Дело № 2-149/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2022 года г.Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Цукерман С.Ю.,
при секретаре Самойловой В.К.,
с участием процессуального истца старшего помощника Шилкинского межрайонного прокурора Галекбарова Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Мирсановское» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Шилкинского межрайонного прокурора обратился в суд с исковым заявлением ссылаясь на то, что по результатам проведенной проверки исполнения требований законодательства в сфере распоряжения муниципальной собственностью, законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в деятельности администрации сельского поселения «Мирсановское» были выявлены нарушения в обозначенной сфере. Просит суд обязать администрацию сельского поселения «Мирсановское» обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения сельского поселения «Мирсановское» в соответствии с требованиями закона, а именно: разработать конкурсную документацию в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения сельского поселения «Мирсановское».
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, дополнений не имел.
Представитель администрации сельского поселения «Мирсановское», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
С учетом мнения прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участника судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, объекты теплоснабжения и водоснабжения муниципального образования сельского поселения «Мирсановское», являются муниципальной собственностью.
На основании договора аренды от 11.07.2016 № 247/А, администрация сельского поселения «Мирсановское» передала во временное владение и пользование ООО «Коммунальник» (АО «Забайкальская топливно-энергетическая компания»), объекты коммунальной инфраструктуры для оказания коммунальных услуг по предоставлению тепловой энергии, горячему и холодному водоснабжению потребителям сельского поселения.
Предметом договора аренды являются объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие публично-правовому образованию, в отношении которых законодателем установлен определенный порядок передачи в пользование.
В соответствии с ч.1, 2 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, прямо установленных в названном Законе.
Частью 5 ст.17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Согласно п.11 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Во исполнение ст.17.1 Закона о защите конкуренции, приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 №67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила № 67).
В соответствии с п.3.1 Правил №67, заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных - систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии со ст.28.1 Закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В случае если срок, определяемый как разница между датой ввод в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии - с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений урегулированы Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует (далее - Закон о концессионных соглашениях).
Согласно п.5, 6 ст.5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», со дня официального опубликования указанного закона (08.05.2013) и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
С учетом приведенных норм, указанные в договоре объекты, должны передаваться администрацией только по концессионному соглашению, соответственно, договор заключен с нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона о концессионных соглашениях, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объектами концессионного соглашения в силу п.11 ч.1 ст.4 Закона о концессионных соглашениях, являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или): водоотведения, отдельные объекты таких систем; переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.
В соответствии со ст.13, 21 Закона № 115-ФЗ, в целях эффективного использования объектов теплоснабжения, в том числе централизованной системы горячего водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, заключается концессионное соглашение путем проведения конкурса на право заключения такого соглашения с размещением информации и протоколов конкурсной комиссии на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу указанных положений, в отношении государственных и муниципальных систем теплоснабжения, имеющих значительный период эксплуатации (более 5 лет), установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования - по концессионным соглашениям, который призван обеспечивать более широкие по сравнению с арендой возможности реализации инвестиционных программ в сфере ЖКХ на основе государственно-частного партнерства.
Таким образом, основной целью передачи муниципального имущества по концессионным соглашениям является обеспечение эффективности использования муниципального имущества, а также его сохранность.
Коммунальные услуги в виде теплоснабжения и горячего водоснабжения жителям с.Мирсаново, а также организациям социально назначения муниципального образования сельского поселения «Мирсановское», предоставляются муниципальными котельными, которые введены в эксплуатацию более пяти лет назад.
С учетом того, что дата ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов превышает пять лет, передача данных объектов в силу вышеприведенных норм закона, должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения.
Вопреки вышеприведенным требованиям, конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов муниципального имущественного котельного комплекса, находящегося на территории сельского поселения «Мирсановское» не объявлен, конкурсная документация не утверждена.
Указанное создает угрозу нецелевого и неэффективного использования объектов коммунальной инфраструктуры, а также ограничивает конкуренцию и ущемляет интересы других хозяйствующих субъектов, что является недопустимым.
Концессионное соглашение на объекты коммунальной инфраструктуры администрацией сельского поселения «Мирскановское» до настоящего времени не заключено.
Таким образом, администрацией сельского поселения «Мирсановское» требования законодательства не соблюдаются, конкурс на право заключения концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры не проводится, концессионное соглашение не заключено.
Оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, поскольку необходимость заключения концессионного соглашения в рассматриваемой сфере предусмотрена нормами вышеуказанного законодательства, которое должно исполняться администрацией сельского поселения «Мирсановское».
С учетом изложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Мирсановское» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Мирсановское» (ул.Кирова, 63А, с.Мирсаново, Шилкинский район, Забайкальский край, 673632, ИНН:7527007131, ОГРН: 1057527013290, дата регистрации 19.12.2005) обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения сельского поселения «Мирсановское» в соответствии с требованиями закона, а именно разработать конкурсную документацию в соответствии со ст.23 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения сельского поселения «Мирсановское».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2022 года.
Судья С.Ю. Цукерман