РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2021года г.Тула
Привокзальный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Потапова Н.В.
при секретаре Рогожиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-1153/2021 по исковому заявлению Алпатова Руслана Валерьевича к Администрации г. Тулы о прекращении права собственности на земельный участок и нежилое здание (гараж), признании права собственности на земельный участок и нежилое здание (гараж),
установил:
истец Алпатов Р.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Тулы о прекращении права собственности на земельный участок и нежилое здание (гараж), признании права собственности на земельный участок и нежилое здание (гараж). Свои исковые требования мотивирует тем, что он Алпатов Руслан Валерьевич, является единственным акционером закрытого акционерного общества «АИДА» (далее - ЗАО «АИДА»).
дата ЗАО «АИДА» было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в связи с наличием в реестре записи о недостоверности, на основании ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Между тем, после исключения ЗАО «АИДА» из ЕГРЮЛ регистрирующим органом, осталось следующее недвижимое имущество:
-земельный участок с кадастровым номером * общей площадью 1 051,00 кв. м., расположенный по <адрес>
-нежилое здание (гараж) с кадастровым номером *, назначение: объекты нежилого назначения, 1- этажный (подземных этажей - 0), общей площадью 270,3 кв. м., инв. *, лит. А, адрес: <адрес>
Указывает, что поскольку ЗАО «АИДА» фактически ликвидировано, то он как единственный акционер имеет право получить имущество, принадлежащее ЗАО «АИДА» в порядке ст. ст. 6, 63 ГК РФ (по аналогии закона).
ЗАО «АИДА» не имеет задолженностей перед контрагентами, не имеет задолженности по обязательным платежам, у общества нет неоконченных исполнительных производств.
Истец отмечает, что в связи с тем, что ЗАО «АИДА» исключено из ЕГРЮЛ, то он как единственный акционер вправе защитить свои права путем предъявления иска в суд о признании права собственности на недвижимое имущество (по аналогии п.7 ст.63 ГК РФ).
Учитывая то, что право собственности на спорное недвижимое имущество зарегистрировано за ЗАО «АИДА», то для исполнения решения суда будет необходимо прекратить право собственности на указанное имущество за обществом.
На основании вышеизложенного истец просит суд прекратить право собственности закрытого акционерного общества «АИДА» (ИНН *, ОГРН *) на следующие объекты недвижимого имущества:
- земельный участок с кадастровым номером * общей площадью 1 051,00 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>
- нежилое здание (гараж) с кадастровым номером *, назначение: объекты нежилого назначения, 1- этажный (подземных этажей - 0), общей площадью 270,3 кв. м., инв. *, лит. А, адрес: <адрес>
Признать за ним, Алпатовым Русланом Валерьевичем, право собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
- земельный участок с кадастровым номером * общей площадью 1 051,00 кв. м., расположенный по адресу<адрес>
- нежилое здание (гараж) с кадастровым номером *, назначение: объекты нежилого назначения, 1- этажный (подземных этажей - 0), общей площадью 270,3 кв. м., инв. *, лит. А, адрес: <адрес>
Истец Алпатов Р.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором просил заявленные исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика Администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представил, об отложении рассмотрения дела не просил. Письменный отзыв или возражения суду не представил.
Суд на основании положений ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав собранные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право пожизненного хозяйственного ведения, право оперативного управления, право наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
На основании п.1 ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (п.7 ст.63 ГК РФ).
Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает в ст. 21.1 «Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа», что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом (пункт 1).
Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Судом установлено, что истец Алпатов Р.В., является единственным акционером закрытого акционерного общества «АИДА», что подтверждается уставом ЗАО «АИДА», выпиской из реестра акционеров ЗАО «АИДА», приказом * от дата о назначении Алпатова Р.В. директором, а также выпиской из ЕГРЮЛ.
дата ЗАО «АИДА» было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с наличием в реестре записи о недостоверности, на основании ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Из материалов дела судом усматривается, что после исключения ЗАО «АИДА» из ЕГРЮЛ регистрирующим органом, осталось следующее недвижимое имущество: земельный участок с кадастровым номером * общей площадью 1 051,00 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> нежилое здание (гараж) с кадастровым номером *, назначение: объекты нежилого назначения, 1- этажный (подземных этажей - 0), общей площадью 270,3 кв. м., инв. *, лит. А, адрес: <адрес>, <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно сведений с официального сайта Федеральной службы судебных приставов России в отношении ЗАО «АИДА» неоконченных исполнительных производств не имеется, что также подтверждается ответом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тульской области, в котором указано, что в Межрайонном ОСП по ИОИП находилось исполнительное производство *-ИП от дата в отношении ЗАО «Аида» о взыскании налогов и сборов, включая пени на сумму 55,18 рублей, назначенного согласно акту МИФНС № 12 по Тульской области.
дата года данное производство было окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа. Задолженность полностью оплачена, производство уничтожено в связи с истечением срока хранения.
Также в Межрайонном ОСП по ИОИП находилось исполнительное производство *-ИП от дата в отношении ЗАО «Аида» о взыскании исполнительского сбора на сумму 10 000 рублей, назначенного согласно постановлению судебного пристава-исполнителя от дата.
дата года данное производство было окончено в связи с невозможностью взыскания.
Согласно представленной справке * по состоянию на дата год о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам за ЗАО «АИДА» задолженностей не имеется.
Таким образом, ЗАО «АИДА» не имеет задолженностей перед контрагентами, не имеет задолженности по обязательным платежам, у общества нет неоконченных исполнительных производств, доказательств обратному суду не представлено.
Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследовавшимися в судебном заседании письменными доказательствами.
Статья 62 ГК РФ предусматривает, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в Единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (ч. 9 указанной статьи).
Статьей 22 ФЗ №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определен порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц
Согласно ч. 7 указанной статьи, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 ФЗ №129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Таким образом, правоспособность ЗАО «АИДА» прекращена дата, при этом, у Алпатова Р.В. отсутствует возможность восстановления нарушенного права, как единственного учредителя ЗАО «АИДА» и фактического собственника оспариваемого имущества, приобрести право собственности на имущество, которое имеет собственник, в лице ЗАО «АИДА», на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества в установленном законом порядке, в связи с утратой правоспособности ЗАО «АИДА».
Кроме того, судом достоверно установлено, что Алпатов Р.В. является единственным учредителем ЗАО «АИДА» и имеет право на получение имущества, оставшегося после его ликвидации.
При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.
В силу п.1 ст.333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, Администрация г. Тулы освобождена от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления и государственный орган, и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Прекратить право собственности закрытого акционерного общества «АИДА» (ИНН *, ОГРН *) на следующие объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером * общей площадью 1 051,00 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>; нежилое здание (гараж) с кадастровым номером *, назначение: объекты нежилого назначения, 1- этажный (подземных этажей - 0), общей площадью 270,3 кв. м., инв. *, лит. А, адрес: <адрес>
Признать за Алпатовым Русланом Валерьевичем право собственности на следующие объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером * общей площадью 1 051,00 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> нежилое здание (гараж) с кадастровым номером *, назначение: объекты нежилого назначения, 1- этажный (подземных этажей - 0), общей площадью 270,3 кв. м., инв. *, лит. А, адрес: <адрес>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Потапова