Дело № 2-8143/10
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Благовещенск *** года
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Благова К.С.,
при секретаре Безруковой О.П.,
с участием: помощника прокурора г. Благовещенска - Назаровой Т.В.,
истца Мельникова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Благовещенска, действующего в интересах Мельникова Олега Александровича, к Администрации города Благовещенска о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ:
И.о прокурора г. Благовещенска, выступающий в защиту прав и законных интересов Мельникова О.А., обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Мельникову О.А. жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв. метров по договору социального найма.
Исковое заявление принято к производству Благовещенского городского суда согласно определению от *** года, которым к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство финансов РФ, Министерство финансов Амурской области, Министерство образования и науки Амурской области.
В обоснование заявленного в иске указано, а в ходе судебного разбирательства помощником прокурора г. Благовещенска Назаровой Т.В. и Мельниковым О.А. суду были даны устные пояснения о том, что *** горда умер отец Мельникова О.А. - ФИО2, а *** года умерла его мать ФИО1 В настоящее время Мельников О.А., не имея иного жилья в собственности либо на условиях социального найма, проживает в квартире *** по *** г. Благовещенска, однако данный дом признан не пригодным для проживания. В *** году Мельников О.А. обращался в Администрацию г. Благовещенска с заявлением об обеспечении его жилым помещением. *** года мэром г. Благовещенска было вынесено постановление ***, которым Мельников О.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. До настоящего времени жилье истцу не предоставлено, что является нарушением его прав и действующего законодательства, а именно Федерального закона от *** года *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ, Закона Амурской области от *** года *** «О жилищной политике в Амурской области».
Будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились: представитель ответчика Администрации г. Благовещенска, просивший в письменном заявлении от *** года о рассмотрении дела в свое отсутствие, и представители привлеченных к участию в деле третьих лиц - Министерства финансов РФ, Министерства финансов Амурской области, Министерства образования и науки Амурской области, не представивший сведений о причинах неявки и доказательств уважительности причин.
При таких обстоятельствах и на основании правил п.п. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска Назарова Т.В. и истец Мельников О.А. на удовлетворении заявленного требования настаивали, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении. Не оспаривая, что родители истца умерли уже после достижения Мельниковым О.А. совершеннолетнего возраста, считают, что поскольку истец на этот период продолжал обучение в образовательном учреждении профессионального образования и был поставлен Администрацией г. Благовещенска на учет нуждающихся в жилом помещении по категории детей, оставшихся без попечения родителей, постольку он имеет право на обеспечение его жильем в порядке Федерального закона от *** года *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Позиция представителя Администрации г. Благовещенска изложена в представленному суд отзыве, согласно доводам которого ответчик иск не признает. В обоснование возражений указано, что согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В силу требований ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом Амурской области от *** *** муниципальное образование город Благовещенск наделен статусом городского округа. Таким образом, по мнению представителя ответчика, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жильем сирот в перечень вопросов муниципального образования города Благовещенска не входит. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ, ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, но только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Статьями 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от *** *** «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 4 Закона Амурской области от ***г. *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства вне очереди лишь за счет средств областного бюджета.
Муниципальному образованию г. Благовещенска на реализацию переданных полномочий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на *** год в областном бюджете было предусмотрено и выделено *** рублей. Согласно объявленных аукционов в газетах «Благовещенск» Администрацией г. Благовещенска было приобретено 11 жилых помещения, все выделенные денежные средства были реализованы. Дополнительных денежных средств на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот муниципальному образованию г. Благовещенска в *** году выделено не было. Поскольку Администрация г. Благовещенска в силу закона исполняет переданные полномочия лишь в пределах выделенных на их реализацию денежных средств, учитывая, что выделенные Администрации г. Благовещенска субвенции в *** году на реализацию переданных полномочий уже реализованы, и жилые помещения распределены между сиротами и лицами, из числа детей оставшихся без попечения родителей, следовательно, предусмотренных законом оснований для возложения на Администрацию г. Благовещенска обязанности по обеспечению жильем Мельникова О.А. не имеется. Таким образом, Администрация г. Благовещенска, действуя в пределах полномочий, предоставленных ей законом, осуществила все юридически значимые действия для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах выделенных субвенций. Вины органа местного самоуправления в том, что указанных денежных средств было выделено Администрации г. Благовещенска недостаточно, в связи с чем Мельников О.А. не был обеспечен жилым помещением, нет. На основании изложенного просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из имеющихся в материалах дела копий свидетельств о смерти серии *** от *** года и *** от *** года усматривается, что отец Мельникова О.А. - ФИО2 умер *** года, а его мать ФИО1 умерла *** года.
Согласно копии паспорта истца Мельникова О.А., датой его рождения является *** года.
*** года мэром г. Благовещенска на основании Постановления Правительства РФ от *** года *** «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Амурской области, утвержденных постановлением исполкома Амурского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профсоюзов от *** года ***, Решения городской Думы от *** года *** «О реализации городско целевой Программы «Обеспечение жильем молодых семей» на *** - *** года», протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Благовещенска от *** года ***, было вынесено постановление ***, которым Мельников О.А., в числе прочих граждан, как лицо оставшееся без попечения родителей, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту жительства.
Также в деле имеется справка Управления образования Администрации г. Благовещенска от *** года в которой указано, что в *** году мельников О.А. обучался в ГОУ ПУ ***. В связи с тем, что на момент смерти его родителей Мельников О.А. был совершеннолетним, попечительство не оформлялось. Как обучающийся, потерявший в период обучения обоих родителей, мельников О.А. был зачислен на полное государственное обеспечение до окончания им образовательного учреждения. Как лицо, которое во время обучения в учебном заведении осталось без попечения обоих родителей в возрасте от 18 до 23 лет, Мельников О.А. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на обеспечение жильем.
Изложенные обстоятельства, по мнению прокурора и истца, указывают на наличие у Мельникова О.А. права на получение меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от *** года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде внеочередного предоставления жилого помещения для проживания на условиях социального найма.
Рассматривая заявленные истцом требования на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от *** года ***, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ч. 8 Федерального закона РФ *** от *** года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» *** от *** года (в редакции от *** года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
При этом из положений названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Между тем, как было установлено судом и следует из материалов дела, мать Мельникова О.А. - ФИО1 умерла *** года, а его отец - ФИО2 умер *** года.
Таким образом, на момент смерти своих родителей Мельников О.А., *** года рождения, являлся лицом, достигшим совершеннолетия, то есть возраста 18 лет, и поэтому в силу вышеприведенных законоположений не мог быть отнесен к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для констатации вывода о том, что Мельников О.А., как лицо, родители которого умерли после достижения им 18-летнего возраста, имеет право на получение меры социальной поддержки в рамках Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в виде внеочередного предоставления жилого помещения для проживания на условиях социального найма.
По мнению суда, само по себе наличие постановления мэра г. Благовещенска *** от *** года, которым Мельников О.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту жительства, с учетом установленных судом обстоятельств, не свидетельствует о наличии у истца права на внеочередное получение жилого помещения на условиях социального найма именно по заявленным в иске основаниям.
В этой связи суд полагает заявленные прокурором г. Благовещенска в интересах Мельникова О.А. требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления прокурора города Благовещенска, действующего в интересах Мельникова Олега Александровича, к Администрации города Благовещенска о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья К.С. Благов