Предъявлению указанного требования предшествовало направление уведомления №85296404 от 07.05.2018 и №39262914 от 23.09.2018 на уплату транспортного налога за налоговые периоды 2015-2017.

В соответствии с. ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пунктом 4 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Таким образом, налоговое законодательство предусматривает определенную последовательность этапов осуществления такого взыскания, а также предельные сроки для реализации налоговым органом соответствующих правомочий.

Начальным этапом для возбуждения процедуры принудительного взыскания налоговых платежей выступает направление в адрес налогоплательщика соответствующего требования в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Целью направления налогоплательщику требования является информирование налогоплательщика об имеющейся у него задолженности (с указанием основания взимания налога, срока его уплаты и других сведений, указанных в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации), а также предоставление возможности урегулирования спора на данном этапе путем добровольного исполнения налогоплательщиком требования в установленный в нем срок, с истечением которого закон связывает возникновение у налогового органа права принудительного взыскания указанной в требовании задолженности.

Исследовав и оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормами законодательства, суд приходит к выводу о том, что требование по взысканию недоимки по налогам и сборам Проскурникову Г.Г. на уплату транспортного налога за 2015-2016 не было направлено в установленные законом сроки, требование на уплату налога за 2015-2016 от № 5175 от 13.02.2019, следовательно, направлено с нарушением сроков, предусмотренных законом.

Срок на обращение МИФНС России №1 по Воронежской области в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам и сборам является пресекательным и составляет 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом, требование по уплате недоимки по налогам и сборам в соответствии с ч.1 ст.70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В связи с указанным требование № 5175 от 13.02.2019 в части уплаты транспортного налога за 2015-2016 нельзя признать законным, как направленное с пропуском срока установленного законом, следовательно, срок обращения в суд в данном случае должен исчисляться по уведомлению №133891771 от 29.09.2016 с 10.03.17, то есть по истечении 8 дней (ст.69 ч.4 НК РФ срок исполнения требования после его получения) со дня окончания установленного статьей 70 Кодекса срока на направление требования (до 01.03.2017), а по уведомлению №29015896 от 29.07.2017 с 10.03.2018.

При этом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

Установленная Конституцией Российской Федерации обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57) имеет публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти, пониманием налогов в качестве элемента финансовой основы деятельности государства. Тем самым предполагается, что налоговые правоотношения основаны на властном подчинении и характеризуются субординацией сторон; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, а соответствующие органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П и от 14 июля 2005 года N 9-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 503-О, от 20 марта 2008 года N 179-О-О, от 7 ноября 2008 года N 1049-О-О, от 7 декабря 2010 года N 1572-О-О, от 10 марта 2016 года N 571-О и др.).

Публично-правовым характером налоговой обязанности и необходимостью ее реализации в условиях, которые отвечали бы вытекающим из верховенства права принципам равенства и справедливости, предопределяется, по смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 14 июля 2003 года N 12-П и от 3 июня 2014 года N 17-П; определения от 7 июня 2011 года N 805-О-О, от 18 сентября 2014 года N 1822-О, от 10 ноября 2016 года N 2561-О и др.), императивный в своей основе метод налогового регулирования и связанность законом налоговых органов, основания, пределы, процедурные и иные условия деятельности которых требуют, насколько возможно, детального определения.

Согласно пункту 3 статьи 48 Кодекса шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно установленной законом процедуре требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, и должно быть им исполнено в течение восьми дней либо иного указанного срока с даты его получения, после чего в случае неисполнения требования налоговый орган должен в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки, а в случае последующей отмены этого судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа может предъявить требование о взыскании недоимки в суд в порядке искового производства.

Поскольку заявление было предъявлено в мировой суд 07.05.2019 (л.д.67), то есть за пределами пресекательного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, оно не может быть удовлетворено в части взыскания недоимки на транспортному налогу за 2015, 2016.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании моет быть восстановлен судом. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока обращения в суд налоговым органом заявлено не было, доказательств того, что в указанные сроки налогоплательщику было направлено требование об уплате налога за 2015, 2016 годы, налоговым органом не представлено.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что исходя из буквального толкования норм действующего законодательства направление требования об уплате налога за 2015, 2016 год с нарушением установленного законом срока влечет пропуск всех последующих сроков в процедуре принудительного взыскания задолженности, а также, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока инспекцией не заявлено, наличие уважительных причин, которые могли бы быть признаны уважительными, из материалов дела не усматривается, суд приходит к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2015, 2016.

Вместе с тем, в части задолженности по налогу за 2017 год нарушения сроков процедуры принудительного взыскания инспекцией не допущено,

Установив, что требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №5175 от 13.02.2019 не исполнено в части уплаты транспортного налога за 2017 в размере 11105 руб., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2017г., в связи с чем, удовлетворяет административные исковые требования в данной части. При этом, сумма налога учитывается с применением льгот.

На основании ст. ст. 52, 69 НК РФ в случае направления налогового уведомления, требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

На основании п. 3 ч. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Учитывая то обстоятельство, что суду не предоставлено административным ответчиком доказательств уплаты выставленной налоговой службой суммы недоимки налога, факт не уплаты налогов административным ответчиком не оспорен, в соответствии с предоставленными суду документами не усматривается погашения Проскурниковым Г.Г. задолженности по уплате налога и пени за несвоевременную уплату налогов, суд считает, что исковые требования Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области к Проскурникову Г.Г. подлежат удовлетворению в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2017г. в размере 11 105 руб..

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей - 4 процента суммы, но не менее 400 руб.

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 444 руб. 20 коп.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Проскурникова Геннадия Геннадьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего г.<адрес> пользу МИФНС России № 1 по Воронежской области недоимку по транспортному налогу за 2017г. в размере 11 105 руб., государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 444 руб. 20 коп.

В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: Сахарова Е.А.

Решение изготовлено в окончательной форме 25.05.2020.

1версия для печати

2а-961/2020 ~ М-213/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС России № 1 по Воронежской области
Ответчики
Проскурников Геннадий Георгиевич
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Сахарова Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
centralny--vrn.sudrf.ru
24.01.2020Регистрация административного искового заявления
24.01.2020Передача материалов судье
27.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
10.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.05.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
25.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2020Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
02.06.2020Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
02.06.2020Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
03.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
05.08.2020Дело оформлено
05.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее