2-3515/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Юрковой Н.С.,
При секретаре Залевской Н.В.,
С участием представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области Туз М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коноплёва Василия Евгеньевича к министерству социальной защиты населения Амурской области, губернатору Амурской области, Правительству Амурской области о признании незаконным постановления губернатора Амурской области в части отказа в присвоении звания «Ветерана труда», признании права на получение звания «Ветерана труда Амурской области»,
УСТАНОВИЛ:
Коноплёв В.Е. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование указав, что 19 января 2017 года он обратился к губернатору области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». В качестве основания для присвоения указанного звания представил документы о награждении 06 декабря 2016 года нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» и документов, подтверждающих наличие страхового стажа более 39 лет. Считает, что им в органы социальной защиты населения области 19 января 2017 года представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие необходимого стажа и ведомственного знака отличия в труде. Решением заседания комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» от 03 августа 2017 года истцу в присвоении звания «Ветеран труда» отказано по причине не утверждения МЧС России порядка учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение указанного звания, и отсутствия в приказе МЧС России от 06 декабря 2010 года № 620 обязательного требования при награждении нагрудным знаком о наличии стажа работы не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности. Истец считает, что его право на получение звания «Ветеран труда» нарушено.
На основании изложенного, с учетом уточнения заявленных требований, просит суд признать незаконным решение комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда», изложенное в протоколе № 17 от 03 августа 2017 года, вопрос № 9, в части включения Коноплёва Василия Евгеньевича в проект постановления губернатора Амурской области «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда»; признать незаконным постановление губернатора Амурской области № 186 от 25 августа 2017 года в части отказа Коноплёву Василию Евгеньевичу в присвоении звания «Ветеран труда»; возложить обязанность на министерство социальной защиты населения Амурской области включить Коноплёва Василия Евгеньевича в проект постановления губернатора Амурской области «О присвоении звания «Ветеран труда» по заявлению от 19 января 2017 года.
В судебное заседание не явились истец, представитель правительства Амурской области, представитель губернатора Амурской области, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом. С учетом правил ст. ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Представитель ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области – Туз М.М., возражала против заявленных исковых требований, поддерживала доводы, изложенные в возражении.
Из возражения представителя министерства социальной защиты населения Амурской области следует, что федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда Порядок и условия присвоения денного звания. В соответствии со ст. 1 Закона № 192-03 (с изменениями и дополнениями от 11.11.2016) звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Соответственно, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», должен быть утвержден МЧС России. Вместе с тем на момент рассмотрения комиссией министерства заявления Коноплёва В.Е. на присвоения звания «Ветеран труда» нормативный акт об учреждении ведомственного знака отличия, дающего право на присвоение звания « Ветеран труда» Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не принят. Перечень ведомственных знаков отличия МЧС России, а также положения о них утверждены Приказом МЧС от 06.12.2010 № 620 «О ведомственных знаках отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В указанный перечень включены 35 ведомственных знаков отличия. При этом положений, указывающих на отнесение какого либо из ведомственных знаков, к знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», Приказ МЧС от 06.12.2010 № 620 не содержит. В соответствии с положением о нагрудном знаке МЧС России «За заслуги» указанным знаком может награждаться личный состав МЧС России при стаже работы в системе МЧС России не менее двух лет. В то время как положения статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» определяют ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», как ведомственный знак отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Так как МЧС России не утвердило до настоящего времени ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда», по нашему мнению для присвоения звания «Ветеран труда» могут рассматриваться ведомственные знаки отличия, в положении о которых предусмотрено награждение за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет. К таковым ведомственным знакам возможно отнести: нагрудный знак МЧС России «Почетный сотрудник МЧС России»; нагрудный знак МЧС России «Ветеран МЧС России»; медаль МЧС России «За отличие в военной службе» 1 и 2 степеней; медаль МЧС России «За отличие в службе» 1 и 2 степеней; медаль МЧС России «200 лет профессиональной пожарной охране Москвы». Кроме того, учитывая отсутствие положений об отнесении нагрудного знака МЧС России «За заслуги» к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», а также требования, предъявляемые к гражданину для награждения указанным знаком, считаем, что присвоение за данный знак отличия звания «Ветеран труда» ставит граждан - сотрудников иных федеральных органов, которыми утвержден перечень ведомственных знаков, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» в неравное положение. Указанный вывод является следствием анализа положений нормативных правовых актов федеральных государственных органов, которыми утверждены ведомственные знаки отличия, с разграничением знаков, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и не дающих такого права, а также требования, необходимые для награждения ведомственным знаком отличия (Приказ Генпрокуратуры России от 05.07.2017 № 454 «О ведомственных знаках отличия прокуратуры Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», Приказ МВД России от 20.04.2017 № 220 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации» и другие). В связи с чем полагаем, что представленное награждение не тождественно ведомственным знакам за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, предусмотренным действующим законодательством. Факт того, что нагрудный знак МЧС России «За заслуги» является ведомственной наградой МЧС России министерство не оспаривает, но исходя из вышеуказанных норм награждение нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» не предоставляет право на присвоение звания « Ветеран труда».
Из возражений представителя губернатора Амурской области, правительства Амурской области следует, что из анализа норм федерального законодательства следует, что законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых мер социальной поддержки с учетом возможностей бюджета субъекта. В Амурской области присвоения звания «Ветеран труда» осуществляется в соответствии с Законом Амурской области от 09 июня 2006 года № 192-03 «О присвоении звания «Ветеран труда» и Порядком присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 26 июня 2006 года № 331. Согласно статьи 1 закона № 192-03 (с изменениями и дополнениями от 11 ноября 2016 года) звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не принят. Согласно Положению о нагрудном знаке МЧС России «За заслуги», утвержденным Приказом МЧС России от 06 декабря 2010 года № 620 «О ведомственных знаках отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» может награждаться личный состав МЧС России при стаже работы в системе МЧС России (в том числе в службах, органах, учреждениях и организациях, переданных в ведение МЧС России) не менее двух лет. Награждение нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» производится за добросовестную работу, качественное выполнение служебных обязанностей и оперативных задач. Таким образом, в Положении не предусмотрено награждение указанным знаком как ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности. В связи с этим полагает, что представленное награждение не тождественно ведомственным знакам за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, предусмотренным ст. 2 Закона № 192-03. Нагрудный знак МЧС России «За заслуги» является ведомственной наградой МЧС России, но исходя из вышеуказанных норм награждение нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» не предоставляет право на присвоение звания « Ветеран труда». Поскольку представленное награждение в силу ст. 2 Закона № 192-03 не может быть отнесено к числу ведомственных знаков отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. На основании изложенного, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Выслушав пояснения представителя ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области – Туз М.М., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что в соответствии с выпиской из приказа МЧС России от 06 декабря 2016 года № 396-К Коноплев Василий Евгеньевич, пожарный 1 класса 64 пожарной части в Новокиевском Увале Мазановского района филиала отряда противопожарной службы области ГКУ Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области», награжден нагрудным знаком МЧС России «За заслуги».
Согласно сведениям отдела ПФР в Мазановском районе Амурской области страховой стаж истца на момент обращения (19 января 2017 года) составил 39 лет 8 месяцев 18 дней.
19 января 2017 года истец Коноплёв В.Е. обратился к губернатору Амурской области с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда».
Истцом были получены документы: выписка из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» и постановление губернатора Амурской области от 25 августа 2017 года № 186, согласно которым истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда».
Не согласившись с указанным отказом, истец обратился в суд за защитой нарушенного права.
Рассматривая заявленные истцом требования о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда», изложенное в протоколе № 17 от 03 августа 2017 года, вопрос № 9, в части включения Коноплёва Василия Евгеньевича в проект постановления губернатора Амурской области «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании незаконным постановления губернатора Амурской области № 186 от 25 августа 2017 года в части отказа Коноплёву Василию Евгеньевичу в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности на министерство социальной защиты населения Амурской области включить Коноплёва Василия Евгеньевича в проект постановления губернатора Амурской области «О присвоении звания «Ветеран труда» по заявлению от 19 января 2017 года, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенной правовой нормы, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Следовательно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению.
При этом соответствующие нормативные акты субъектов Российской Федерации, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 4 Постановления от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Федерального закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Согласно пункту 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанного правомочия, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в Амурской области установлены Законом Амурской области от 09 июня 2006 года № 192-03 «О присвоении звания «Ветеран труда», а также Порядком присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 26 июня 2006 года № 331.
Статьей 1 Закона № 192-03 установлено, что звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Ответчиком не оспаривался тот факт, что у истца имеется необходимый трудовой стаж, а так же награждение его ведомственным знаком отличия.
Доводы ответчиков о том, что поскольку МЧС РФ до настоящего времени не утвердило перечень ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», а представленное истцом награждение не тождественно ведомственным знакам за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, поскольку нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» может награждаться личный состав МЧС России при стаже работы в системе МЧС России (в том числе в службах, органах, учреждениях и организациях, переданных в ведение МЧС России) не менее двух лет, не может быть принят во внимание.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержден приказом МЧС России от 06 декабря 2010 года № 620 (в редакции от 08 декабря 2014 года) «О ведомственных знаках отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Согласно Положению о нагрудном знаке МЧС России «За заслуги» (приложение № 23 к приказу МЧС России № 620) нагрудный знак МЧС России «За заслуги» является ведомственным знаком отличия МЧС России.
Приказ № 620 не содержит положения о том, что лица, награжденные перечисленными в приказе ведомственными знаками отличия МЧС России, наделяются правом на присвоение звания «Ветеран труда», но само по себе отсутствие такого положения в приказе не может являться основанием для умаления права сотрудника указанного ведомства на присвоение звания «Ветеран труда» по сравнению с сотрудниками иных ведомств, так как такое положение нарушает конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ).
Кроме того, из п.п. 2, 3 Положения о порядке награждения, вручения, учета и хранения ведомственных знаков отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и удостоверений к ним (приложение № 2 к приказу № 620) следует, что ведомственные знаки отличия МЧС России являются формой поощрения личного состава МЧС России за отличия в исполнении служебных обязанностей, выполнении специальных заданий, успешную деятельность по реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а в отдельных случаях - граждан, оказавших содействие в решении задач, возложенных на МЧС России.
Ведомственными знаками отличия МЧС России являются медали МЧС России, нагрудные знаки МЧС России, знаки отличия МЧС России и памятные медали МЧС России. Согласно Положению о нагрудном знаке МЧС России «За заслуги» (приложение № 23 к приказу МЧС России № 620) нагрудный знак МЧС России «За заслуги» является ведомственным знаком отличия МЧС России. Награждение нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» производится за добросовестную работу, качественное выполнение служебных обязанностей и оперативных задач.
Из приведенных требований приказа № 620 следует, что нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» награждаются сотрудники указанного ведомства за достижения в труде (службе).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца к Министерству социальной защиты населения Амурской области, губернатору Амурской области о признании незаконным решение комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда», изложенное в протоколе № 17 от 03 августа 2017 года, вопрос № 9, в части включения Коноплёва Василия Евгеньевича в проект постановления губернатора Амурской области «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании незаконным постановление губернатора Амурской области № 186 от 25 августа 2017 года в части отказа Коноплёву Василию Евгеньевичу в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности на министерство социальной защиты населения Амурской области включить Коноплёва Василия Евгеньевича в проект постановления губернатора Амурской области «О присвоении звания «Ветеран труда» по заявлению от 19 января 2017 года, подлежат удовлетворению.
При этом в удовлетворении исковых требований Коноплёва Василия Евгеньевича о возложении на правительство Амурской области обязанности принять соответствующий акт о присвоении звания «Ветеран труда» надлежит отказать, поскольку вопросы присвоения звания «Ветеран труда» не относятся к полномочиям правительства Амурской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда», изложенное в протоколе № 17 от 03 августа 2017 года, вопрос № 9, в части включения Коноплёва Василия Евгеньевича в проект постановления губернатора Амурской области «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда».
Признать незаконным постановление губернатора Амурской области № 186 от 25 августа 2017 года в части отказа Коноплёву Василию Евгеньевичу в присвоении звания «Ветеран труда».
Возложить обязанность на министерство социальной защиты населения Амурской области включить Коноплёва Василия Евгеньевича в проект постановления губернатора Амурской области «О присвоении звания «Ветеран труда» по заявлению от 19 января 2017 года.
В удовлетворении требований Коноплёва Василия Евгеньевича о возложении на правительство Амурской области обязанности принять соответствующий акт о присвоении звания «Ветеран труда» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 мая 2018 года.
Председательствующий судья Н.С Юркова