РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Энгеля А.А.;
при секретаре ФИО2;
с участием:
административного истца помощник представитель Прокурора Центрального района г. Тольятти по доверенности ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-5061/2021 по административному иску Прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах неопределённого круга лиц к владельцу интернет-сайтов о признании информации, распространяемом посредством сети "Интернет", информацией распространение которой в РФ запрещено,
установил:
Прокурор Центрального района г. Тольятти, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, уточнив требования, просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, расположенную по сетевому адресу: http://spravki-today.com запрещенной к распространению на территории РФ, ссылаясь на то, что информация, размещенная на интернет-сайте, носит противоправный характер, противоречит целям и задачам действующего законодательства о здравоохранении.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Центрального района г. Тольятти ФИО3 поддержала уточненные административные исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области (Управление Роскомнадзора по Самарской области) в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, считает заявление прокурора Центрального района г. Тольятти обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно частей 1 и 2 статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В связи с внесенными изменениями Федерального Закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в частности, введения в действие ст. 15.1 указанного закона, изменен порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной к распространению. Так, формируется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайт в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевые адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет и сетевых адресов, распространение которой в РФ запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По делам о признании информации запрещенной, юридически значимым является сам факт распространения на Интернет-ресурсе противозаконной информации.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Прокуратурой Центрального района г. Тольятти в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен сайт: http://spravki-today.com на страницах которого размещена информация о продаже поддельных документов об отсутствии коронавируса.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет - пользователь, а также приобрести вышеуказанные документы, заплатив денежные средства в размере, указанном на сайте.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Так, статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за воздействие на сознание и волю исполнителя (взращивание в нем намерение совершить преступление), содействовавшее в форме советов, указаний, предоставлением информации.
Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передачи информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусматривает закреплённые права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики, а именно ограничения граждан, связанные с отказом в прохождении профилактических прививок включенных в национальный календарь профилактических прививок.
В соответствии с п.2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет: запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико- санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок; временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В соответствии с приложением № Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» вакцинирование против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 включен в национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно п. «а» ч. 1 Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» определено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации обеспечить определение в границах соответствующего субъекта РФ территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на санитарно-эпидемиологического благополучия населения; приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа, – фактически является распространением запрещенной информации.
При проведении мониторинга сайта установлено, что сведения, размещенные на интернет-сайте, побуждают неопределенный круг лиц к нарушению законодательства в сфере охраны здоровья граждан, направленного на противодействие государственной политики в сфере социального благополучия населения и противодействия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что фактически способствует совершению таких преступлений, как незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 324 и 327 УК РФ.
Информация, размещенная на сайте http://spravki-today.com носит противоправный характер, противоречит целям и задачам действующего законодательства о здравоохранении, нарушает соблюдение конституционного принципа гарантированности охраны здоровья человека и гражданина.
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При указанных обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав граждан, и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации, суд считает необходимым удовлетворить требования о признании информации, расположенной на Интернет сайте http://spravki-today.com, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 188, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск удовлетворить полностью.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте http://spravki-today.com информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья