Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сусуманский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Волоховой Н.В.,
при секретаре Пашине А.В.,
с участием:
прокурора - помощника прокурора <адрес> Михайлова Н.А.,
представителя муниципального унитарного предприятия «АВТО» Маленкович Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний № Сусуманского районного суда <адрес> в городе <адрес> гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «АВТО» о возложении обязанности по обеспечению проведения категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработке плана обеспечения транспортной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в Сусуманский районный суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «АВТО» (далее МУП «АВТО») о возложении обязанности в срок не позднее 4-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести оценку уязвимости транспортного объекта - 1«а» <адрес>, транспортных средств: автомобиля <данные изъяты>, в срок не позднее 6-ти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести категорирование указанных объектов и транспортных средств и внести их в реестр категорированных объектов и составить план обеспечения транспортной безопасности.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения МУП «АВТО» требований федерального законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения закона в указанной сфере правоотношений.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.5 Федерального закона «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
Частью 2 ст.6 Федерального закона «О транспортной безопасности» закреплено, что категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона «О транспортной безопасности», на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
Частью 2 указанной статьи закреплено, что планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии пп.5.7, 5.8 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной категории, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п.2 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок), план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортных средств (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п.3 Порядка, План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Согласно п.14 Порядка, План оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью, в Плане отражаются сведения о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц, занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, лиц, занимающих должность на транспортном средстве и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности.
В нарушение вышеизложенных норм федерального законодательства МУП «АВТО» не разработан в установленном законом порядке план транспортной безопасности, лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности не назначены.
Неисполнение требований федерального законодательства о транспортной безопасности создает угрозу противоправных действий, в том числе террористического акта, угрожает безопасной деятельности транспортного комплекса, угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, в том числе работникам предприятия и лицам, пользующихся транспортными услугами, материального ущерба, либо угрозу наступления таких последствий.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ участвующий в рассмотрении дела прокурор Геготаулин А.С. уточнил и дополнил исковые требования, просил обязать МУП «АВТО» обеспечить проведение категорирования транспортного объекта - автоколонны, площадью 1791,4 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, а также транспортных средств: автомобиля <данные изъяты>, обеспечить проведение оценки уязвимости указанных объектов и транспортных средств, а также разработать план обеспечения транспортной безопасности в срок не позднее одного года с момента вступления в законную силу судебного решения.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Михайлов Н.А. поддержал уточненный исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - МУП «АВТО» Маленкович Н.А. исковые требования признала частично и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ году ими был направлен пакет документов в Департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации <адрес> для проведения МУП «АВТО» категорирования. Однако до настоящего времени не имеется какой-либо информации о проведении в отношении МУП «АВТО» категорирования. После проведения этой работы и внесения МУП «АВТО» в реестр будет проведена работа по оценке уязвимости, а затем составлен план. Указанный в уточненном исковом заявлении срок 1 год со дня вступления решения суда в законную силу является не достаточным для проведения этих работ, поскольку на территории <адрес> нет предприятий, проводящих работы по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Заслушав объяснения прокурора Михайлова Н.А., представителя ответчика - МУП «АВТО» Маленкович Н.А., исследовав представленные доказательства, суд находит, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности, в том числе, являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности.
На основании части 1 статьи 4 данного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 указанного Закона субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. К объектам транспортной инфраструктуры относятся: технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» данный Закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
Статья 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденный приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, обязывает субъекты транспортной инфраструктуры произвести в установленном порядке категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. По результатам категорирования объекту транспортной инфраструктуры и (или) транспортному средству присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования. Категорированные объекты транспортной инфраструктуры и (или) транспортные средства включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, который ведется компетентным органом в области обеспечения транспортной обязанности на электронных и бумажных носителях.
Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Порядка приведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, субъекты транспортной инфраструктуры также производят в установленном порядке в целях определения степени защищенности объекта транспортной от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Результаты проведенной оценки уязвимости оформляются в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах, и утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
На основании статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности (для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции). План обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств оформляются в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой их частью, и утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В судебном заседании установлено, что ответчик - МУП «АВТО» является юридическим лицом, создано в целях оказания транспортных услуг на территории муниципального образования «<адрес>», что подтверждается пунктами 1.99, 2.1. Устава МУП «АВТО».
Ответчику - МУП «АВТО» согласно лицензии от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный № АСС-49-004567 разрешено осуществление перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек.
Ответчик - МУП «АВТО» на основании заключенных ДД.ММ.ГГГГ с администрацией <адрес> договоров №№, 5, 6 осуществляет пассажирские перевозки по маршрутам № «Сусуман-Холодный-Сусуман», № «Сусуман-Широкий (с заездом в Мальдяк)-Сусуман», № «Сусуман-Маунджа (Кедровый)-Сусуман», а на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ с администрацией городского поселения «<адрес>» муниципального контракта №/К-12 осуществляет перевозки по внутригородскому маршруту № «Берелех-ДЭП-246-Берелех».
Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «<адрес>» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ передал МУП «АВТО» в хозяйственное ведение здание автоколонны и семь автотранспортных средств, что подтверждается копиями указанного договора и приложений к нему на л.д.40-44.
Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 49-АА № подтверждает, что расположенная по <адрес>А <адрес> автоколонна № принадлежит МУП «АВТО» на праве хозяйственного ведения.
В ГИБДД ОМВД по <адрес> за МУП «АВТО» зарегистрировано пять автотранспортных средств, а именно: автомобиль <данные изъяты>, что подтверждается карточками учета транспортных средств на л.д.31-35 и паспортами транспортных средств №№ <адрес>, в которых МУП «АВТО» указано в качестве собственников названных автотранспортных средств.
Таким образом, согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» ответчик - МУП «АВТО» является субъектом транспортной инфраструктуры, а принадлежащие этому предприятию автоколонна по <адрес>А в городе Сусумане относится к объектам транспортной инфраструктуры, <данные изъяты> относятся к транспортным средствам.
Следовательно, ответчик - МУП «АВТО» в силу требований части 1 статьи 4 названного закона обязано обеспечить транспортную безопасность указанных выше автоколонны и транспортных средств.
Однако, на день рассмотрения судом дела категорирование и оценка уязвимости принадлежащих МУП «АВТО» автоколонны и транспортных средств не проведены, планы обеспечения транспортной безопасности не разработаны, что подтверждается пояснениями сторон, а также актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> проведенной отделом надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Ответчиком - МУП «АВТО» представлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее отправление им исходных данных для проведения категорирования автотранспортных предприятий и транспортных средств в адрес Департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации <адрес>.
Из письма Департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, направленного в адрес МУП «АВТО», следует, что исходная информация для проведения категорирования транспортных средств автотранспортных предприятий <адрес>, в которую вошли данные предприятия МУП «АВТО», направлена в адрес Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № для проведения категорирования транспортных средств автотранспортных предприятий <адрес>.
Доказательств факта отправления в адрес Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации исходных данных для проведения категорирования автоколонны, относящейся к объектам транспортной инфраструктуры, ответчиком - МУП «АВТО» не представлено.
Так как нарушение требований транспортной безопасности, а именно статей 5, 6, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности», ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в помещение автоколонны, а также пассажиров, пользующихся услугами автомобильных (автобусных) перевозок МУП «АВТО» в случае совершения акта незаконного вмешательства, создает угрозу причинения материального ущерба суд считает исковые требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд считает, что прокурор на основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе был обратиться в суд с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку закон не ограничивает полномочия прокурора по обращению в суд с требованиями о возложении обязанности на лиц, допустивших нарушение требований закона, устранить нарушения, в том числе, в сфере нарушения законодательства о транспортной безопасности.
То обстоятельство, что в предписании № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ответчику МУП «АВТО» главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, не указано о необходимости проведения категорирования и оценки уязвимости, разработки плана обеспечения транспортной безопасности автоколонны и принадлежащих МУП «АВТО» транспортных средств, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Устанавливая срок для исполнения решения, суд учитывает установленные законом сроки, необходимые для выполнения работ по проведению оценки уязвимости и категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, составления плана обеспечения транспортной безопасности, и считает, что срок в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда будет достаточным для проведения этих работ.
При этом суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика - МУП «АВТО» о том, что в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу невозможно будет провести категорирование, оценку уязвимости и разработку плана обеспечения транспортной безопасности из-за отсутствия на территории <адрес> предприятий, выполняющих работы по оценке уязвимости.
Согласно части 2 статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Следовательно, осуществлять оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств вправе и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которое выступает равным субъектом с Министерством транспорта Российской Федерации, и это необходимо учитывать ответчику - МУП «АВТО» при выборе организации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить в полном объеме заявленные прокурором <адрес> исковые требования и возложить на ответчика МУП «АВТО» обязанность в срок не позднее 1 года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение категорирования и оценки уязвимости, разработать планы обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры - автоколонны, <данные изъяты>.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобожден в силу закона, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, подлежит зачислению в бюджет муниципального района.
По исковым требованиям неимущественного характера размер государственной пошлины согласно подпункту 3 пункта 1 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 4 000 рублей.
Поскольку исковые требования прокурора удовлетворены полностью, то с ответчика - МУП «АВТО» подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1791,4 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░