Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2013 года г.Тула
Привокзальный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Щербаковой Л.А.,
при секретаре Локтионовой Е.В.,
с участием
представителя истца Тульской таможни, по доверенности Рыкалиной Л.А., представителя истца Тульской таможни по доверенности Швачич Н.Н.,
представителя ответчика Кузнецова В.В. по доверенности Оболенцева С.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-183/13 по иску Тульской таможни к Кузнецову В.В. о взыскании таможенных платежей и пеней,
у с т а н о в и л:
Тульская таможня обратилась в суд с иском к Кузнецову В.В. о взыскании таможенных платежей и пеней, мотивируя свои требования тем, что ответчик Кузнецов В.В. с целью таможенного оформления ввезенного товара: автобуса марки МАН тип NL-202, идентификационный номер № страна происхождения- Германия, код товара по ТН ВЭД России – №, заявленной таможенной стоимостью ** рублей, объём двигателя – 3895 см3; автобуса марки МАН, VIN №, страна происхождения – Германия, код товара по ТН ВЭД России – №, заявленной таможенной стоимостью ** рублей, объём двигателя в ГТД – 3895 см3, автобуса марки МАН, тип NL 202-1", VIN №, страна происхождения – Германия, код товара по ТН ВЭД России – №, заявленной таможенной стоимостью ** рублей, объём двигателя 3895 см3 подал на Тульский таможенный пост грузовые таможенные декларации №, №, №.
Указанный товар был выпущен таможенным органом. На транспортные средства были выданы паспорта транспортных средств №, №, №.
По ГТД №; ГТД №; ГТД № Тульской таможней на основании статей 361, 363, 367 Таможенного кодекса Российской Федерации, действующего в указанный период, была проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении.
В результате проведенной проверки таможней были получены письма ООО «МАН Автомобили России» от 14.08.2008 года №, от 18.05.2008 года №, свидетельствующие о предоставлении ответчиком при таможенном декларировании недостоверных сведений об объеме двигателей автобусов, а именно, на автобусы были установлены двигатели объемом 6871 куб.см.
Истцом было установлено занижение объема двигателей автобусов, что повлияло на размер подлежащих уплате таможенных платежей. Указанные обстоятельства отражены в заключениях таможни от 22.08.2008 года №, от 12.11.2008 года №, от 08.12.2008 года № по результатам проверки документов и сведений после выпуск товаров.
Факт обнаружения неполной уплаты таможенных платежей зафиксирован актами Тульской таможни от 13.05.2010 года №; №, №. В связи с занижением объема двигателей на указанные транспортные средства была занижена и база для исчисления таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. В этой связи таможней было произведено доначисление причитающихся к уплате таможенных платежей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006года № 718 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» в отношении ввезенного товара подлежит уплате таможенная пошлина по ставке 3 евро за 1 куб.см. объема двигателя.
В соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении ввезенного товара подлежит уплате НДС по ставке 18%.
Разница между подлежащими уплате и фактически уплаченными таможенными платежами составляет: по ГТД № – 367157,73 рублей; по ГТД № – 377640,09 рублей; по ГТД № – 375087,46 рублей.
Сумма подлежащих доплате таможенных платежей составляет -** рублей.
Размер сумм пеней составляет ** рублей.
В адрес Кузнецова В.В. были направлены требования об уплате таможенных платежей от 20.05.2010 года №, №, №, в которых должнику было предложено погасить задолженность по уплате ввозной таможенной пошлины, НДС добровольно в срок, не позднее 20 календарных дней со дня получения указанных требований.
Направленные требования Кузнецовым В.В. исполнены не были.
Согласно представленному расчету задолженности на день подачи искового заявления у Кузнецова В.В. имеется задолженность по уплате таможенных платежей в сумме ** рублей, пени в сумме ** рублей, всего ** рублей.
До настоящего времени таможенные платежи и пени ответчиком не уплачены.
Требования об уплате таможенных платежей были направлены ответчику 20.05.2010 года.
Истец просит взыскать с Кузнецова В.В. в пользу Тульской таможни для перечисления в Федеральный бюджет неуплаченные таможенные платежи в сумме ** рублей и пени в сумме ** рублей, а всего ** рублей.
В судебном заседании представитель истца Тульской таможни по доверенности Рыкалина Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила исковые требования удовлетворить. Пояснила, что Тульской таможней на основании статей 361, 363, 367 Таможенного кодекса Российской Федерации, действующего в указанный период, была проведена проверка документов и сведений, представленных Кузнецовым В.В. при таможенном оформлении ввезенного товара - автобусов. В результате проведенной проверки таможней были получены сведения, свидетельствующие о предоставлении ответчиком при таможенном декларировании недостоверных сведений об объеме двигателей автобусов, а именно на автобусы были установлены двигатели объемом 6871 куб.см. В связи с чем, было установлено занижение объема двигателей автобусов, что повлияло на размер подлежащих уплате таможенных платежей. Указанные обстоятельства отражены в заключениях таможни от 22.08.2008 года №, от 12.11.2008 года №, от 08.12.2008 года № по результатам проверки документов и сведений после выпуск товаров. По результатам проверки, Тульской таможней в адрес Кузнецова В.В. были направлены требования об уплате таможенных платежей от 20.05.2010 года №, №, №, в которых должнику было предложено погасить задолженность по уплате ввозной таможенной пошлины, НДС, однако, требования оставлены без исполнения. Поскольку в ТК России отсутствуют нормы, устанавливающие срок для обращения таможенных органов в суд с целью взыскания таможенных платежей в принудительном порядке, следовательно, в соответствии с п.1 ст.3 ТК России, подлежат применению нормы законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Считает, что Тульской таможней в установленный срок были выставлены и направлены в адрес ответчика Кузнецова В.В. требования об уплате таможенных платежей, в связи с чем, срок на обращение в суд с иском о взыскании с Кузнецова В.В. неуплаченных таможенных платежей и пеней, не пропущен. Просила взыскать с Кузнецова В.В. в пользу Тульской таможни для перечисления в Федеральный бюджет неуплаченные таможенные платежи в сумме ** рублей и пени в сумме ** рублей, а всего ** рублей.
В судебном заседании представитель истца Тульской таможни по доверенности Швачич Н.Н. поддержала исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Поддержала все вышесказанное представителем Тульской таможни по доверенности Рыкалиной Л.А. Просила взыскать с Кузнецова В.В. в пользу Тульской таможни для перечисления в Федеральный бюджет неуплаченные таможенные платежи в сумме ** рублей, пени в сумме ** рублей, а всего ** рублей.
В судебное заседание ответчик Кузнецов В.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судебной повесткой, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
В судебном заседании представитель ответчика Кузнецова В.В. по доверенности Оболенцев С.Ф. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. Пояснил, что Кузнецов В.В. с целью таможенного оформления ввезенного товара: автобуса марки МАН тип NL-202, идентификационный номер №, страна происхождения Германия, код товара по ТН ВЭД - №, заявленной таможенной стоимостью ** рублей, объем двигателя 3895 см3; автобуса марки МАН, идентификационный номер **, страна происхождения Германия, код товара по ТН ВЭД - №, заявленной таможенной стоимостью ** рублей, объем двигателя 3895 см3; автобуса марки МАН, тип NL202-1 идентификационный номер №, страна происхождения Германия, код товара по ТН ВЭД - №, заявленной таможенной стоимостью ** рублей, объем двигателя 3895 см3, подал на Тульский таможенный пост грузовые таможенные декларации №, №, №. Тульской таможней, в рамках требований ст.ст. 361, 363, 367 Таможенного кодекса Российской Федерации проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении. В результате проверки установлено, что Кузнецовым В.В. при таможенном оформлении были заявлены недостоверные сведения об объеме двигателей автобусов, а именно на автобусы были установлены двигатели объемом 6871 см3. Занижение объема двигателей при таможенном оформлении, повлияло на размер подлежащих уплате таможенных платежей. Результаты проведенной проверки отражены в заключениях таможни от 22.08.2008 года №; от 12.11.2008 года №; от 08.12.2008 года №.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 настоящего Кодекса. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Определение таможенной стоимости товаров таможенным органом не является самостоятельной процедурой, это этап общей процедуры контроля таможенной стоимости.
В силу статьи 323 Кодекса данная процедура является единой и завершается определением фактической величины стоимости товара. Следовательно, в течение года после выпуска товара должно быть не только принято решение о несогласии с заявленными сведениями, но и проведены все действия, связанные с определением новой таможенной стоимости товара.
Правила заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей установлены в Инструкции о порядке заполнения форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (Приложение № 2 к Приказу ФТС России от 20.09.2007года № 1166).
Согласно пункту 16 данной Инструкции в графе Д «Таможенный контроль» при корректировке (определении) таможенной стоимости товаров проставляют свою подпись и дату начальники структурных подразделений таможенного органа, принимавших в соответствии со своей компетенцией решения о корректировке (определении) заявленных в ГТД сведений (при отсутствии структурных подразделений свою подпись и дату проставляет начальник таможенного органа или лицо, его замещающее).
В связи с тем, что начисление таможенных платежей невозможно без решения отдела таможенных платежей, фактической датой завершения оформления корректировки таможенной стоимости (далее КТС), формализующего решение о корректировке таможенной стоимости, по ГТД № является 23.08.2008 года, по ГТД № является 14.11.2008 года, по ГТД № является 18.12.2008 года.
Годичный срок является пресекательным, обеспечивающим стабильность внешнеторгового оборота и определенность таможенных правоотношений. За пределами этого срока мероприятия таможенного контроля недопустимы.
Поскольку товар выпущен в свободное обращение 23.08.2007 года, 14.11.2007 года, 18.12.2007 года, а решение о корректировке таможенной стоимости принято по истечении годичного срока, данное решение и выставленное на его основании требование об уплате таможенных платежей являются незаконными.
Тульской таможней 20.05.2010 года выставлено требование к Кузнецову В.В. об уплате таможенных платежей.
Российским законодательством установлено, на основании пункта 1 статьи 3 Таможенного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации таможенным органам при определении сроков давности для обращения в суды с исками о взыскании подлежащих уплате таможенных платежей необходимо руководствоваться положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающими срок для взыскания в судебном порядке не уплаченного физическим лицом налога, равный 6 месяцам.
Тульская таможня обратилась в суд с иском о взыскании с Кузнецова В.В. таможенных платежей в размере 1119885,28 рублей и пеней в размере 640471,39 рублей, по истечении установленного законом срока взыскания подлежащих уплате таможенных платежей, следовательно, иск таможни не подлежит рассмотрению в судебном порядке в связи с пропуском процессуального срока на обращение с данным иском в суд.
В силу ст.167 ГПК Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося ответчика Кузнецова В.В.
Выслушав пояснения представителей истца Тульской таможни по доверенности Рыкалиной Л.А., Швачич Н.Н., представителя ответчика Кузнецова В.В. по доверенности Оболенцева С.Ф., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.81 Таможенного кодекса Таможенного союза - обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
Согласно ч.1 статьи 227 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации.
При прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика в момент пересечения товарами таможенной границы (часть 1 статьи 161 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 года № 718 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями) в отношении ввезенного товара подлежит уплате таможенная пошлина по ставке 3 евро за 1 куб.см. объема двигателя.
Согласно ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении ввезенного товара подлежит уплате НДС по ставке 18%.
Согласно ст. 349 Таможенного кодека Российской Федерации (в редакции 26.06.2008 года) при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки).
При выставлении требования об уплате таможенных пошлин, налогов лицу, ответственному за их уплату, пени начисляются по день выставления требования включительно.
Пени уплачиваются помимо сумм недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 319 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции 26.06.2008 года) при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных платежей, налогов возникает при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции 26.06.2008 года) определено, что декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно п. 2 ст. 127 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции 26.06.2008 года) при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан: 1) подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (ст.131 Таможенного кодекса Российской Федерации); 2) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары; 3) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разделом III Таможенного кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты (п.1 ст.350 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции 26.06.2008 года).
В соответствии с пунктом 2 статьи 350 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции 26.06.2008 года) установлено, что требование об уплате таможенных платежей должно содержать помимо информации о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроках уплаты таможенных платежей и исполнения требования, также сведения об основаниях выставления требования.
Согласно ст.150 Федерального закона №311-ФЗ от 27.11.2010 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с последующими изменениями): 1. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
2. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.
3. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
4. При солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях. Требование об уплате таможенных платежей выставляется лицу, осуществлявшему декларирование товаров в качестве таможенного представителя, также в случае, если это лицо прекратило свою деятельность в качестве таможенного представителя. В случае, если возможность выставить требования об уплате таможенных платежей сразу двум лицам, указанным в настоящей части, отсутствует, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей одному из этих двух лиц. При применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
5. Принудительное взыскание таможенных платежей не производится:
1) если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
2) если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратилась в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно ст. 325 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции 26.06.2008 года) в таможенном деле для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
В соответствии с пунктом 1, 3 статьи 348 Таможенного кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном главой 32 Таможенного кодекса Российской Федерации. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц производится в судебном порядке.
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (пункт 4 статьи 348 Таможенного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 350 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции 26.06.2008 года) требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные платежи взыскиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Судом установлено из представленных письменных доказательств, что Кузнецов В.В. ввез на территорию Российской Федерации товар, подлежащий таможенным платежам, с указанием объёма двигателей, то есть, им поданы на Тульский таможенный пост грузовые таможенные декларации №, №, №, а именно на: автобус марки МАН тип NL-202, идентификационный номер №, страна происхождения - Германия, код товара по ТН ВЭД России – 8702 10199 1, заявленной таможенной стоимостью - ** рублей, объём двигателя – 3895 см3; автобус марки МАН, VIN №, страна происхождения – Германия, код товара по ТН ВЭД России – №, заявленной таможенной стоимостью - ** рублей, объём двигателя в ГТД – 3895 см3., автобус марки МАН, тип NL 202-1", VIN №, страна происхождения – Германия, код товара по ТН ВЭД России – 8702 10199 1, заявленной таможенной стоимостью - ** рублей, объём двигателя 3895 см3.
Прибывший товар был выпущен таможенным органом. На транспортные средства были выданы паспорта транспортных средств №, №, №.
Пунктом 1 ст.360 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию и до момента выпуска для свободного обращения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации, после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 настоящего Кодекса. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 11 Кодекса под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенным органом в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, в том числе мер по уплате таможенных платежей и по соблюдению запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Контроль за правильностью заявленных сведений о таможенной стоимости товаров -разновидность таможенного контроля.
Определение таможенной стоимости товаров таможенным органом не является самостоятельной процедурой, это-этап общей процедуры контроля таможенной стоимости.
Гарантируя соблюдение принципа законности в таможенной сфере, законодатель закрепляет в Таможенном кодексе Российской Федерации принцип, в соответствии с которым в течение одного года после выпуска товаров и транспортных средств проверки достоверности заявленных сведений могут проводиться, если имеются достаточные основания предполагать факт нарушения Российского законодательства или международного договора РФ, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Проверки достоверности сведений после выпуска товаров и транспортных средств можно свести к двум основным разновидностям - плановым и внеплановым.
В целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, - также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами (п. 4 ст. 363 ТК Российской Федерации).
Согласно статьи 367 Таможенного кодекса Российской Федерации: проверка - один из основных способов осуществления контрольной деятельности, в том числе в таможенной сфере. Обычно под проверкой понимают единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта.
В Таможенном кодексе Российской Федерации за таможенными органами закрепляется право проводить различные виды проверок: проверку документов и сведений, проверку маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (ст. 374 ТК Российской Федерации (в редакции 26.06.2008 года).
Цель таких проверок - установление подлинности документов; установление достоверности содержащихся в них сведений; установление правильности оформления документов.
Подлинность документов устанавливается путем их осмотра, проведения в случае необходимости криминалистических экспертиз.
В силу ст.323 Кодекса данная процедура является единой и завершается определением фактической величины стоимости товара. Следовательно, в течение года после выпуска товара должно быть не только принято решение о несогласии с заявленными сведениями, но и проведены все действия, связанные с определением новой таможенной стоимости товара.
Таким образом, таможенные органы вправе осуществить проверку достоверностей сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Указанный годичный срок является пресекательным. За пределами этого срока мероприятия таможенного контроля недопустимы.
По смыслу положений таможенного законодательства, по истечении срока, предусмотренного ст.361 Кодекса, таможенные органы утрачивают возможность осуществлять в отношении лица таможенный контроль и применять к нему меры по принудительному взысканию таможенных платежей.
В связи с возникшими у истца сомнениями по поводу сведений об объеме и мощности двигателей автобусов, представленных Кузнецовым В.В. на Тульский таможенный пост грузовых таможенных деклараций, в отношении грузовых таможенных деклараций №; №; №, Тульской таможней проведены проверки документов и сведений, представленных при таможенном оформлении, и установлено по заключению № от 22.08.2008 года, что автобус марки МАН тип NL-202, идентификационный номер №, изготовлен «MAN Nutzfahrzeuge Aktiengesellschaft» (главный офис в городе Мюнхен), дата изготовления 10.1993 г., двигатель MAN DO826LUH03, номер №, объем 6871 см3, мощность 157 kW, изготовлен по заказу фирмы «Rheinbahn AG» Дюссельдорф, автобус: низкопольный, городской, АКПП - ZF SHP500, передний мост V9-65L-04, задний мост HONL 1180, на автобусы серии NL-202 устанавливались двигатели серии D 0826 и D2866 имеющие объем 6871 см3 и 11967 см3 соответственно, а установка других двигателей конструкция автобуса не предусматривает, на указанный автобус Кузнецовым В.В. заявлен объем двигателя 3895 см3, таможенной стоимостью ** рублей ** копеек, что соответствует не доплаченному таможенному платежу в сумме ** рублей ** копейки; по заключению № от 12.11.2008года автобус марки МАН тип NL-202, идентификационный номер (VIN) №, изготовлен «MAN Nutzfahrzeuge Aktiengesellschaft» (главный офис в городе Мюнхен), дата изготовления 10.1993 г., двигатель MAN DO826LUH03, номер №, объем 6871 см3, мощность 157 kW, изготовлено по заказу фирмы «Rheinbahn AG» Дюссельдорф, автобус: низкопольный, городской, АКПП - ZF SHP500, передний мост V9-65L-04, задний мост HONL 1180 (на автобусы серии NL-202 устанавливались двигатели серии D 0826 и D2866 имеющие объем 6871 см3 и 11967 см3 соответственно, установка других двигателей конструкция автобуса не предусматривает), на указанный автобус Кузнецовым В.В. заявлен объем двигателя 3895 см3, таможенной стоимостью ** рублей ** копеек, что соответствует не доплаченному таможенному платежу в сумме ** рублей ** копеек; по заключению № от 08.12.2008года автобус марки МАН, тип «NL 202-1", VIN №, изготовлен «MAN Nutzfahrzeuge Aktiengesellschaft» (главный офис в городе Мюнхен), дата изготовления 10.1993 г., двигательMAN DO826LUH03, номер №, объем 6871 см3, мощность 157 kW, изготовлено по заказу фирмы «Rheinbahn AG» Дюссельдорф, автобус: низкопольный, городской, АКПП - ZF SHP500, передний мост V9-65L-04, задний мост HONL 1180 (на автобусы серии NL-202 устанавливались двигатели серии D 0826 и D2866 имеющие объем 6871 см3 и 11967 см3 соответственно, установка других двигателей конструкция автобуса не предусматривает), на указанный автобус Кузнецовым В.В. заявлен объем двигателя 3895 см3, таможенной стоимостью ** рублей ** копеек, что соответствует не доплаченному таможенному платежу в сумме ** рублей ** копейки.
У суда не вызывают сомнения указанные заключения Таможенного органа по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров, суд признает данные заключения обоснованными и достоверными, поскольку они проведены с соблюдением процессуального закона, компетентными лицами, при наличии у них соответствующих полномочий, оснований сомневаться в достоверности представленных заключений, у суда не имеется.
Данные, изложенные в вышеуказанных заключениях, не оспаривал и представитель ответчика Кузнецова В.В. по доверенности Оболенцев С.Ф. в судебном заседании при рассмотрении дела по существу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом проведена проверка достоверности сведений, указанных в грузовых таможенных декларациях, представленных ответчиком на таможенный пост в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем, и установлено занижение объема двигателей на указанные транспортные средства.
Факт обнаружения неполной уплаты таможенных платежей зафиксирован актами Тульской таможни от 13.05.2010 года №; №, №. В связи с занижением объема двигателей на указанные транспортные средства была занижена и база для исчисления таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. В связи с чем, таможней было произведено доначисление причитающихся к уплате таможенных платежей.
Разница между подлежащими уплате и фактически уплаченными таможенными платежами составляет: по ГТД № – ** рублей; по ГТД № – ** рублей; по ГТД № – ** рублей.
Таким образом, судом достоверно установлено, что сумма подлежащих доплате таможенных платежей составляет -** рублей.
Согласно п.1 ст.151 Таможенного кодекса Таможенного союза: пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Размер сумм пеней подлежащим уплате ответчиком Кузнецовым В.В. составляет ** рублей.
Судом установлено из представленных доказательств, и не оспаривалось представителями истца Тульской таможни в судебном заседании при рассмотрении дела по существу, что Тульской таможней заказным письмом с уведомлением в адрес Кузнецова В.В. были направлены 20.05.2010 года требования за №,№,№ об уплате таможенных пошлин, налогов и пеней за просрочку их уплаты, в связи с предоставлением недостоверных сведений при декларировании товара, добровольно, в срок, не позднее 20 календарных дней со дня получения данных требований, что подтверждается почтовой квитанцией № от 21.05.2010 года.
В виду неисполнения в добровольном порядке требований истца об уплате таможенных пошлин, налогов и пеней за просрочку их уплаты, в связи с предоставлением недостоверных сведений при декларировании товара, 08.11.2012года за исх. №, Тульская таможня обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с Кузнецова В.В. для перечисления в Федеральный бюджет неуплаченных таможенных платежей в сумме ** рублей и пеней в сумме ** рублей, а всего ** рублей.
В судебном заседании представитель ответчика Кузнецова В.В. по доверенности Оболенцев С.Ф. заявил о пропуске процессуального срока на обращение в суд с иском, указав, что на основании пункта 1 статьи 3 Таможенного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации таможенным органам при определении сроков давности для обращения в суды с исками о взыскании подлежащих уплате таможенных платежей необходимо руководствоваться положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающими срок для взыскания в судебном порядке не уплаченного физическим лицом налога, равный 6 месяцам.
В обосновании возражений на заявление представителя ответчика Кузнецова В.В. по доверенности Оболенцева С.Ф. о пропуске процессуального срока на обращение в суд с иском, представители истца Тульской таможни указали, что Тульской таможней в установленный срок были выставлены и направлены в адрес ответчика Кузнецова В.В. требования об уплате таможенных платежей, в связи с чем, срок на обращение в суд с иском о взыскании с Кузнецова В.В. неуплаченных таможенных платежей и пеней, не пропущен.
Судом установлено, что в виду отсутствия в Таможенном кодексе Российской Федерации нормы, определяющей сроки для обращения таможенных органов в суды с исками о взыскании таможенных платежей, то в данном случае необходимо на основании п.1 ст.3 Таможенного кодекса Российской Федерации и ч.2 ст.2 Налогового кодекса Российской Федерации руководствоваться положениями ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч.1).
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу ч.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
Таким образом, выставление таможенным органом 20.05.2010 года Кузнецову В.В. требований №,№,№ об уплате таможенных пошлин, налогов и пеней за просрочку их уплаты, образовавшейся в связи с предоставлением недостоверных сведений при декларировании товара и обращение Тульской таможни с данным иском в суд, противоречит указанным выше положениям Таможенного и Налогового законодательства.
Проанализировав вышеизложенные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Тульской таможни к Кузнецову В.В. о взыскании таможенных платежей и пеней, в виду пропуска установленного законом процессуального срока на обращение истца- Тульской таможни в суд с данным иском.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Тульской таможни к Кузнецову В.В. о взыскании таможенных платежей и пеней, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи жалобы в Привокзальный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 25.02.2013 года.
Председательствующий Л.А. Щербакова