Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2014 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Высотиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора города Новый Уренгой, действующего в интересах ФИО2, к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу об обеспечении путёвкой для прохождения санаторно-курортного лечения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Новый Уренгой, действующий в интересах ФИО2, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности обеспечить ФИО2, являющегося инвалидом, путёвкой для прохождения санаторно-курортного лечения в целях профилактики основного заболевания.
В обоснование требований иска указал, что Бюро № филиала ФКУ "ГБ МСЭ по ЯНАО" серия МСЭ-2006 № ФИО2 установлена вторая группа инвалидности, бессрочно.
В июне 2011 года ФИО2 обратился в региональное отделение Фонда социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу для обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основного заболевания. Однако путёвкой для прохождения санаторно-курортного лечения обеспечен не был.
В судебном заседании помощник прокурора города Салехард Мосиявич О.В., действующая на основании поручения прокурора города Новый Уренгой, на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО2 в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФИО6, действующий по доверенности, подтвердил, что путёвкой ФИО2 не обеспечивался с 2010 года, однако истцу необходимо предоставить соответствующую справку.
Заслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав представленные документы, суд приходит к следующим выводам.
Так, Конституцией Российской Федерации провозглашено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (часть 2 статьи 7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации - определены Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статьёй 2 названного Закона установлено, что социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно положений статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.
Статьёй 10 упомянутого Закона установлено, что Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года № 2347-р утверждён федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, к которым наряду с иными относится санаторно-курортное лечение.
В соответствии с пунктом 8 части 6.1 и пунктами 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Статья 6.3. названного выше Федерального закона определяет порядок предоставления социальных услуг - учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением утверждён приказом Минздравсоцразвития РФ № 328 от 29.12.2004 года.
Так, согласно пунктов 3.3, 3.7 и 3.8 Порядка, при наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ, которые заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда выдают гражданам санаторно-курортные путёвки, соответствующие заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. Путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются фондом социального страхования РФ.
Судом при рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что на основании справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ Бюро № - Филиала Федерального казённого учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу" ФИО2 является инвалидом второй группы бессрочно.
Согласно справке Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Однако, как следует из материалов дела, ФИО2 с начала 2010 года и по настоящее время не обеспечивался путёвкой для льготных категорий граждан, что представителем ответчика не отрицалось. Тогда как предоставление медицинской справки для получения путёвки не исключается при непосредственном распределении.
Анализируя изложенное, учитывая указанные выше положения законодательства о социальной защите инвалидов, а также то обстоятельство, что не предоставлением ответчиком путёвки для прохождения санаторно-курортного лечения нарушаются права и законные интересы гражданина, являющегося инвалидом, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить ФИО2 соответствующей путёвкой.
Согласно статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку при подаче искового заявления прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, она подлежит взысканию в бюджет с ответчика, не освобождённого от её уплаты.
Таким образом, с ответчика в бюджет также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обеспечить ФИО2 путёвкой для прохождения санаторно-курортного лечения.
Взыскать с Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, прокурором представления через Салехардский городской суд.
Председательствующий Т.Ю. Щепкина