Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1164/2017 ~ М-445/2017 от 27.01.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2017 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Соболевой Ж.В.

при секретаре Ирлица И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу,

У С Т А Н О В И Л:

    Административный истец Межрайонная ИФНС России № 19 по <адрес> обратилась в суд с указанным иском, указав в его обоснование, что административным истцом было подано заявление о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество по требованию от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 в размере 8 131,40 рублей, пени в размере 3 129,20 рублей. Судебный приказ был вынесен ДД.ММ.ГГГГ, но впоследствии определением от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с предоставлением ответчиком возражений относительно его исполнения. ФИО1 имеет в собственности транспортные средства, жилые помещения, поэтому налоговым органом в его адрес направлялись налоговые уведомления об уплате налога на имущество, транспортного налога за 2012,2014 года. Административный ответчик в нарушение требований ст.45 НК РФ не исполнил установленную обязанность по уплате налога, в связи с чем образовалась задолженность: по налогу на имущество –2 353 рублей, по транспортному налогу – 2 649,20 рублей. Поскольку административным ответчиком налоговые обязательства не были исполнены, на сумму задолженности были начислены пени: по транспортному налогу – 2 313,15 рублей, по налогу на имущество – 816,05 рублей. На основании изложенного налоговый орган просит взыскать с административного ответчика сумму задолженности в размере 8 131,40 рублей: сумму недоимки по налогу по транспортному налогу в размере 2 649,20 рублей, в том числе за 2012 год - 1 236,20 рублей, за 2014 год – 1 413 рублей; пени по транспортному налогу в размере 2 313,15 рублей, в том числе 1 159,87 рублей по требованию от ДД.ММ.ГГГГ, 1 153,28 рублей по требованию от ДД.ММ.ГГГГ; сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 2 353 рублей, пени по в размере 816,05 рублей по требованию от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил возражения на иск, из которого видно, что заявленные требования он не признает, по причине пропуска административным истцом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании недоимок по налогу.

Суд, изучив материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые субъектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ.

Согласно п.1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Согласно п.3 ст.363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" установлено, что налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.1 ст.1 Закона).

В соответствии с п.2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости. осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящаяся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

Положениями п.1 ст.3 указанного закона определено, что ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Из указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что административному ответчику на праве собственности принадлежат квартиры, расположенные по адресу: <адрес> также за ним зарегистрировано транспортное средство: автомобиль

Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление , в котором рассчитан транспортный налог за 2012 налоговый период, от ДД.ММ.ГГГГ в котором транспортный налог рассчитан за 2014 налоговый период. Сумма транспортного налога составила ко взысканию 2 649 рублей, в том числе за 2012 г. – 1236 рублей, за 2014 г. – 1413 рублей.

Также налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление за 2014 год от ДД.ММ.ГГГГ в котором рассчитана сумма налога на имущество в размере 2 353 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно оплатить недоимку, задолженность по пеням и штрафам: транспортный налог - 1 413 рублей, налог на пени по транспортному налогу - 1 153,28 рублей, налог на имущество – 2 353 рублей, пени по налогу на имущество – 816,05 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Ранее в адрес административного ответчика направлялось требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ: транспортный налог - 1 236,20 рублей, пени по транспортному налогу – 1 159,87 рублей, срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

Из административного иска следует, что в установленный срок административным ответчиком сумма задолженности по налогам не погашена. В связи с неисполнением обязанности по оплате недоимки по налогу и пени, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки и пени по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. На основании этого заявления налогового органа мировым судьей судебного участка Центрального судебного района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности в размере 8 131,40 рублей. Определением от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению налогоплательщика мировой судья судебного участка Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области отменил ранее выданный судебный приказ.

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная инспекция ФНС России обратилась в суд с настоящим административным иском о взыскании недоимки по налогу и пени.

Административный ответчик с требованиями налогового органа о взыскании недоимки по налогам не согласился, заявив о пропуске срока на взыскание транспортного налога и налога на имущество, пени.

Как установлено выше в направленных в адрес ФИО1 требованиях об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлены сроки исполнения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Требования налогового органа ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, поэтому, исходя из того, что сумма задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество превышает 3000 рублей, а требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о которых заявлен административный иск, содержало срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок подачи административного иска, истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Из административного дела по заявлению МИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО1 о выдаче приказа на взыскание задолженности по налогам, обозревавшегося в судебном заседании, видно, что впервые МИФНС России № 19 по Самаркой области обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного шестимесячного срока.

Выдача судебного приказа пропущенный срок обращения в суд с заявлением автоматически не восстанавливает. В материалах приказного производства отсутствует ходатайство налогового органа о восстановлении срока, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска этого срока и о возможности его восстановления, мировому судье не представлено, при выдаче судебного приказа вопрос об уважительности пропуска срока не обсуждался.

Основания для восстановления пропущенного срока у суда отсутствуют, поскольку уважительные причины пропуска срока не установлены, ходатайство о восстановлении срока не заявлено, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

Своевременное обращение в районный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу после отмены судебного приказа в данном случае не свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований статьи 48 Налогового кодекса РФ о сроках обращения в суд для принудительного взыскания недоимки.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО1 о взыскании суммы задолженности в размере 8 131,40 рублей, в том числе сумма недоимки по транспортному налогу в размере 2649,20 рублей, в том числе за 2012 г. в размере 1 236,20 рублей, за 2014 г. в размере 1 413 рублей, сумма пени по транспортному налогу в размере 2 313,15 рублей, в том числе 1 159,87 рублей по требованию от ДД.ММ.ГГГГ, 1 153,28 рублей по требованию от ДД.ММ.ГГГГ, сумма недоимки по налогу на имущество физ.лиц за 2014 г. в размере 2 353 рублей, сумма пени по налогу на имущество физ.лиц в размере 816,05 рублей по требованию от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: <данные изъяты> Соболева Ж.В.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

2а-1164/2017 ~ М-445/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области
Ответчики
Черняк С.Я.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Соболева Ж.В
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
27.01.2017Решение вопроса о принятии к производству
27.01.2017Регистрация административного искового заявления
27.01.2017Передача материалов судье
27.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2017Подготовка дела (собеседование)
13.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2017Судебное заседание
16.03.2017Судебное заседание
21.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2018Дело оформлено
01.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее