Дело № 2 - 3188/2013
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
*** г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,
при секретаре Крегель А.А.,
с участием представителя истца - Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области - Крентовской Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области к Липнягову С.В. о взыскании налога на доходы физических лиц, пени,-
УСТАНОВИЛ:
Межрайонной ИФНС России *** по Амурской области обратилась в суд с иском к Липнягову С.В. с требованием о взыскании налога и пени за ***, в обоснование указав, что Липнягов С.В., *** года рождения, ИНН ***, является собственником транспортных средств, а именно: 1. *** - государственный регистрационный знак ***; 2. *** - государственный регистрационный знак ***; 3. *** - государственный регистрационный знак ***. В соответствии со ст. 357 НК РФ Липнягов С.В. является плательщиком транспортного налога. Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 4 Закона Амурской области «О транспортном налоге на территории Амурской области» от *** ***З (ред. от ***) установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговым органом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога направляется налоговым органом налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налога. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. Закона Амурской области от *** ***). Согласно налогового уведомления *** на уплату транспортного налога физическим лицом за ***, направленного инспекцией в адрес Липнягова С.В., сумма транспортного налога по сроку уплаты *** составила ***. В нарушение п. 2 ст. 4 указанного Закона сумма транспортного налога за *** по сроку уплаты *** в размере *** не уплачена. В соответствии со ст. 75 НК РФ в связи с неуплатой в установленный законодательством срок начислена пеня в размере ***. Так как по истечении установленного законодательством срока уплаты транспортного налога сумма налога за *** не была уплачена Липняговым СВ. в бюджет, налоговым органом, в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа *** от *** со сроком уплаты ***. Липнягов С.В. является собственником следующих объектов недвижимости: квартиры по адресу: ***, Б, 2. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от *** *** (ред. от ***) Липнягов С.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц. Согласно п. 1 ст. 5 указанного Закона исчисление налогов производится налоговыми органами. Пунктом 9 ст. 5 данного Закона предусмотрено, что уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Согласно налогового уведомления *** на уплату налога на имущество физических лиц за 2011 год, направленного инспекцией в адрес Липнягова С.В., сумма налога по сроку уплаты *** составила ***. В нарушение п. 9 ст. 5 Закона в установленные законодательством сроки налог не уплачен. Налоговой инспекцией в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа: *** по состоянию на ***, в котором предлагалось уплатить числящуюся за ним задолженность в срок до ***. Общая сумма налогов и пени, подлежащая уплате в бюджет составила ***. В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
На основании изложенного, истец требует взыскать с ответчика сумму налога и пени в размере ***.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание ответчик Липнягов С.В. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммой, поступившей в адрес суда ***, однако о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял. При этом судебное извещение вручено лично ответчику.
Учитывая, что в силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами, учитывая положения ч. 1 ст. 46 и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, а также положения ст. 154 ГПК РФ, предусматривающей сроки рассмотрения дела в суде, с учетом мнения представителя истца, участвующего в деле, не возражавшего против рассмотрения дела при данной явке, суд на основании правил ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное разбирательство ответчика.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В судебном заседании установлено, следует из карточек учета транспортных средств, что Липнягов С.В. является собственником автомобилей: 1. ***, государственный регистрационный знак ***; 2. ***, государственный регистрационный знак ***; 3. ***, государственный регистрационный знак ***.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена ст. 23 НК РФ. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (ст. 44 НК РФ).
Транспортный налог, что следует из п. 3 ст. 363 НК РФ, уплачивается налогоплательщиком на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом, при этом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговые органы обязаны направить физическому лицу соответствующее уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога, не позднее 30 дней до наступления срока платежа, установленного в региональном законе. А у самого физического лица обязанность по уплате налога не может возникнуть ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
По смыслу положений ст.ст. 256, 357 НК РФ, транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Транспортный налог относится к категории региональных, то есть поступающих в бюджет субъекта РФ, порядок, сроки, ставки его уплаты регулируются Законом Амурской области от *** *** - в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, инспекцией Липнягову С.В. *** направлено уведомление *** на уплату транспортного налога физическим лицом за ***, и *** направлено требование *** об уплате налога, сбора, пени, штрафа со сроком уплаты ***.
В силу ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом или налоговым агентом - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, Липнягов С.В., являясь налогоплательщиком транспортного налога, обязан был произвести уплату законно установленного транспортного налога за *** за указанные в иске транспортные средства.
Из указанного выше налогового уведомления усматривается, что сумма налога, подлежащего к уплате в ***, по сроку *** за налоговый период ***, составляет ***, задолженность по пени в сумме *** 76 копеек.
Данный расчет суд находит верным, произведенным с учетом установленной Законом Амурской области от *** ***-ОЗ налоговой ставки и соответствующего коэффициента, определяемого числом полных месяцев, в течение которых транспортное средство находилось в собственности налогоплательщика.
Налоговое уведомление направлено налоговым органом по месту жительства, указанному собственником транспортных средств при его регистрации: ***.
Как указано в п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Судом установлено, что требования ст.ст. 69, 70 НК РФ в части соблюдения досудебного порядка урегулирования спора путем вручения требования об уплате налога, соблюдения срока направления требования налоговым органом выполнены, поскольку *** заказной корреспонденцией направлено требование *** об уплате недоимки по транспортному налогу со сроком исполнения до ***.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом, согласно п. 6 ст. 69 НК РФ, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Следовательно, датой получения требования будет считаться ***.
Согласно требованиям п. 4 ст. 69 НК РФ, устанавливающего 10-тидневный срок исполнения требования с даты получения указанного требования (в редакции до вступления в законную силу ФЗ от *** ***) и положений п. 2,6 ст. 6.1 НК РФ, требование налогового органа от *** налогоплательщиком должно было быть исполнено в срок до ***.
Судом также учтены положения п. 5 ст. 69 НК РФ, устанавливающей, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, определяемом положениями п. 5 ст. 83 НК РФ, как место нахождение транспортных средств, на основании сведений сообщаемыми органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Учитывая, что срок исполнения требования *** истек ***, а истец обратился в суд ***, то требования истца заявлены в рамках регламентированного п. 2 ст. 48 НК РФ, в редакции до вступления в силу ФЗ от *** 324-ФЗ, шестимесячного срока, исчисляемого после истечения срока исполнения требования.
С учетом изложенных обстоятельств и норм законодательства, суд признает обоснованными требования истца в части взыскания с ответчика недоимки по транспортному налогу за *** в сумме *** и задолженности по пени в сумме ***.
Как видно из содержания ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Анализ указанных норм позволяет суду сделать вывод о том, что требования об уплате транспортного налога закон возлагает на лицо, на имя которого транспортное средство зарегистрировано, а не на фактического его владельца.
Кроме того, в соответствии с п. 4,5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних дел, утвержденных Приказом Министерства Внутренних дел РФ от *** *** установлено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, истечения срока временной регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо прекращения права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке
Таким образом, у собственника транспортного средства существует обязанность по снятию с учета в подразделениях Госавтоинспекции транспортные средства в связи с прекращением права собственности на него.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика налога на имущество физических лиц, рассматривая которые суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от *** *** "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон) объектом налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Из материалов дела следует, что Липнягов С.В. является собственником недвижимого имущества: Квартиры по адресу: ***
В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного Закона Липнягов С.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
Этим же пунктом статьи 3 Закона установлены пределы, в которых вышеуказанные органы государственной власти и местного самоуправления вправе устанавливать ставки налога.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета РСФСР от *** *** "О порядке введения в действие Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" Правительству Российской Федерации поручено до *** обеспечить проведение оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. Распоряжением Правительства Российской Федерации от *** *** во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" дано поручение Минстрою России в месячный срок утвердить порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.
Согласно пункту 1.4 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от *** ***, оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также данным Порядком оценки.
Аналогичный порядок исчисления налога на имущество физических лиц на основании данных об их инвентаризационной стоимости закреплен в п. 10 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от *** *** "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", зарегистрированной в Минюсте РФ *** ***.
Как следует из п. п. 1 - 2, 8 - 10 ст. 5 Закона, исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены НК РФ. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Как следует из материалов дела, *** налоговым органом в адрес Липнягова С.В. направлено уведомление *** на уплату налога на имущество физических лиц за ***, сумма налога по сроку уплаты *** составила ***.
В нарушение и. 9 ст. 5 Закона в установленные законодательством сроки налог Липнягову С.В. уплачен не был.
Налоговой инспекцией в соответствии со ст. 69. 70 НК РФ выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа *** по состоянию на ***, в котором предлагалось уплатить числящуюся за ним задолженность в срок до ***.
Поскольку судом установлено, что Липнягов С.В., являющийся плательщиком налога на имущество физических лиц, не выполнил своей обязанности по уплате указанного налога, требования истца заявлены в рамках регламентированного п. 2 ст. 48 НК РФ, в редакции до вступления в силу ФЗ от *** ***, шестимесячного срока, исчисляемого после истечения срока исполнения требования, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за *** и пени в полном объеме.
На основании изложенного, общая сумма налогов и пени, подлежащая уплате в бюджет, составила ***.
В силу статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
По настоящему делу при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины по основанию, предусмотренному п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, учитывая правила п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ, с ответчика Липнягова С.В. в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ***.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Липнягова С.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Амурской области сумму налогов за *** в размере ***.
Взыскать с Липнягова С.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть ***.
Председательствующий Е.А. Фирсова