Дело № 2-53/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2019 года г. Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи: Гуглевой Н.Б.,
при секретаре Панариной Ю.С.,
с участием прокурора Калашниковой М.А.,
ответчика Федотова Д.Н.,
представителя ответчика Злобина С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Министерства обороны РФ к Федотову Дмитрию Николаевичу, Федотовой Людмиле Николаевне, ФИО1, ФИО2 об устранении нарушений прав собственника в отношении служебного жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением, выселении, встречному иску Федотова Дмитрия Николаевича, Федотовой Людмилы Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании соглашения о сдаче жилого помещения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны РФ обратилось в Борисоглебский городской суд Воронежской области с иском, указывая, что ответчики незаконно удерживают служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставленное Федотову Д.Н. и членам его семьи на период прохождения военной службы во временное пользование до обеспечения жилым помещением на основании договора найма жилого помещения от 29.02.2012 № 01-23/2/131.
Указанное помещение является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ).
В соответствии с решением ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от 24.05.2018 № 03-28/721 о предоставлении Федотову Д.Н. и членам его семьи субсидии, на расчётный счёт последнего платёжным поручением от 30.05.2018 № перечислена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения, предусмотренная статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», как один из способов обеспечения жильём, в размере 7 085 145,60 рублей.
Из иска следует, что в соответствии с соглашением о сдаче жилого помещения от 25.01.2018 Федотов Д.Н. и члены его семьи взяли на себя обязательство в течение одного месяца с момента приобретения жилого помещения в счет денежных средств жилищной субсидии освободить занимаемое им жилое помещение и предоставить в уполномоченный орган: договор (ордер), на основании которого гражданин и члены его семьи занимают жилое помещение; выписку из домовой книги с отметкой о снятии с регистрационного учёта; копию финансового лицевого счёта с отметкой о его закрытии и отсутствии задолженности; копию акта приёма-передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию.
В нарушение условий указанного соглашения, жилое помещение Федотов Д.Н. и члены его семьи не освободили, лицевой счёт не закрыли, с регистрационного учёта по месту жительства в квартире не снялись, справку о сдаче жилого помещения, предусмотренную Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280, в уполномоченный жилищный орган - Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, не представили.
В адрес Федотова Д.Н. направлено уведомление о необходимости освобождения специализированного жилого помещения, которое получено им 01.11.2018.
Истец указывает в иске, что Федотов Д.Н. реализовал свое право на жилищное обеспечение от Министерства обороны России путем получения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, совместно с членами семьи принял на себя обязательство по освобождению спорного жилого помещения.
По утверждению истца, Федотов Д.И. и члены его семьи, длительное время не выполняя требования собственника (уполномоченного органа), действует недобросовестно, тем самым злоупотребляют своими правами, нарушая права собственника объекта недвижимости.
С учетом изложенных обстоятельств истец просит:
- устранить нарушения прав собственника в отношении служебного жилого помещения по адресу: <адрес> и прекратить право пользования Федотова Дмитрия Николаевича, Федотовой Людмилы Николаевны, ФИО1, ФИО2 указанным помещением;
- выселить Федотова Дмитрия Николаевича, Федотову Людмилу Николаевну, ФИО1, ФИО2 из служебного жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Ответчики, не согласившись с требованиями истца, обратились в суд со встречным иском, в котором указывают, что основанием иска МО РФ является соглашение о сдаче жилого помещения после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет от 25.01.2018, заключенное между Федотовым Д.Н., Федотовой Л.H., ФИО1 ФИО2, с одной стороны и уполномоченным органом МО РФ, с другой стороны.
По утверждению истцов данный договор является недействительным по следующим основаниям:
1. Предмет договора (статус жилого помещения о котором составлен договор), не соответствует статусу жилого помещения, в отношении которого он заключен и в отношении которого заключение подобных договоров рекомендовано Департаментом жилищного обеспечения МО РФ. Из названия оглашения и его текста однозначно следует, что предметом, указанным в соглашении, является жилое помещение, предоставленное гражданам по социальному найму. Спорное жилое помещение является служебным жилым помещением, следовательно, оспариваемое соглашение является недействительным, ввиду несоответствия статуса его предмета;
2. При заключении соглашения представитель Уполномоченного органа МО ФИО3, ввел ответчиков по первоначальному иску, истцов по встречному иску, в заблуждение, заявив, что заключаемое Соглашение прямо предусмотрено «Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы», утвержденным приказом МО РФ от 21 июля 2014 г № 510, о чем записано в п. 2 Соглашения. При этом для военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями, вышеуказанный Порядок соглашения о сдаче предоставленного им ранее служебного жилья при получении субсидии для покупки или строительства жилого помещения по избранному месту жительства не предусматривает.
3. Соглашение противоречит закону (ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), ограничивает права военнослужащего, относящегося к категории лиц, на весь период военной службы обеспечиваемых служебными жилыми помещениями и с момента получения субсидии и принятия решения на строительство жилого помещения по месту военной службы является оспоримым.
По утверждению истцов по встречному иску федеральное законодательство не содержит каких-либо ограничений на использование военнослужащими служебных жилых помещений до момента окончания ими военной службы, в том числе и при получении субсидии на покупку или строительство жилья в избранном месте жительства.
Из встречного иска следует, что соглашение о сдаче жилого помещения в том виде, в котором оно заключено 25 января 2018 года, было рекомендовано Департаментом жилищного обеспечения МО РФ и касалось только жилья, занимаемого гражданами по социальному найму. К служебным жилым помещениям, занимаемым военнослужащими, относящимися к категории обеспечиваемых служебными жилами помещениями на весь период военной службы оно применено быть не может, так как противоречит закону (ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») и незаконно ограничивает их право пользования предоставленным им служебным жильем до окончания ими срока военной службы.
31.01.2019 Федотов Д.Н. направил представителю Уполномоченного органа МО РФ, обращение с предложениями, принятие которых исключало бы в отношении Федотова и членов его семьи нарушения прав или охраняемых законом интересов.
По утверждению истцов по встречному иску до настоящего времени ответа на данное обращение не поступило.
С учетом изложенных во встречном иске обстоятельств, Федотов Дмитрий Николаевич, Федотова Людмила Николаевна, ФИО1, ФИО2 просят признать соглашение о сдаче жилого помещения после перечисления средств жилищной субсидии, заключенное 25 января 2018 года между Уполномоченным органом в лице действующего по доверенности ФИО3 и гражданами Федотовым Д.Н., Федотовой Л.H., ФИО1, ФИО2, недействительным.
Представитель Министерства обороны РФ, Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Федотова Л.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, представитель администрации БГО в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От Федотовой Л.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие.
Федотов Д.Н., его представитель Злобин С.М., против удовлетворения иска Министерства обороны РФ к Федотову Дмитрию Николаевичу, Федотовой Людмиле Николаевне, ФИО1, ФИО2 об устранении нарушений прав собственника в отношении служебного жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением, выселении – возражали, встречные исковые требования к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании соглашения о сдаче жилого помещения недействительным – поддержали.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Борисоглебской межрайпрокуратуры Калашниковой М.А., полагавшей исковые требования Министерства обороны РФ к Федотову Дмитрию Николаевичу, Федотовой Людмиле Николаевне, ФИО1, ФИО2 об устранении нарушений прав собственника в отношении служебного жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением, выселении, подлежащими удовлетворению, а встречные требования Федотова Дмитрия Николаевича, Федотовой Людмилы Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании соглашения о сдаче жилого помещения недействительными – не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Договор найма служебного жилого помещения в силу ст. 104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации. Жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к жилым помещениям маневренного фонда на основании приказа Министра обороны РФ. (л.д.35-37)
Федотов Д.Н. с 06.11.2004 по настоящее время проходит военную службу в различных воинских частях, в настоящее время – в Учебной авиационной базе (2 разряда, )
29.02.2012 военнослужащему Федотову Д.Н. и членам его семьи – Федотовой Л.Н. (жене), ФИО1 (сын), ФИО2 (сын), было предоставлено во временное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в связи с прохождением военной службы, сроком до 06.11.2019. (л.д.80)
В настоящее время Федотов Д.Н. и члены его семьи зарегистрированы в спорном жилом помещении. (л.д.41-44)
25.01.2018 между ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» и Федотовой Л.Н., Федотовым Д.Н., действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, было заключено соглашение о сдаче жилого помещения после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, согласно которому они взяли на себя обязательство в течение одного месяца с момента приобретения жилого помещения за счет денежных средств жилищной субсидии, но не позднее четырех месяцев с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет Федотова Д.Н. освободить жилое помещение по адресу: <адрес>. (л.д.13-14)
Таким образом, указанным соглашением сторонами фактически изменены условия договора найма служебного жилого помещения включением в него дополнительного основания прекращения права пользования квартирой.
Решением №03-28/721 от 24.05.2018 Федотову Д.Н. и членам его семьи была предоставлена субсидия для приобретения жилого помещения в размере 7085145 рублей 60 копеек. (л.д.11-12)
30.05.2018 на счет Федотова Д.Н. перечислена субсидия на приобретение (строительство) жилья в соответствии с приказом МО РФ №510 от 2014 по решению №03-28/721 от 24.05.2018 в размере 7085145 рублей 60 копеек. (л.д.15)
После получения субсидии ответчики не признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в обеспечении служебным жилым помещением, доказательств обратного суду не представлено.
23.08.2018 на основании договора купли-продажи, за счет средств предоставленной субсидии Федотов Д.Н. приобрел в собственность объект незавершенного строительства, площадью 161,2 кв.м, степенью готовности 12%, расположенный на земельном участке общей площадью 663 кв.м, по адресу: <адрес>.(л.д.68-70, 73-75)
14.12.2018 Федотову Д.Н. администрацией БГО выдано уведомление №100-2018 о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке (л.д.72).
Таким образом, Федотов Д.Н. и члены его семьи обеспечены субсидией на приобретение жилого помещения за счет средств Минобороны РФ, однако продолжают занимать спорное жилое помещение. Добровольный срок освобождения и сдачи спорного жилого помещения истек 30.09.2018.
При этом ответчики не относятся к категориям граждан, выселение которых из спорного жилого помещения не допускается без предоставления другого жилого помещения.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
По правилам абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу положений п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15 ФЗ).
Из приведенных норм следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
В соответствии с п. 4 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04 мая 1999 г. N 487, жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - до окончания военной службы по призыву.
При окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими или увольнении с военной службы по призыву - для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - жилищный договор прекращает свое действие.
В случае заключения военнослужащими новых контрактов о прохождении военной службы командиры (начальники) воинских частей обязаны заключить с этими военнослужащими новые жилищные договоры на условиях не хуже условий предыдущих жилищных договоров.
При направлении военнослужащих к новому месту службы жилищный договор сохраняет свое действие.
В соответствии с п. 5, указанного Положения, жилищный договор расторгается в случаях:
досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Жилищный договор может быть расторгнут по соглашению сторон. В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.
Возможность расторжения договора найма специализированного жилого помещения по соглашению сторон допускается также положениями 101 ЖК РФ.
Поскольку ответчик и члены его семьи, подписав соглашение, выразили согласие и приняли обязательство в добровольном порядке освободить занимаемое ими жилое помещение не позднее 4-х месяцев с момента перечисления денежных средств на счет Федотова Д.Н., у ответчика и членов его семьи законных оснований для пользования служебным помещением не имеется.
При указанных обстоятельствах исковые требования Министерства обороны РФ к Федотову Дмитрию Николаевичу, Федотовой Людмиле Николаевне, ФИО1, ФИО2 об устранении нарушений прав собственника в отношении служебного жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением, выселении, подлежат удовлетворению.
Довод Федотова о том, что субсидия была реализована на приобретение незавершенного строительством объекта, завершение которого планируется к 2021 году, в связи с чем он и члены его семьи не являются обеспеченными постоянным жильем, являются несостоятельными, поскольку подписав соглашение, ответчики приняли на себя обязательства по освобождению занимаемого жилого помещения после получения субсидии.
Довод о том, что Федотов является военнослужащим, он не состоит в плане увольнения на 2019 год и перевод его новому месту службы не планируется, следовательно, он имеет право на предоставление служебного жилого помещения на период работы, не является правовым основанием для сохранения за ответчиками права пользования спорным жилым помещением.
На дату заключения договора купли-продажи объекта незавершенного строительства, Федотов являлся военнослужащим, имел возможность купить готовое жилье по месту прохождения службы на выделенную субсидию. В настоящее время Федотов также не лишен возможности обеспечить себя и членов своей семьи жилым помещением по месту прохождения военной службы, поскольку, как следует из договора купли-продажи объекта незавершенного строительства, площадью 161,2 кв.м, степенью готовности 12%, расположенного на земельном участке общей площадью 663 кв.м, по адресу: <адрес>, стоимость объекта составила 300 000 рублей, что значительно меньше субсидии, полученной на приобретение жилого помещения.
Позиция ответчиков Федотова Д.Н., Федотовой Л.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, в соответствии с которой они, получив субсидию на приобретение жилого помещения, намерены уклониться от совершения действий, связанных с освобождением спорного жилого помещения, сохранить за собой право пользования им, не основана на нормах действующего законодательствах и условиях заключенного им соглашения, фактически свидетельствует о злоупотреблении ответчиками своими правами, что недопустимо в силу положений ст. 10 ГК РФ.
Более того, сохранение за Федотовым Д.Н. и членами его семьи права пользования занимаемым жилым помещением в г. Борисоглебске без достаточных правовых оснований повлечет нарушение прав других военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым данная квартира могла быть предоставлена для проживания.
При разрешении встречных исковых требований, суд приходит к следующему.
Обращаясь с встречными требованиями, Федотов Д.Н., Федотова Л.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, в качестве правовых оснований для признания соглашения об освобождении служебного помещения от 25.01.2018 недействительным ссылаются на положения ст.ст. 166, 168, 178 ГК РФ.
Между тем, ст.166 ГК РФ является общей нормой и не содержит оснований для признания сделки недействительной.
Согласно ст.168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Положения ст. 168 ГК РФ являются отсылочными, истцы по встречному иску в обоснование заявленных требований ссылаются на то, что оспариваемое соглашение противоречит ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Вместе с тем, соглашение об освобождении служебного помещения от 25.01.2018 условий, противоречащих указанной выше норме права не содержит, каким-либо образом права истцов по встречному иску не нарушает.
Кроме того, порядок и сроки освобождения военнослужащим служебного жилого помещения после получения жилищной субсидии законом или иными правовыми актами не предусмотрен, стороны вправе были заключить соглашение о сдаче жилого помещения на условиях по своему усмотрению.
В силу ч. 1 ст. 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения. Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности ее использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.
Федотовыми не представлено никаких доказательств того, что оспариваемая сделка была совершена под влиянием заблуждения.
Напротив, из объяснений Федотова Д.Н., данных им в ходе судебного разбирательства, следует, что заблуждений относительно предмета договора при заключении оспариваемого соглашения не имелось. Федотов и члены его семьи взяли на себя добровольное обязательство освободить занимаемое ими служебное помещение на предусмотренных договором основаниях при получении субсидии на приобретение жилого помещения.
Довод встречного иска о том, что статус жилого помещения, являющегося предметом соглашения, не соответствует статусу жилого помещения, в отношении которого он заключен, и, в отношении которого заключение подобных договоров рекомендовано Департаментом жилищного обеспечения МО РФ, является необоснованным, поскольку соглашение о сдаче жилого помещения заключено в отношении конкретного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного Федотову и членам его семьи по договору найма служебного жилого помещения от 29.02.2012.
Таким образом, встречные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства обороны РФ к Федотову Дмитрию Николаевичу, Федотовой Людмиле Николаевне, ФИО1, ФИО2 об устранении нарушений прав собственника в отношении служебного жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением, выселении, - удовлетворить.
Прекратить право пользования Федотова Дмитрия Николаевича, Федотовой Людмилы Николаевны, ФИО1, ФИО2 служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Выселить Федотова Дмитрия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, Федотову Людмилу Николаевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <данные изъяты>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении встречного иска Федотова Дмитрия Николаевича, Федотовой Людмилы Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании соглашения о сдаче жилого помещения недействительным, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Н.Б. Гуглева
Дело № 2-53/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2019 года г. Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи: Гуглевой Н.Б.,
при секретаре Панариной Ю.С.,
с участием прокурора Калашниковой М.А.,
ответчика Федотова Д.Н.,
представителя ответчика Злобина С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Министерства обороны РФ к Федотову Дмитрию Николаевичу, Федотовой Людмиле Николаевне, ФИО1, ФИО2 об устранении нарушений прав собственника в отношении служебного жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением, выселении, встречному иску Федотова Дмитрия Николаевича, Федотовой Людмилы Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании соглашения о сдаче жилого помещения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны РФ обратилось в Борисоглебский городской суд Воронежской области с иском, указывая, что ответчики незаконно удерживают служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставленное Федотову Д.Н. и членам его семьи на период прохождения военной службы во временное пользование до обеспечения жилым помещением на основании договора найма жилого помещения от 29.02.2012 № 01-23/2/131.
Указанное помещение является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ).
В соответствии с решением ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от 24.05.2018 № 03-28/721 о предоставлении Федотову Д.Н. и членам его семьи субсидии, на расчётный счёт последнего платёжным поручением от 30.05.2018 № перечислена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения, предусмотренная статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», как один из способов обеспечения жильём, в размере 7 085 145,60 рублей.
Из иска следует, что в соответствии с соглашением о сдаче жилого помещения от 25.01.2018 Федотов Д.Н. и члены его семьи взяли на себя обязательство в течение одного месяца с момента приобретения жилого помещения в счет денежных средств жилищной субсидии освободить занимаемое им жилое помещение и предоставить в уполномоченный орган: договор (ордер), на основании которого гражданин и члены его семьи занимают жилое помещение; выписку из домовой книги с отметкой о снятии с регистрационного учёта; копию финансового лицевого счёта с отметкой о его закрытии и отсутствии задолженности; копию акта приёма-передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию.
В нарушение условий указанного соглашения, жилое помещение Федотов Д.Н. и члены его семьи не освободили, лицевой счёт не закрыли, с регистрационного учёта по месту жительства в квартире не снялись, справку о сдаче жилого помещения, предусмотренную Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280, в уполномоченный жилищный орган - Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, не представили.
В адрес Федотова Д.Н. направлено уведомление о необходимости освобождения специализированного жилого помещения, которое получено им 01.11.2018.
Истец указывает в иске, что Федотов Д.Н. реализовал свое право на жилищное обеспечение от Министерства обороны России путем получения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, совместно с членами семьи принял на себя обязательство по освобождению спорного жилого помещения.
По утверждению истца, Федотов Д.И. и члены его семьи, длительное время не выполняя требования собственника (уполномоченного органа), действует недобросовестно, тем самым злоупотребляют своими правами, нарушая права собственника объекта недвижимости.
С учетом изложенных обстоятельств истец просит:
- устранить нарушения прав собственника в отношении служебного жилого помещения по адресу: <адрес> и прекратить право пользования Федотова Дмитрия Николаевича, Федотовой Людмилы Николаевны, ФИО1, ФИО2 указанным помещением;
- выселить Федотова Дмитрия Николаевича, Федотову Людмилу Николаевну, ФИО1, ФИО2 из служебного жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Ответчики, не согласившись с требованиями истца, обратились в суд со встречным иском, в котором указывают, что основанием иска МО РФ является соглашение о сдаче жилого помещения после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет от 25.01.2018, заключенное между Федотовым Д.Н., Федотовой Л.H., ФИО1 ФИО2, с одной стороны и уполномоченным органом МО РФ, с другой стороны.
По утверждению истцов данный договор является недействительным по следующим основаниям:
1. Предмет договора (статус жилого помещения о котором составлен договор), не соответствует статусу жилого помещения, в отношении которого он заключен и в отношении которого заключение подобных договоров рекомендовано Департаментом жилищного обеспечения МО РФ. Из названия оглашения и его текста однозначно следует, что предметом, указанным в соглашении, является жилое помещение, предоставленное гражданам по социальному найму. Спорное жилое помещение является служебным жилым помещением, следовательно, оспариваемое соглашение является недействительным, ввиду несоответствия статуса его предмета;
2. При заключении соглашения представитель Уполномоченного органа МО ФИО3, ввел ответчиков по первоначальному иску, истцов по встречному иску, в заблуждение, заявив, что заключаемое Соглашение прямо предусмотрено «Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы», утвержденным приказом МО РФ от 21 июля 2014 г № 510, о чем записано в п. 2 Соглашения. При этом для военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями, вышеуказанный Порядок соглашения о сдаче предоставленного им ранее служебного жилья при получении субсидии для покупки или строительства жилого помещения по избранному месту жительства не предусматривает.
3. Соглашение противоречит закону (ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), ограничивает права военнослужащего, относящегося к категории лиц, на весь период военной службы обеспечиваемых служебными жилыми помещениями и с момента получения субсидии и принятия решения на строительство жилого помещения по месту военной службы является оспоримым.
По утверждению истцов по встречному иску федеральное законодательство не содержит каких-либо ограничений на использование военнослужащими служебных жилых помещений до момента окончания ими военной службы, в том числе и при получении субсидии на покупку или строительство жилья в избранном месте жительства.
Из встречного иска следует, что соглашение о сдаче жилого помещения в том виде, в котором оно заключено 25 января 2018 года, было рекомендовано Департаментом жилищного обеспечения МО РФ и касалось только жилья, занимаемого гражданами по социальному найму. К служебным жилым помещениям, занимаемым военнослужащими, относящимися к категории обеспечиваемых служебными жилами помещениями на весь период военной службы оно применено быть не может, так как противоречит закону (ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») и незаконно ограничивает их право пользования предоставленным им служебным жильем до окончания ими срока военной службы.
31.01.2019 Федотов Д.Н. направил представителю Уполномоченного органа МО РФ, обращение с предложениями, принятие которых исключало бы в отношении Федотова и членов его семьи нарушения прав или охраняемых законом интересов.
По утверждению истцов по встречному иску до настоящего времени ответа на данное обращение не поступило.
С учетом изложенных во встречном иске обстоятельств, Федотов Дмитрий Николаевич, Федотова Людмила Николаевна, ФИО1, ФИО2 просят признать соглашение о сдаче жилого помещения после перечисления средств жилищной субсидии, заключенное 25 января 2018 года между Уполномоченным органом в лице действующего по доверенности ФИО3 и гражданами Федотовым Д.Н., Федотовой Л.H., ФИО1, ФИО2, недействительным.
Представитель Министерства обороны РФ, Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Федотова Л.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, представитель администрации БГО в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От Федотовой Л.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие.
Федотов Д.Н., его представитель Злобин С.М., против удовлетворения иска Министерства обороны РФ к Федотову Дмитрию Николаевичу, Федотовой Людмиле Николаевне, ФИО1, ФИО2 об устранении нарушений прав собственника в отношении служебного жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением, выселении – возражали, встречные исковые требования к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании соглашения о сдаче жилого помещения недействительным – поддержали.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Борисоглебской межрайпрокуратуры Калашниковой М.А., полагавшей исковые требования Министерства обороны РФ к Федотову Дмитрию Николаевичу, Федотовой Людмиле Николаевне, ФИО1, ФИО2 об устранении нарушений прав собственника в отношении служебного жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением, выселении, подлежащими удовлетворению, а встречные требования Федотова Дмитрия Николаевича, Федотовой Людмилы Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании соглашения о сдаче жилого помещения недействительными – не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Договор найма служебного жилого помещения в силу ст. 104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации. Жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к жилым помещениям маневренного фонда на основании приказа Министра обороны РФ. (л.д.35-37)
Федотов Д.Н. с 06.11.2004 по настоящее время проходит военную службу в различных воинских частях, в настоящее время – в Учебной авиационной базе (2 разряда, )
29.02.2012 военнослужащему Федотову Д.Н. и членам его семьи – Федотовой Л.Н. (жене), ФИО1 (сын), ФИО2 (сын), было предоставлено во временное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в связи с прохождением военной службы, сроком до 06.11.2019. (л.д.80)
В настоящее время Федотов Д.Н. и члены его семьи зарегистрированы в спорном жилом помещении. (л.д.41-44)
25.01.2018 между ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» и Федотовой Л.Н., Федотовым Д.Н., действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, было заключено соглашение о сдаче жилого помещения после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, согласно которому они взяли на себя обязательство в течение одного месяца с момента приобретения жилого помещения за счет денежных средств жилищной субсидии, но не позднее четырех месяцев с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет Федотова Д.Н. освободить жилое помещение по адресу: <адрес>. (л.д.13-14)
Таким образом, указанным соглашением сторонами фактически изменены условия договора найма служебного жилого помещения включением в него дополнительного основания прекращения права пользования квартирой.
Решением №03-28/721 от 24.05.2018 Федотову Д.Н. и членам его семьи была предоставлена субсидия для приобретения жилого помещения в размере 7085145 рублей 60 копеек. (л.д.11-12)
30.05.2018 на счет Федотова Д.Н. перечислена субсидия на приобретение (строительство) жилья в соответствии с приказом МО РФ №510 от 2014 по решению №03-28/721 от 24.05.2018 в размере 7085145 рублей 60 копеек. (л.д.15)
После получения субсидии ответчики не признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в обеспечении служебным жилым помещением, доказательств обратного суду не представлено.
23.08.2018 на основании договора купли-продажи, за счет средств предоставленной субсидии Федотов Д.Н. приобрел в собственность объект незавершенного строительства, площадью 161,2 кв.м, степенью готовности 12%, расположенный на земельном участке общей площадью 663 кв.м, по адресу: <адрес>.(л.д.68-70, 73-75)
14.12.2018 Федотову Д.Н. администрацией БГО выдано уведомление №100-2018 о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке (л.д.72).
Таким образом, Федотов Д.Н. и члены его семьи обеспечены субсидией на приобретение жилого помещения за счет средств Минобороны РФ, однако продолжают занимать спорное жилое помещение. Добровольный срок освобождения и сдачи спорного жилого помещения истек 30.09.2018.
При этом ответчики не относятся к категориям граждан, выселение которых из спорного жилого помещения не допускается без предоставления другого жилого помещения.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
По правилам абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу положений п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15 ФЗ).
Из приведенных норм следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
В соответствии с п. 4 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04 мая 1999 г. N 487, жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - до окончания военной службы по призыву.
При окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими или увольнении с военной службы по призыву - для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - жилищный договор прекращает свое действие.
В случае заключения военнослужащими новых контрактов о прохождении военной службы командиры (начальники) воинских частей обязаны заключить с этими военнослужащими новые жилищные договоры на условиях не хуже условий предыдущих жилищных договоров.
При направлении военнослужащих к новому месту службы жилищный договор сохраняет свое действие.
В соответствии с п. 5, указанного Положения, жилищный договор расторгается в случаях:
досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Жилищный договор может быть расторгнут по соглашению сторон. В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.
Возможность расторжения договора найма специализированного жилого помещения по соглашению сторон допускается также положениями 101 ЖК РФ.
Поскольку ответчик и члены его семьи, подписав соглашение, выразили согласие и приняли обязательство в добровольном порядке освободить занимаемое ими жилое помещение не позднее 4-х месяцев с момента перечисления денежных средств на счет Федотова Д.Н., у ответчика и членов его семьи законных оснований для пользования служебным помещением не имеется.
При указанных обстоятельствах исковые требования Министерства обороны РФ к Федотову Дмитрию Николаевичу, Федотовой Людмиле Николаевне, ФИО1, ФИО2 об устранении нарушений прав собственника в отношении служебного жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением, выселении, подлежат удовлетворению.
Довод Федотова о том, что субсидия была реализована на приобретение незавершенного строительством объекта, завершение которого планируется к 2021 году, в связи с чем он и члены его семьи не являются обеспеченными постоянным жильем, являются несостоятельными, поскольку подписав соглашение, ответчики приняли на себя обязательства по освобождению занимаемого жилого помещения после получения субсидии.
Довод о том, что Федотов является военнослужащим, он не состоит в плане увольнения на 2019 год и перевод его новому месту службы не планируется, следовательно, он имеет право на предоставление служебного жилого помещения на период работы, не является правовым основанием для сохранения за ответчиками права пользования спорным жилым помещением.
На дату заключения договора купли-продажи объекта незавершенного строительства, Федотов являлся военнослужащим, имел возможность купить готовое жилье по месту прохождения службы на выделенную субсидию. В настоящее время Федотов также не лишен возможности обеспечить себя и членов своей семьи жилым помещением по месту прохождения военной службы, поскольку, как следует из договора купли-продажи объекта незавершенного строительства, площадью 161,2 кв.м, степенью готовности 12%, расположенного на земельном участке общей площадью 663 кв.м, по адресу: <адрес>, стоимость объекта составила 300 000 рублей, что значительно меньше субсидии, полученной на приобретение жилого помещения.
Позиция ответчиков Федотова Д.Н., Федотовой Л.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, в соответствии с которой они, получив субсидию на приобретение жилого помещения, намерены уклониться от совершения действий, связанных с освобождением спорного жилого помещения, сохранить за собой право пользования им, не основана на нормах действующего законодательствах и условиях заключенного им соглашения, фактически свидетельствует о злоупотреблении ответчиками своими правами, что недопустимо в силу положений ст. 10 ГК РФ.
Более того, сохранение за Федотовым Д.Н. и членами его семьи права пользования занимаемым жилым помещением в г. Борисоглебске без достаточных правовых оснований повлечет нарушение прав других военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым данная квартира могла быть предоставлена для проживания.
При разрешении встречных исковых требований, суд приходит к следующему.
Обращаясь с встречными требованиями, Федотов Д.Н., Федотова Л.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, в качестве правовых оснований для признания соглашения об освобождении служебного помещения от 25.01.2018 недействительным ссылаются на положения ст.ст. 166, 168, 178 ГК РФ.
Между тем, ст.166 ГК РФ является общей нормой и не содержит оснований для признания сделки недействительной.
Согласно ст.168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Положения ст. 168 ГК РФ являются отсылочными, истцы по встречному иску в обоснование заявленных требований ссылаются на то, что оспариваемое соглашение противоречит ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Вместе с тем, соглашение об освобождении служебного помещения от 25.01.2018 условий, противоречащих указанной выше норме права не содержит, каким-либо образом права истцов по встречному иску не нарушает.
Кроме того, порядок и сроки освобождения военнослужащим служебного жилого помещения после получения жилищной субсидии законом или иными правовыми актами не предусмотрен, стороны вправе были заключить соглашение о сдаче жилого помещения на условиях по своему усмотрению.
В силу ч. 1 ст. 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения. Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности ее использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.
Федотовыми не представлено никаких доказательств того, что оспариваемая сделка была совершена под влиянием заблуждения.
Напротив, из объяснений Федотова Д.Н., данных им в ходе судебного разбирательства, следует, что заблуждений относительно предмета договора при заключении оспариваемого соглашения не имелось. Федотов и члены его семьи взяли на себя добровольное обязательство освободить занимаемое ими служебное помещение на предусмотренных договором основаниях при получении субсидии на приобретение жилого помещения.
Довод встречного иска о том, что статус жилого помещения, являющегося предметом соглашения, не соответствует статусу жилого помещения, в отношении которого он заключен, и, в отношении которого заключение подобных договоров рекомендовано Департаментом жилищного обеспечения МО РФ, является необоснованным, поскольку соглашение о сдаче жилого помещения заключено в отношении конкретного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного Федотову и членам его семьи по договору найма служебного жилого помещения от 29.02.2012.
Таким образом, встречные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства обороны РФ к Федотову Дмитрию Николаевичу, Федотовой Людмиле Николаевне, ФИО1, ФИО2 об устранении нарушений прав собственника в отношении служебного жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением, выселении, - удовлетворить.
Прекратить право пользования Федотова Дмитрия Николаевича, Федотовой Людмилы Николаевны, ФИО1, ФИО2 служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Выселить Федотова Дмитрия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, Федотову Людмилу Николаевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <данные изъяты>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении встречного иска Федотова Дмитрия Николаевича, Федотовой Людмилы Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании соглашения о сдаче жилого помещения недействительным, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Н.Б. Гуглева