Гражданское дело № 2-69/2020
62RS0019-01-2019-001180-64
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2020 года
Судья Рыбновского районного суда Рязанской области Соловов А.В.,
при секретаре Половинкиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Овсепяна Андраника Дживановича к ООО «Рязанская сельскохозяйственная компания» о признании ничтожной сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
установил:
Истец обратился в суд с указанным выше иском, мотивируя его тем, что 1 октября 2018 года между ним, Овсепяном Андраником Дживановичем, и ООО «Рязанская сельскохозяйственная компания» был заключен договор купли-продажи земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, общей площадью 29 000 кв.м., с кадастровым номером №, адрес объекта Рязанская <адрес>. Участок приобретался для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Стоимость участка составила <данные изъяты> рублей, которые были уплачены в кассу ООО «Рязанская сельскохозяйственная компания». 3 октября 2018 года стороны договора обратились в органы Росреестра для совершения регистрационных действий в установленном законом порядке. 25 марта 2019 года было получено уведомление об отказе в государственной регистрации прав, в связи с ничтожностью договора в силу прямого указания закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Основанием отказа явилось нарушение ответчиком порядка преимущественного права покупки земель сельскохозяйственного назначения, а именно, Правительство Рязанской области, не было в установленном законом порядке извещено о намерении продать земельный участок, являющийся предметом договора. Таким образом, он понес убытки в размере <данные изъяты> рублей, уплаченные по ничтожному договору купли-продажи от 1 октября 2018 года. 29 августа в адрес ответчика была направлена претензия, претензия ответчиком была получена, однако ни возврата денежных средств, ни ответа на претензию не последовало.
Просит суд признать недействительной ничтожную сделку по договору купли-продажи от 1 октября 2018 года земельного участка с кадастровым номером № заключенного между Овсепяном Андраником Дживановичем и ООО «Рязанская сельскохозяйственная компания». Применить последствия недействительности ничтожной сделки и взыскать с ООО «Рязанская сельскохозяйственная компания» в пользу Овсепяна Андраника Дживановича денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, уплаченные по ничтожному договору от 1 октября 2018 года купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, а также госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Определением районного суда от 19 февраля 2020 года к участию в настоящем деле в качестве третьего лица было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.
Представитель истца Овсепяна А.Д. - Горбунов О.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, суду представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя, против вынесения заочного решения не возражают. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям и просит их удовлетворить.
На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Ответчик представитель ООО «Рязанская сельскохозяйственная компания» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Третье лицо представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ч.4 ст.167 и ст.ст.233-234 ГПК РФ, суд, с согласия представителя истца, находит возможным рассмотреть настоящее дело в порядке заочного судопроизводства в отсутствие ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей. Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
Аналогичное требование предусмотрено статьей 7 Закона Рязанской области от 06.10.2003 № 64-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Рязанской области» (в ред. Закона Рязанской области от 27.02.2015 № 5-ОЗ), согласно которой при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Рязанская область имеет преимущественное право покупки данного земельного участка по указанной продавцом цене, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. От имени Рязанской области реализация преимущественного права покупки земельных участков осуществляется Правительством Рязанской области. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме Правительство Рязанской области о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Если Рязанская область в лице Правительства Рязанской области откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
Из материалов дела следует, что ООО «Рязанская сельскохозяйственная компания» являлась собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, общей площадью 29 000 кв.м.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости №№, выданной 04.12.2019 года.
Также установлено, что 1.10.2018 года между ООО «Рязанская сельскохозяйственная компания» и Овсепяном Андраником Дживановичем был заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, общей площадью 29 000 кв.м., что подтверждается указанным договором купли-продажи, а также актом приема-передачи к договору купли-продажи земельных участков от 01.10.2018 года.
Стоимость земельного участка составила <данные изъяты> рублей, которые были уплачены истцом в кассу ООО «Рязанская сельскохозяйственная компания», что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам №15 от 2 октября 2018г. на сумму <данные изъяты> рублей 00 коп. и №16 от 03 октября 2018г. на сумму <данные изъяты> руб. 00 коп.
Совершение вышеуказанной сделки по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу Рязанская область, <адрес>, сторонами договора не оспаривается.
В судебном заседании также установлено, что 3 октября 2018 года стороны договора обратились в органы Росреестра для совершения регистрационных действий в установленном законом порядке.
25 марта 2019 года Рыбновским отделом Управления росреестра по Рязанской области за №№4 было вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации прав на данный земельный участок.
Причиной отказа послужило нарушение продавцом ООО «Рязанская сельскохозяйственная компания» при продаже вышеуказанного земельного участка положений ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а именно: при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Поскольку при продаже данного земельного участка обязанность продавца известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не была исполнена, сделка по продаже земельного участка была совершена с нарушением преимущественного права покупки и является ничтожной.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что при совершении указанной выше сделки купли-продажи, ООО «Рязанская сельскохозяйственная компания» не извещала Правительство Рязанской области о намерении продать спорный земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон должна возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, сделка, совершенная по договору купли-продажи между ООО «Рязанская сельскохозяйственная компания» и Овсепяном А.Д. по приобретению земельного участка сельскохозяйственного назначения, является ничтожной, так как противоречит положениям действующего законодательства, поскольку продавец не извещал Правительство Рязанской области о намерении продать земельный участок, в связи с чем исковые требования Овсепяна А.Д. о применении последствий недействительности ничтожной сделки подлежат удовлетворению.
Установлено, что 29 августа 2019 года в адрес ответчика направлялась претензия с требованием возврата уплаченных по договору купли-продажи земельного участка от 1 октября 2018 года денежных средств в сумме 188 500 рублей. Претензия ответчиком получена 2 сентября 2019 года, требование о возврате денежных средств не исполнено по настоящее время.
Поскольку неисполнение договора имело место не по вине истца, ответчик обязан вернуть истцу сумму уплаченных за земельный участок денежных средств в размере <данные изъяты> рублей.
Истцом при подаче искового заявления была уплачена госпошлина в размере <данные изъяты> руб. 00 коп., которые он просит взыскать с ответчика, что подтверждается чек-ордером от 18.12.2019 года.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, с ответчика подлежат взысканию расходы по уплаченной госпошлине в сумме <данные изъяты> рублей 00 коп.
При таких обстоятельствах суд находит, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-234 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░ 00 ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.