Дело № 2-521/19 06 февраля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Малявине А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Александровой ФИО8 к ОАО «Российские железные дороги» об обязании выполнить работу по оборудованию посадочной платформы «Кирилловское» лестничным спуском, пешеходным настилом через пути, щитом информации о времени прохождения высокоскоростных поездов в районе станции «Кирилловское»,
у с т а н о в и л:
Александрова ФИО9 обратилась в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» об обязании выполнить работу по оборудованию посадочной платформы «Кирилловское» лестничным спуском, пешеходным настилом через пути, щитом информации о времени прохождения высокоскоростных поездов в районе станции «Кирилловское». В обоснование исковых требований истец указала, что является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес> <адрес> Единственным способом добраться до него является железнодорожный транспорт. Платформа №1 не оборудована лестничным спуском с платформы и пешеходным настилом через пути 1-3 для безопасного перехода пассажиров, что не соответствует нормам технологического проектирования и содержания, связанного с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта. Пассажиры прибывшие на платформу №1 станции «Кирилловское» вынуждены прыгать на железнодорожные пути, а отсутствие информации о времени прохождения высокоскоростных поездов могут привести к причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, осуществляющих переход через необорудованные железнодорожные пути. Ссылаясь на нарушение прав инвалидов и распоряжение от 23 декабря 2009 года №2655р «Об утверждении технических требований к пешеходным переходам через железнодорожные пути», истец просила обязать ответчика произвести работы по оборудованию посадочной платформы «Кирилловское» лестничным спуском, пешеходным настилом через пути, щитом с информацией о времени прохождения высокоскоростных поездов в районе станции «Кирилловское».
Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, пояснила, что не может использовать пешеходный мост, в связи с чем вынуждена осуществлять переход через железнодорожные пути в необорудованном месте, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Новоселова В.В. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменные возражения в соответствии с которыми, переход через железнодорожные пути на станции организованы через пешеходный мост, станция в рамках «разумного приспособления» оборудована для инвалидов, при необходимости существует служба, которая поможет людям с ограниченными возможностями, оборудовать переход пешеходов через железнодорожные пути через оборудованный настил в зоне прохождения высокоростного движения не предусмотрено техническими нормами, информация о прохождении высокоростных поездов осуществляется на станции путем светового и голосового сообщения.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как пояснила истец в судебном заседании она имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Для того, чтобы попасть на принадлежащий ей земельный участок она вынуждена использовать железнодорожный транспорт пригородного сообщения. По прибытии на станцию «Кирилловское» она вынуждена слезать с платформы и переходить через железнодорожные пути, поскольку платформа не оборудована лестничным спуском, переход через железнодорожные пути не оборудован специальным настилом, также на станции не имеется информации о прохождении высоскоростных поездов, таким образом, каждый раз, когда она прибывает на станцию «Кирилловское» она подвергает свою жизнь опасности.
При этом истец не отрицала, что железнодорожная станция оборудована пешеходным мостом для перехода через железнодорожные пути, но пользоваться им она не может по состоянию здоровья, мост не оборудован для инвалидов.
Александрова И.Г. является инвалидом (л.д.8).
Истец обращалась по вопросу оборудования платформы лестничным спуском и настилом для перехода через железнодорожные пути обращалась к ответчику, в Ленинград-Финляндскую транспортную прокуратуру, в Роспотребназор. На данные обращения ей были даны ответы из Октябрьской дирекции пассажирских обустройств (от 04.07.2018 №862/ДПОУ Спб), из Северо-Западного территориального управления Росжелдора (от 13.07.2018 №1073), из Ленинград-Финляндской транспортной прокуратуры от 17.07.2018 №174ж-2018), из Октябрьского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (от 09.08.2018 №09/1234-18-40) из которых следует, что на станции «Кирилловское» начальником станции утвержден корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных групп пассажиров и пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, пассажирских поездов и представляемых услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, оснований для обязания ответчика по проведению мероприятий по строительству (оборудованию) нового дополнительного пешеходного перехода в одном уровне на участке линии высокоскоростного движения не имеется, доступ пассажиров к платформе №1 и 2 и вокзалу осуществляется посредством пешеходного моста, требования Технических регламентов, Свода Правил для обеспечения доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения необходимо учитывать лишь при реконструкции, модернизации либо к вновь возводимым объектам (л.д.42-49).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
Часть 1 статьи 2 данного Закона предусмотрено, что безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта определяется, как состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - как система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 15, части 2 статьи 20 указанного закона железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических норм. Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
Приказом Министерства транспорта России от 08.02.2007 №18 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути.
В соответствии с пунктами 6 указанных Правил, проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).
Исходя из представленных ответчиком технических документов следует, что станция «Кирилловская» имеет два платформы: платформа с подъездными путями №1 и 3, платформа №2, здание вокзала. Платформа №2 оборудована лестничным спуском, проход к платформам осуществляется посредством пешеходного моста, который был построен в 1997 году.
Железнодорожная станция «Кирилловское» является пунктом проследования скоростных («Ласточка») и высокоскоростных («Аллегро») пассажирских поездов, не имеющих остановки на данной станции.
Правила проектирования, строительства и реконструкции пересечений железнодорожных линий общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования с автомобильными дорогами, пешеходными дорожками, газопроводами, нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, трубопроводами водопроводных и канализационных сетей, тепловыми сетями, линиями электропередачи и линиями связи установлены Сводом Правил 227.132.6000.2014 «Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями».
Пунктом 6.1 указанных Правил предусмотрено, что пересечение железнодорожных путей с пешеходными дорожками возможно устраивать в виде: железнодорожный пешеходный переход (в одном уровне с железнодорожными путями); пешеходный мост над железнодорожными путями; пешеходный тоннель под железнодорожными путями.
Железнодорожные пешеходные переходы, размещаемые в одном уровне с верхом головки рельсов, в зависимости от интенсивности пешеходного потока и интенсивности движения поездов подразделяются на 3 категории в соответствии с Таблицей 2.
На линиях высокоскоростного движения, пешеходные переходы в одном уровне с железнодорожными путями недопустимы.
Пунктом 8.4.11 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2016 допускается использование переходов в одно уровне с железнодорожными путями, в случае если скорость прохождения поездов составляет до 120 км/ч.
Через станцию «Кирилловское» без остановки проходят скоростной поезд «Ласточка» (скорость до 160 км/ч), и высокоскоростной пассажирский поезд «Аллегро» (скорость до 200 км/ч).
Таким образом, оборудование пешеходного перехода в одном уровне с головкой рельс с платформы №1 в виду прохождения через рядом проходящие подъездные пути в связи с прохождением высокоскоростных и скоростных поездов невозможно, проход через железнодорожные пути с платформы №1 организовано через построенный в 1997 году пешеходный мост.
Ссылка истца на положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» в обоснование своих требований суд полагает необоснованной.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, предоставляющие услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом в части 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов», законодатель указал, что положения части 1 статьи 15 федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части конкретных условий обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются к зданиям и сооружениям вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Пунктом 4.1. СП 59.13330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 № 798/пр с датой начала действия 15 мая 2017 года предусмотрено, что требования данного Свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений.
Таким образом, законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам.
Железнодорожный пешеходный мост на станции «Кирилловское» построен в 1997 году, его реконструкция, капитальный ремонт или модернизация не производились. В связи с чем, оснований для понуждения ответчика в принудительном порядке исполнить требования статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов транспортной инфраструктуры отсутствуют.
В соответствии с частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В случае, когда существующий объект невозможно приспособить полностью, проектирование осуществляется в рамках «разумного приспособления», под которым понимается внесение необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.
ОАО «РЖД» утвержден Паспорт пассажирской станции «Кирилловское» для пассажиров из числа инвалидов, который был согласован с представителем регионального общественного объединения инвалидов Никитиной Е.В. (л.д.102-106). Согласно данного Паспорта ответчиком организовано беспрепятственное пользование объектом инвалидами с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе, использующих кресло-коляску. В пункте 4.5 предусмотрены мероприятия по адаптации и рекомендованный период их проведения, который еще не истек.
С целью обеспечения реализации прав инвалидов на беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом ОАО "РЖД" приняты и введены в действие нормативные документы, регламентирующие правила организации оказания услуг маломобильным пассажирам по перевозке на железнодорожном транспорте, а именно:
1) Регламент взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО "РЖД" с участниками перевозочного процесса при обслуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 24 апреля 2014 года N 1016р, определяющий порядок взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО "РЖД" с подразделениями пассажирского комплекса - участниками перевозочного процесса - при организации обслуживания маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте с целью обеспечения условий доступности транспортных услуг для маломобильных пассажиров и организации ситуативной помощи.
2) Стандарт ОАО "РЖД" "Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2014 года N 3102р, разработанный в соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года. N 181-ФЗ с целью определения основных методических подходов к работе по обслуживанию маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте. Указанный стандарт устанавливает согласованные с общественными объединениями инвалидов функциональные и технические требования к действующим объектам пассажирской инфраструктуры и подвижному
составу в эксплуатации, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей маломобильных пассажиров.
Данными нормативными актами ОАО "РЖД" разработан и на их основании реализуется комплекс мер, в том числе по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
По заявлению истца Ленинград-Финляндской транспортной прокуратурой была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой в адрес ОАО «РЖД» было вынесено Представление №23/1-3-2018 от 17.07.2018 года об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов и маломобильных групп населения, которое подлежало рассмотрению совместно с представителем прокуратуры и принятию мер, к принятию мер, к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих (л.д. 163-181).
06.08.2018 года на совещании у заместителя главного инженера по Санкт-Петербургскому территориальному управлению Октябрьской железной дороги Д.А.Большакова совместно с помощником транспортного прокурора О.В.Дворянской был запланирован ряд мероприятий, в частности приведение в надлежащее состояние пешеходного моста, установка плакатов о возможности пересечения железнодорожных путей инвалидами только с сопровождающими лицами, нанесение контрастных линий на проступи лестничных маршей (л.д.182-185). Данные мероприятия были выполнены ответчиком. При этом оснований для проведения мероприятий по строительству (оборудованию) нового дополнительного пешеходного перехода в одном уровне на участке линии высокоскоростного движения прокурор не нашел.
Необходимость установки информационного щита о прохождении высокоскоростных поездов была обусловлена истцом возможностью безопасного перехода через железнодорожные пути. Поскольку организовать переход через железнодорожные пути в одном уровне с головкой рельс невозможно, оснований для понуждения ответчика к установке данного информационного щита не имеется. Кроме того, информационный щит с информацией о следовании высокоскоростного поезда «Аллегро» имеется в районе располагающегося в горловине станции железнодорожного переезда (л.д. 141). На станции установлена система визуального и звукового оповещения «Автодиктор», которая позволяет обеспечить пассажиров звуковой и визуальной информацией в зале ожидания и на платформе. Оповещение пассажиров посредством голосовых оповещений происходит за 10-15 минут до прохождения высокоскоростных поездов на данной станции, а также непосредственно перед приближением поезда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░10 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░
...