Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-370/2020 ~ М-368/2020 от 27.07.2020

УИД 28RS0-51

Дело № 2- 370/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«06» октября 2020 года п. Новобурейский

Бурейский районный суд Амурской области

в составе:

председательствующего судьи Дробаха Ю.И.

при секретаре Шевченко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Администрации Бурейского района Амурской области о возложении обязанности включить ФИО7 в список лиц, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО7 обратился в суд с настоящим иском к Администрации Бурейского района Амурской области, в обоснование заявленных требований указал, что он относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, так как его отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО6 решением Бурейского районного суда от 15 июля 1996 года лишена родительских прав. Постановлением главы местного самоуправления Бурейского района № 412 от 09.09.1996 года он был определен в детский дом. Проживал и окончил обучение в интернате <адрес> в 2005 году. После проходил срочную службу в Вооруженных силах РФ до июня 2007 года. По окончании прохождения службы, вернулся в интернат, где ему выдали в том числе постановление главы администрации с.Безозерное Бурейского района от 05.09.1996 № 4 о закреплении за ним жилой площади в указанном населенном пункте. Почему за ним была закреплена жилая площадь в указанном селе ему неизвестно, поскольку до определения в детский дом он проживал с матерью в с. Безымянное Бурейского района, в с.Безозерное ни он ни мать никогда не проживали. В чьей собственности находился дом, где он фактически проживал ему не известно. После прохождения службы он в 2007 году приезжал в с.Безозерное, чтобы узнать какая жилая площадь ему предоставлена, однако в сельской администрации ему ничего конкретного не сказали, более того, пояснили, что нет никакого смысла получать в их селе какую-либо жилплощадь, поскольку все жители из села уезжают, дома разрушаются. Он, поверив работникам сельсовета, не стал дальше заниматься этим вопросом, тем более, что в дальнейшем вплоть до 2013 года постоянно находился в командировках с выездом за пределы Амурской области (работал в ООО «Амурэлектрощит» и ОАО «Гидроэлектромонтаж»). Собственного жилья не имеет, о том, что необходимо было подать заявление в возрасте до 23 лет о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, он не знал. Ни в интернате, ни в сельсовете с.Безозерное ему никто ничего об этом не говорил. К тому же, узнав, что за ним закреплена жилая площадь, считал, что ему должны её предоставить. 09 марта 2020 года он через сайт администрации Бурейского района направил заявление о предоставлении ему жилого помещения, однако никакого ответа на обращение не получил. Кроме того, в марте обратился в прокуратуру Бурейского района. Из ответа прокурора узнал, что постановление администрации с. Безозерное № 4 от 05.09.1996 года является незаконным и нарушает его жилищные права. Таким образом, в силу незаконных действий должностных лиц администрации с.Безозерное Бурейского района он объективно был лишен возможности встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также реализовать свои жилищные права в возрасте до 23 лет.

Просил суд обязать Администрацию Бурейского района Амурской области включить ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список лиц, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.

Определениями Бурейского районного суда от 27 июля 2020 года, 24 августа 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: МКУ Отдел образования администрации Бурейского района Амурской области, Администрация Райчихинского сельсовета Бурейского района, ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по Бурейскому району, Министерство социальной защиты населения Амурской области, Администрация г. Благовещенска, Правительство Амурской области, Министерство финансов Амурской области.

В судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, стороны и третьи лица не явились. Истец, представитель ответчика, представитель Министерства социальной защиты населения просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии ст. 167 ГК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Администрация Бурейского района Амурской области в письменном отзыве на исковое заявление просила в иске отказать, указала, что ФИО7 не может претендовать на получение жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг возраста 23 лет. Достижение указанного возраста влечет утрату указанного права, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет. Доказательств того, что истец в период с 18 до 23 лет обращался в Райчихинский сельсовет по закрепленной площади в селе Безозерное, и отказе в получении жилого помещения не предоставлено. Свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда Бурейского района, предназначенные для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, состоящим в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в собственности муниципального образования Бурейский муниципальный район отсутствуют.

В письменном отзыве МКУ отдел образования администрации Бурейского района, указал, что ФИО7 относился к категории лиц, оставшихся без попечения родителей до достижения совершеннолетия. На основании постановления главы местного самоуправления от 09.09.1996 несовершеннолетний ФИО7 устроен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью защиты имущественных прав несовершеннолетнего на основании постановления главы администрации с. Безозерное от 05.09.1996 года за ФИО7 была закреплена жилая площадь, в связи с чем, на дату утраты родительского попечения истец не был признан нуждающимся в предоставлении ему жилого помещения как не имеющий право пользования жилым помещением. Изданное главой администрации с. Безозерное постановление на момент его издания под сомнение не ставилось. При анализе данного документа установлено, что в нем не содержится информации о конкретном адресе закрепленного за ФИО7 жилого помещения, следовательно можно полагать, что данное постановление по своему содержанию жилищные права несовершеннолетнего не защищало. Данное постановление ФИО7 по достижению совершеннолетия, ни его законным представителем, в лице руководителя организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интересах своего воспитанника, не оспаривалось. Нормативно-правовой акт о признании ФИО7 нуждающимся в предоставлении жилого помещения не издавался. В соответствии с действующим законодательством до 01.01.2013 нормативно-правовые акты оформлялись в виде постановления или распоряжения о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения: до 01.09.2019 – о постановке на регистрационный учет; до 01.01.2020 – о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Уполномоченным органом по принятию постановлений и распоряжений о защите имущественных прав лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 01.01.2020 оставались органы местного самоуправления по месту постоянного жительства гражданина. С 01.01.2020 принятие решения о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с Правилами формирования списка, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 относится к полномочиям министерства социальной защиты населения Амурской области. В компетенцию органов местного самоуправления не входит принятие решений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день ФИО7 утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг возраста 23 лет, в связи с чем утратил право на обеспечение жилым помещением. Решение вопроса об уважительности (неуважительности) и объективной невозможности подачи заявления о включении в список в сроки, установленные законодательством, входит исключительно в компетенцию суда, в связи с чем принятие решения оставил на усмотрение суда.

Представитель министерства социальной защиты населения Амурской области в письменном отзыве указала, что органами опеки и попечительства Бурейского района осуществлено сохранение за ФИО8 до достижения 18 летнего возраста (27.07.2005) закрепленного жилого помещения. Таким образом, реализация права на жилое помещение ФИО7 была реализована путем сохранения права пользования закрепленным помещением. Истец на протяжении длительного времени с 2005 по 2020 год не реализовал свое право на внеочередное обеспечение жильем, доказательств наличия уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с таким заявлением, не предоставил. Ссылка истца на отмену постановления администрации Райчихинского сельсовета № 4 от 05.09.1996 о закреплении жилья, является неправомерной, поскольку в связи с достижением в 2010 году возраста 23 лет ФИО7 утратил статус лица из числа детей-сирот и лиц из их числа, и в отношении него прекратилось действие ст. 71, 155.3 СК РФ на основании которых произведено закрепление жилья. Статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусматривает однократность реализации жилищных прав лиц из категории – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Повторную реализацию жилищных прав, путем предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма в случае сохранения права пользованием жилым помещением, если за ними до достижения 18 лет было закреплено (сохранено право собственности, либо права пользования) жилое помещение, действующее законодательство, не предусматривает. Согласно Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. В связи с принятием Правил, обязательным условием предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений является обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для включения в список. ФИО7 в установленном порядке не обращался в министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о включении в список, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Просила в удовлетворении требований истцу отказать.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанностей в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 7, пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище установлена Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 40).

Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ), определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Положения абзаца третьего статьи 1 указанного Федерального закона закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В соответствии с указанной нормой, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Из материалов дела следует, что родителями истца ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО5 и ФИО6.

Согласно свидетельству о смерти I-ЖО от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Решением Бурейского районного народного суда от 15.07.1996 ФИО6 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына ФИО7.

Постановлением главы местного самоуправления Бурейского района № 412 от 09.09.1996 ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определен в детский дом.

С учетом приведенных обстоятельств, истец до достижения восемнадцатилетнего возраста приобрел статус лица, оставшегося без попечения родителей.

Постановлением главы администрации с. Безозерное № 4 от 05.09.1996 за несовершеннолетним ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения закреплена жилая площадь.

Постановлением главы Райчихинского сельсовета № 36 от 28.04.2020 постановление главы администрации с. Безозерное № 4 от 05.09.1996 признано утратившим силу.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части 31084 № 83 от 10.05.2007, ФИО7 в период с 28.06.2005 по 28.06.2007 проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно материалам дела, с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ФИО7 обратился в администрацию Бурейского района 09 марта 2020 года (л.д. 13).

Как следует из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского района по состоянию на 01.08.2020 (на основании информации министерства социальной защиты населения) ФИО7 в указанный список не включен.

Рассматривая вопрос о том, обладает ли истец как лицо, оставшееся без попечения родителей, но обратившийся с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского района, после достижения возраста 23 лет, правом на обеспечение его жильем, суд приходит к следующему.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

В соответствии с п. 1-4 ст. 4 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству установлены обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.

В соответствии с абз. 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в п.п.2 п.2 ст.57 ЖК РФ.

Статьей 98.1 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции действующей с 01.01.2013 года) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.

Согласно пункту 9 указанной статьи право на обеспечение жилыми помеще­ниями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, со­храняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обес­печения их жилыми помещениями.

Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Действовавшим до 01 января 2013 года законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий (п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ).

Дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, в том числе, на обеспечение жилой площадью, в соответствии с действующим законодательством распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), поставлено в зависимость от обеспеченности указанных лиц жилыми помещениями. В случае отсутствия жилья правом на его получение обладают лица названной категории до 23 лет, а также по достижении 23 лет, если они до наступления указанного возраста встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяют требования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обеспечении их вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

К числу таких причин в абз. 26 данного Обзора отнесено ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.

Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из материалов дела, с 1996 по 2020 за истцом, как за лицом, оставшимся без попечения родителей, было закреплено жилое помещение, правом пользования которым истец не мог обладать ввиду отсутствия информации о местонахождении данного жилого помещения.

Обстоятельство закрепления за ФИО7 жилого помещения, являлось объективным препятствием для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом, органы опеки и попечительства Бурейского района Амурской области, воспитательное учреждение в котором находился истец, мер по определению законности закрепления за ФИО7 жилого помещения, по разъяснению ему прав на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предпринимали.

При выше установленных обстоятельствах, достижение истцом возраста 23 лет не может являться безусловным основанием для отказа в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Вместе с тем, суд учитывает следующее.

Согласно ч.2 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список), осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Прием заявлений о включении в список и формирование учетных дел на каждого гражданина, в отношении которого рассматривается заявление о включении в список, осуществляются органами местного самоуправления. Порядок взаимодействия уполномоченного органа с органами местного самоуправления по формированию списка устанавливается Правительством области.

Информация о включении в список или об исключении из списка размещается уполномоченным органом в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО) не позднее следующего рабочего дня со дня включения в список или исключения из него.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Данные Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно п.2 указанных Правил, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

В соответствии с п.3 Правил, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Подпунктом «г» пункта 4 Правил установлено, что заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно пункту 13 Правил в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений:

о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список;

об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.

Согласно письму Министерства социальной защиты населения Амурской области № 17-31/11212 от 30.12.2019, начиная с 01.01.2020 уполномоченным органом по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договорам специализированного найма, является министерство социальной защиты населения Амурской области.

ФИО7 заявлены требования о возложении на Администрацию Бурейского района обязанности включить его в список лиц, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.

Определением Бурейского районного суда от 15.09.2020 истцу предлагалось конкретизировать требования иска и состав лиц, участвующих в деле, а также предоставить доказательства обращения в компетентные органы с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.

В соответствии со ст. 40 ГПК РФ, иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие).

В силу ст. 41 ГПК РФ, суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.

В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Истцом требования иска и субъектный состав, участвующих в деле лиц не конкретизированы, доказательства обращения истца в компетентные органы для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договорам специализированного найма и сведения о принятии решения по обращению, материалы дела не содержат.

Таким образом, принимая во внимание, что истец не обращался к ответчику либо в министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о включении его в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, учитывая, что уполномоченным органом по включению и формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договорам специализированного найма, является министерство социальной защиты населения Амурской области, при этом администрация Бурейского района данными полномочиями не обладает, а является лишь органом в который может быть подано соответствующее заявление и который формирует учетные дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО7 о возложении на администрацию Бурейского района обязанности включить истца в список лиц, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.

Кроме того, суд полагает необходимым обратить внимание на то, что в соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются по месту жительства указанных лиц.

В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013г., указано, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

В силу п. 21 порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144, органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района и городского округа области.

Согласно п.1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

Из искового заявления и материалов дела усматривается, что ФИО7 на территории Бурейского района не проживает и не зарегистрирован, законных оснований для принятия его на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории Бурейского района Амурской области не имеется.

На основании изложенного, ФИО7 в удовлетворении исковых требований к Администрации Бурейского района Амурской области надлежит отказать.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО7 в удовлетворении исковых требований к Администрации Бурейского района Амурской области о возложении обязанности включить ФИО7 в список лиц, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий (подпись)

Копия верна;

Судья Бурейского районного суда Ю.И. Дробаха

Мотивированное решение составлено 13 октября 2020 года

2-370/2020 ~ М-368/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Когтев Денис Николаевич
Ответчики
Администрация Бурейского района Амурской области
Другие
Министерство финансов Амурской области
Министерство социальной защиты Амурской области
Государственное казенное-учреждение Амурской области-управления социальной защиты населения Бурейскому району
Администрация г.Благовещенск
Правительство Амурской области
Администрация Райчихинского сельсовета
Отдел образования администрации Бурейского района Амурской области
Суд
Бурейский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
bureiskiy--amr.sudrf.ru
27.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2020Передача материалов судье
27.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2020Судебное заседание
15.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Судебное заседание
13.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее