Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-865/2023 (2а-6226/2022;) ~ М-5518/2022 от 07.12.2022

УИД 63RS0031-01-2022-008519-35

номер производства 2а-865/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Тольятти, Самарская область, 14 февраля 2023 года

ул.Белорусская, 16

    Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,

при секретаре Анашкиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-865/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Севастьяновой Елене Валерьевне, ИНН , о взыскании недоимки по налогу и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с иском к Севастьяновой Е.В. о взыскании недоимки по налогу и пени.

В обоснование иска указано, что Севастьянова Е.В. состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязана уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ей имущества, но поскольку она не исполнила в полном размере установленную законом обязанность по уплате начисленного за 2017 год транспортного налога, Севастьяновой Е.В. было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени, а также требование о взыскании пени за просрочку уплаты налога за предыдущие налоговые периоды, однако ответчиком уплата начисленного транспортного налога и пени в полном размере произведена не была. Административный истец просит взыскать с ответчика транспортный налог за 2017 налоговый период в размере 713,25 руб., пени по нему в размере 363,32 руб., начисленные за период с 05.06.2019 по 07.07.2019 по требованию № 48417 от 08.07.2019 и за период с 01.12.2015 по 10.07.2019 по требованию № 64254 от 11.07.2019.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа.

Административный ответчик Севастьянова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена заблаговременно, причины неявки не сообщила. Административному ответчику по представленному истцом адресу: г. Тольятти, <адрес>, было направлено судебное извещение, которое вернулось в суд с отметкой за истечением срока хранения. Согласно сведений адресно-справочной службы от 08.01.2023, указанный адрес является местом регистрации ответчика.

    В соответствии со ст. 98 КАС РФ судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом, или средствами соответствующей информационной системы, или на документе, подлежащем возврату в суд.

В силу ч. 1 ст. 99 КАС РФ судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки.

Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу п.1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 62 КАС РФ).

Частью 2 ст.100 КАС РФ установлено, что адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Таким образом, применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, и ч. 2 ст. 100 КАС РФ Российской Федерации, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Доказательств, что административный ответчик не получил почтовое извещение по уважительной причине, суду не представлено, в связи с чем, судом надлежащим образом исполнена обязанность по извещению Севастьяновой Е.В. о наличии спора в суде и о дате судебного заседания, административный ответчик добровольно отказался от реализации своих процессуальных прав, не получив своевременно почтовое отправление разряда «Судебное».

Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания в установленные законом сроки размещена на официальном сайте Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, с учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными, вместе с тем, подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

    На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.

В статье 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) указано, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Статьей 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

    Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

    В соответствии со статьей 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога.

    В силу п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст. 75 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) в случае неуплаты физическими лицами в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.

На основании п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.

Транспортный налог отнесен к региональным налогам (статья 14 НК РФ).

Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356 НК РФ).

Ставка транспортного налога на территории Самарской области установлена Законом Самарской области от 06.11.2002 года №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».

Статьей 357 НК РФ определено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В пункте 1 статьи 358 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не являются объектом налогообложения транспортные средства, указанные в пункте 2 статьи 358 НК РФ.

Пунктом 1 части 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно положений статьи 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога осуществляется в порядке пункта 3 статьи 362 НК РФ.

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 НК РФ).

В силу пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Согласно сведений РЭО ОГИБДД У МВД России по г. Тольятти от 28.12.2022, Севастьяновой (Сидоренко) Елене Валерьевне принадлежит транспортное средство: автомобиль , мощность двигателя 87 л.с., право зарегистрировано 16.03.2016.

Судом установлено, что на основании сведений государственных регистрирующих органов об объектах налогообложения за 2016 налоговый период, налоговым органом в адрес налогоплательщика Севастьяновой (Сидоренко) Е.В. было направлено налоговое уведомление № 32556943 от 21.09.2017 о подлежащей уплате сумме налога. Налоговым органом был начислен транспортный налог за 2016 год в отношении автомобиля , налоговая база 50.00, налоговая ставка 16.00, количество месяцев владения в году 3/12, в размере 204,00 руб., в отношении автомобиля , налоговая база 87.00, налоговая ставка 16.00, количество месяцев владения в году 10/12, в размере 1160 руб., с установлением срока оплаты до 01.12.2017.

На основании сведений государственных регистрирующих органов об объектах налогообложения за 2017 налоговый период, налоговым органом в адрес налогоплательщика Севастьяновой (Сидоренко) Е.В. было направлено налоговое уведомление № 54427855 от 23.08.2018 о подлежащей уплате сумме налога. Налоговым органом был начислен транспортный налог за 2017 год в отношении автомобиля , налоговая база 87.00, налоговая ставка 16.00, количество месяцев владения в году 12/12, в размере 1392 руб., с установлением срока оплаты до 03.12.2018.

В последующем налоговым органом был произведен перерасчет начисленного транспортного налога за 2016 и 2017 год и в адрес Севастьяновой (Сидоровой) Е.В. было выставлено требование об уплате транспортного налога в размере 2033 руб. и пени по нему в размере 16,97 руб., с предложением добровольно погасить недоимку до 01.11.2019, что подтверждается требованием № 48417 по состоянию на 08.07.2019.

Также в адрес Севастьяновой (Сидоровой) Е.В. было выставлено требование № 64254 по состоянию на 11.07.2019 об уплате пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2013-2017 налоговые периоды на общую сумму 490,72 руб.

Налоговые уведомления и налоговые требования были направлены в адрес налогоплательщика посредством почтовых отправлений, что подтверждается списками корреспонденции со штампами Почты России.

Указанные требования в полном объеме исполнены не были, в связи с чем, налоговая инспекция 17.03.2020 обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по уплате налога.

17.03.2020 мировым судьей судебного участка № 113 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был выдан судебный приказ, который определением от 10.06.2022 был отменен на основании заявления Севастьяновой (Сидоренко) Е.В.

После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу и пени. Иск подан в суд 07.12.2022, то есть в сроки, предусмотренные ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ.

В ходе рассмотрения дела административным истцом суду представлены уточнения заявленных требований, из которых следует, что начисленная требованием № 48417 от 08.07.2019 недоимка по транспортному налогу за 2017 налоговый период административным ответчиком частично погашена 23.06.2022, не оплачена сумма налога в размере 713,25 руб. и пени в размере 16,97 руб. Также частично погашены пени по требованию № 64254 от 11.07.2019, не оплачены пени в размере 346,35 руб., из которых 344,83 руб. за 2013-2015 налоговые периоды, 1,52 руб. – за 2016-2017 налоговые периоды.

Доказательства уплаты в полном размере начисленных налоговых платежей по транспортному налогу за 2017 налоговый период, указанных в требовании № 48417 от 08.07.2019, стороной ответчика представлены не были, размер недоимки по налогу составляет 713,25 руб.

В силу п.п. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 Налогового кодекса РФ.

    Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 N 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Как следует из материалов дела, требованием № 64254 от 11.07.2919 административному ответчику к уплате выставлены пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2013-2017 налоговые периоды.

Между тем, доказательства принятия налоговым органом своевременных мер к принудительному взысканию недоимки по транспортному налогу за 2013, 2014 и 2015 налоговые периоды административным истцом суду не представлены, в связи с чем основания для удовлетворения требований о взыскании пени в размере 344,83, начисленных за указанные периоды отсутствуют.

В свою очередь, доказательства своевременного принятия мер к принудительному взысканию сумм соответствующего налога за 2016 и 2017 налоговые периоды в материалы дела представлены, в связи с чем пени, начисленные за 2016-2017 налоговые периоды на общую сумму 1,52 руб., подлежат взысканию.

Таким образом, в силу требований налогового законодательства РФ с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2017 налоговый период в размере 713,25 руб. и пени на общую сумму 18,49 руб., из которых: 0,69 руб. – за 2016 налоговый период, 17,80 руб. – за 2017 налоговый период.

В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

    В связи с тем, что суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, с административного ответчика в соответствии с положениями абз.1 п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета городского округа Тольятти в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177, 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить частично.

Взыскать с Севастьяновой (Сидоренко) Елены Валерьевны, ИНН , зарегистрированной и проживающей по адресу: гор. Тольятти, ул. <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области недоимку по транспортному налогу в размере 731 рубль 74 копейки, из которых: задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 713 рублей 25 копеек, пени в размере 18 рублей 49 копеек.

Взыскать с Севастьяновой (Сидоренко) Елены Валерьевны в доход местного бюджета городского округа Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 02.03.2023.

Председательствующий Ю.С.Ахтемирова

2а-865/2023 (2а-6226/2022;) ~ М-5518/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная ИФНС № 23 по Самарской области
Ответчики
Севастьянова Е.В.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Ахтемирова Ю. C.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
08.12.2022Передача материалов судье
07.12.2022Регистрация административного искового заявления
09.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
09.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2022Рассмотрение дела начато с начала
09.12.2022Передача материалов судье
16.01.2023Подготовка дела (собеседование)
16.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2023Судебное заседание
02.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее