РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 августа 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
судьи Энгеля А.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4230/2019 по административному иску ФИО5 к ОСП Центрального района г.Тольятти Самарской области об оспаривании бездействия судебных приставов,
установил:
Административный истец ФИО5, обратившись в суд с названным иском, указал, что в ОСП Центрального района предъявлен исполнительный документ ФС №, выданный ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом Самарской области. До настоящего времени требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены. Меры принудительного характера, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, направленные на исполнение требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем длительное время не предпринимаются, требования исполнительного документа не исполняются, процессуальные документы, уведомления в адрес взыскателя не поступают.
Просит признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Центрального района г.Тольятти УФССП России по Самарской области выразившиеся в непринятии мер, направленных на принятие и исполнение исполнительного документа ФС №, от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным; обязать устранить допущенные нарушения путем принятия к производству исполнительного документа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий в отношении должника ООО «Елисеич» № по исполнительному документу.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель административного ответчика судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов Центрального района г.о.Тольятти Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области ФИО3, действующая по доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что судебным приставом-исполнителем произведены все необходимые исполнительные действия, о чем взыскателю сообщалось.
ОСП Центрального района г.Тольятти УФССП России по Самарской области, УФССП по Самарской области, ООО «Елисеич» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (часть 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом Самарской области выдан исполнительный лист ФС № от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о взыскании с ООО «Елисеич» в пользу ИП ФИО5 судебных расходов по делу по иску ИП ФИО5 к ООО «Елисеич» в размере 10 925, 04 руб. Адрес должника: <адрес> А.
ДД.ММ.ГГГГ представителем ФИО5 ФИО4 исполнительный лист направлен в ОСП по Автозаводскому району № УФФСП России по Самарской области. Затем (дата не указана), оригинал исполнительного листа перенаправлен в ОСП Центрального района г.Тольятти для исполнения по территориальности.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист ФС № от ДД.ММ.ГГГГ поступил судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов Центрального района г.Тольятти УФССП России по Самарской области ФИО3
Статьей 36 Закона РФ «Об исполнительном производстве» определено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно статье 30 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии со статьей 64 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов Центрального района г.Тольятти УФССП России по Самарской области ФИО3 возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Арбитражным судом Самарской области о взыскании 10 925, 04 руб. с должника – ООО «Елисеич», <адрес>А.
Статья 64 Закона об исполнительном производстве, содержит перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать для создания условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 98 ФЗ «Об исполнительном производстве», для обращения взыскания на периодические выплаты, получаемые должником необходимо установить факт отсутствия и недостаточности у должника денежных средств и имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
При отсутствии у должника имущества, на которое возможно обратить взыскания по исполнительному документу, а также при установлении места получения дохода копия исполнительного документа будет незамедлительно направлена на удержание.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства, постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) направлены сторонам исполнительного производства: взыскателю – для сведения, должнику для — исполнения (простой почтовой корреспонденцией), что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений.
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем направлены запросы в регистрирующие органы, кредитные организации с целью установления имущественного положения должника.
Согласно поступившим ответам из кредитных организаций, а именно АКБ «Абсолют Банк» (ОАО), АО «ДОМ.РФ», АО «Райффайзенбанк», АО «СМП Банк», АО «АБ «РОССИЯ», АО «Тинькофф Банк», АО КБ «Солидарность», Банк «Возрождение» (ПАО), Банк ГПБ (АО), ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ПАО «МОСОБЛБАНК», ПАО «Почта Банк», ПАО Банк ЗЕНИТ, ПАО КБ «Восточный», Филиал ПАО АКБ «Связь-Банк», АККСБ «КС БАНК», АО «АЛЬФА-БАНК», АО АКБ «Экспресс-Волга», Банк «ТРАСТ» (ПАО), Банк ВТБ (ПАО), КБ «Локо-Банк» (АО), Калужский газовый и энергетический акционерный банк «Газэнергобанк» (ОАО), ОАО «СКБ-Банк», ООО «Русфинанс Банк», ООО КБЭР «Банк Казани», ПАО «Совкомбанк», ПАО «АК БАРС» Банк, ПАО «Запсибкомбанк», ПАО «МТС-Банк», ПАО «Промсвязьбанк» информация о наличии открытых расчетных счетов за должником отсутствует.
Ответы из кредитных организаций, а именно Головного офиса Банка ПАО ФК «Открытие», ПАО РОСБАНК, ОАО «Россельхозбанк», Банк ГПБ (АО), ПАО «Банк Уралсиб», ПАО «Крайинвестбанк» не поступили.
Согласно ответу ОАО «Сбербанк России» на имя должника открыт счет, с остатком денежных средств на счете 0,00 рублей.
Из пояснений судебного пристава-исполнителя следует, что документы по исполнительному производству направлялись в адрес взыскателя.
В соответствии с п. 15 Постановления пленума Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ №, неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный ФЗ № «Об исполнительном производстве» (2-х месячный) само по себе не может быть основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Доводы административного истца о том, что судебный пристав-исполнитель не предприняла никаких мер по возбуждению исполнительного производства и совершения исполнительных действий в отношении должника ООО «Елисеич» № по исполнительному документу ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, опровергнуты установленными по делу доказательствами и не доказаны административным истцом.
В материалы настоящего дела административным ответчиком представлено исполнительное производство, анализ которого свидетельствует о совершении судебным приставом-исполнителем комплекса действий, в результате которых судебное решение исполняется в рамках Закона РФ «Об исполнительном производстве». Доказательств обратного административным истцом не представлено, следовательно, в удовлетворении административного иска необходимо отказать.
Судебным приставом-исполнителем на основании ст. 64 Закона «Об исполнительном производстве» направлены запросы в регистрирующие органы на предмет выявления имущества, зарегистрированного за должником на праве собственности, и в банки на предмет розыска открытых расчетных счетов, принадлежащих должнику.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем приняты меры предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по установлению местонахождения должника и его имущества, которые не противоречат положениям настоящего Закона. Судебный пристав-исполнитель незаконного бездействия не допустил, его действия соответствуют требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". При этом, что с момента возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем предпринимались все возможные меры по исполнению требований исполнительного документа, а то обстоятельство, что исполнительное производство продолжается свыше срока, предусмотренного ст. 36 ФЗ "Об исполнительном производстве", не может свидетельствовать о бездействии судебных приставов-исполнителей, поскольку данный срок не является пресекательным, так как законодательство об исполнительном производстве не устанавливает последствий нарушения данного срока, и с его истечением не происходит прекращение исполнительных действий.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Таким образом, под бездействием следует понимать неисполнение судебным приставом-исполнителем обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностной инструкцией, положениями, регламентами, приказами).
Материалами дела установлено, что судебным приставом-исполнителем совершались исполнительные действия по отысканию денежных средств и имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. Административным истцом не приведены обстоятельства, которые свидетельствовали бы, что судебный пристав-исполнитель мог совершить какие-то исполнительные действия, применить какие-либо меры принудительного взыскания, но не сделал этого.
С учетом изложенного, в удовлетворении административного иска необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14,175-178 КАС РФ,
решил:
Отказать в удовлетворении административного иска ФИО5 к ОСП <адрес> об оспаривании бездействия судебных приставов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: