Дело № 12-319/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
03 августа 2020 судья Центрального районного суда г.Воронежа Михина Н.А., рассмотрев жалобу Дмитриева Владимира Александровича на постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области от 11.06.2020 о привлечении к административной ответственности Дмитриева Владимира Александровича за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.33 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области Лихачевой Е.В. от 11.06.2020 Дмитриев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.33 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе Дмитриев В.А. ставит вопрос об отмене судебного постановления, считая его незаконным, просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, а также в связи с его малозначительностью; имеются процессуальные нарушения при оставлении протокола об административном правонарушении.
Дмитриев В.А. о месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Дмитриева В.А. по доверенности Чернова Т.В. поддержала доводы жалобы, просила удовлетворить.
Государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о месте и времени рассмотрения дела извещено, его представитель в судебное заседание не явился; представлен письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за непредставление в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо отказ от представления в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за правомерностью осуществления и правильностью определения размера расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, а также необходимых для назначения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованному лицу соответствующего вида пособия или исчисления его размера, возмещения расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, социального пособия на погребение, стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
В соответствии с п. 3 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 294, страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
Из протокола об административном правонарушении N 568 от 19.02.2020 усматривается, что должностному лицу – генеральному директору АО «Воронежоблтехинвентаризация» Дмитриеву В.А. вменяется непредставление в установленный законодательством срок электронного реестра сведений для назначения им выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Было установлено, что застрахованное лицо ФИО1 представила страхователю АО «Воронежоблтехинвентаризация» документы для выплаты пособия по временной нетрудоспособности 09.08.2019, однако данный реестр в ГУ - Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации представлен 16.08.2019, в то время, как должен был быть представлен не позднее 14.08.2019.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушения страхового законодательства Российской Федерации лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Из содержания части 2 статьи 4.5 КоАП РФ следует, что сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения при совершении длящегося административном правонарушении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Из материалов дела следует, что страхователем АО «Воронежоблтехинвентаризация» 16.08.2019 был предоставлен реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, на имя ФИО1, который следовало предоставить в срок не позднее 14.08.2019. Таким образом, страхователь нарушил п. 3 Постановления Правительства РФ N 294.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица - генерального директора АО «Воронежоблтехинвентаризация» Дмитриева В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в отношении генерального директора АО «Воронежоблтехинвентаризация» Дмитриева В.А. суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, счел их достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, счел вину генерального директора АО «Воронежоблтехинвентаризация» Дмитриева В.А. в инкриминируемом правонарушении доказанной.
Довод жалобы о том, что генеральный директор АО «Воронежоблтехинвентаризация» Дмитриев В.А. не является субъектом административного правонарушения, поскольку ведение бухгалтерского учета и предоставление документов в ФСС возложены на главного бухгалтера, основан на ошибочном толковании заявителем норм Кодекса об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, директор не освобождается от ответственности если действия, влекущие ответственность, были предприняты лицами, которым он делегировал свои права.
Вместе с тем, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из изложенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении ведется производство по делу. Без его участия протокол может быть составлен только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении № 568 от 19.02.2020 года составлен в отсутствие Дмитриева В.А.
Согласно копии паспорта, представленного в материалы дела, Дмитриев В.А. с 03.04.2018 года зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.105-106).
Вместе с тем, извещение о составлении протокола по делу об административном правонарушении, а также протокол по делу об административном правонарушении был направлен по адресу: <адрес>, где Дмитриев В.А. уже не проживал. Доказательств, что он получил указанное извещение и протокол об административном правонарушении, материалы дела не содержат. По месту работы Дмитриев В.А. также не извещался.
В ходе рассмотрения дела у мирового судьи защитником было указано на данное обстоятельство.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности влечет нарушение права этого лица на защиту.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2). Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3).
Таким образом, протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Таким образом, существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Согласно части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Поскольку протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим признание его недопустимым доказательством, то не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление (пункт 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В связи с чем, постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся постановления.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области от 11.06.2020 о привлечении к административной ответственности Дмитриева Владимира Александровича за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.33 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Михина Н.А.
Дело № 12-319/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
03 августа 2020 судья Центрального районного суда г.Воронежа Михина Н.А., рассмотрев жалобу Дмитриева Владимира Александровича на постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области от 11.06.2020 о привлечении к административной ответственности Дмитриева Владимира Александровича за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.33 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области Лихачевой Е.В. от 11.06.2020 Дмитриев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.33 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе Дмитриев В.А. ставит вопрос об отмене судебного постановления, считая его незаконным, просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, а также в связи с его малозначительностью; имеются процессуальные нарушения при оставлении протокола об административном правонарушении.
Дмитриев В.А. о месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Дмитриева В.А. по доверенности Чернова Т.В. поддержала доводы жалобы, просила удовлетворить.
Государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о месте и времени рассмотрения дела извещено, его представитель в судебное заседание не явился; представлен письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за непредставление в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо отказ от представления в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за правомерностью осуществления и правильностью определения размера расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, а также необходимых для назначения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованному лицу соответствующего вида пособия или исчисления его размера, возмещения расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, социального пособия на погребение, стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
В соответствии с п. 3 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 294, страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
Из протокола об административном правонарушении N 568 от 19.02.2020 усматривается, что должностному лицу – генеральному директору АО «Воронежоблтехинвентаризация» Дмитриеву В.А. вменяется непредставление в установленный законодательством срок электронного реестра сведений для назначения им выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Было установлено, что застрахованное лицо ФИО1 представила страхователю АО «Воронежоблтехинвентаризация» документы для выплаты пособия по временной нетрудоспособности 09.08.2019, однако данный реестр в ГУ - Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации представлен 16.08.2019, в то время, как должен был быть представлен не позднее 14.08.2019.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушения страхового законодательства Российской Федерации лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Из содержания части 2 статьи 4.5 КоАП РФ следует, что сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения при совершении длящегося административном правонарушении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Из материалов дела следует, что страхователем АО «Воронежоблтехинвентаризация» 16.08.2019 был предоставлен реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, на имя ФИО1, который следовало предоставить в срок не позднее 14.08.2019. Таким образом, страхователь нарушил п. 3 Постановления Правительства РФ N 294.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица - генерального директора АО «Воронежоблтехинвентаризация» Дмитриева В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в отношении генерального директора АО «Воронежоблтехинвентаризация» Дмитриева В.А. суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, счел их достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, счел вину генерального директора АО «Воронежоблтехинвентаризация» Дмитриева В.А. в инкриминируемом правонарушении доказанной.
Довод жалобы о том, что генеральный директор АО «Воронежоблтехинвентаризация» Дмитриев В.А. не является субъектом административного правонарушения, поскольку ведение бухгалтерского учета и предоставление документов в ФСС возложены на главного бухгалтера, основан на ошибочном толковании заявителем норм Кодекса об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, директор не освобождается от ответственности если действия, влекущие ответственность, были предприняты лицами, которым он делегировал свои права.
Вместе с тем, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из изложенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении ведется производство по делу. Без его участия протокол может быть составлен только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении № 568 от 19.02.2020 года составлен в отсутствие Дмитриева В.А.
Согласно копии паспорта, представленного в материалы дела, Дмитриев В.А. с 03.04.2018 года зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.105-106).
Вместе с тем, извещение о составлении протокола по делу об административном правонарушении, а также протокол по делу об административном правонарушении был направлен по адресу: <адрес>, где Дмитриев В.А. уже не проживал. Доказательств, что он получил указанное извещение и протокол об административном правонарушении, материалы дела не содержат. По месту работы Дмитриев В.А. также не извещался.
В ходе рассмотрения дела у мирового судьи защитником было указано на данное обстоятельство.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности влечет нарушение права этого лица на защиту.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2). Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3).
Таким образом, протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Таким образом, существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Согласно части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Поскольку протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим признание его недопустимым доказательством, то не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление (пункт 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В связи с чем, постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся постановления.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области от 11.06.2020 о привлечении к административной ответственности Дмитриева Владимира Александровича за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.33 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Михина Н.А.