Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1764/2020 ~ М-1421/2020 от 13.05.2020

Дело №2-1764/2020

УИД 36RS0006-01-2020-001739-33

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2020 г.Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре Плужник А.А.,

с участием истца Щербак И.И., ее представителя, допущенной к участию в деле по ходатайству Грековой А.А.,

представителя ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующей на основании доверенности Мельниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербак Ирины Ивановны к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, признании приобретения 30-летнего стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ на 01.09.2019, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 11.03.2020, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 11.03.2020,

у с т а н о в и л :

07.11.2019 Щербак И.И. обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 18.02.2020 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения данного вида пенсии продолжительностью 30 лет.

Впоследствии 11.03.2020 истец обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 16.03.2020 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ истцу было отказано в связи с ненаступлением срока, предусмотренного положениями ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, а также ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ.

Указанным решением в специальный стаж истца не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Не согласившись с указанным решением, Щербак И.И. в суд с настоящим исковым заявлением, просит суд (с учетом уточненного искового заявления):

1) обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации:

- с 10.07.1989 по 21.07.1989, с 04.03.1996 по 05.04.1996, с 05.02.2001 по 02.03.2001, с 06.02.2006 по 03.03.2006.

2) Признать приобретение 30-летнего стажа, как за лицом, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 №400-ФЗ по состоянию на 01.09.2019.

3) Признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 №400-ФЗ с 11.03.2020.

4) Обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 11.03.2020.

В судебном заседании истец Щербак И.И., ее представитель, допущенная к участию в деле по ходатайству Грекова А.А., заявленные требования поддержали, просят суд их удовлетворить.

Представитель ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующая на основании доверенности Мельникова М.В., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит в их удовлетворении отказать. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-33 Закона). Ранее такой порядок регулировался Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Учитывая, что истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области 11.03.2020, к данным правоотношениям применяется Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, (далее – Закон).

Право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста, урегулировано подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Как предусмотрено ч. 1.1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Согласно приложению 7 к Закону в случае возникновения права на пенсию в 2019 году страхования пенсия может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

При этом, лицам, указанным в п. 19 - 21, которые приобретут соответствующий стаж с 01.01.2019 по 31.12.2020, указанным в п. 21, достигшим в этот период 50 - 55 лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев раньше сроков, предусмотренных приложениями 6 и 7 (ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 30 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Как предусмотрено ч. 4 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области истцу в специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.07.1989 по 21.07.1989, с 04.03.1996 по 05.04.1996, с 05.02.2001 по 02.03.2001, с 06.02.2006 по 03.03.2006, так как указанные периоды не предусмотрены п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516.

Указанные периоды подлежат включению в специальный стаж работы истца в календарном порядке по следующим основаниям.

В судебном заседании на основании справки от 28.04.2020 (л.д. 23), сообщения от 30.04.2020 (л.д. 25), копии приказа от 16.01.2006 (л.д. 25), копии личной карточки формы Т-2 (л.д. 26-27), справки от 30.03.2020 (л.д. 28-29), копии трудовой книжки (л.д. 30-33), копии карточки формы Т-2 (л.д. 34-37), справки от 06.05.2020 (л.д. 38-39), копии приказа (л.д. 40) установлено, что истец в период с 06.04.1989 по 09.01.1990 работала в должности заведующего фельдшерским медпунктом – акушерки в Севостьяновском фельдшерско-акушерском пункте, в период с 01.12.1992 по 03.08.2003, с 01.09.2003 по 30.11.2017 – в должности медицинской сестры палатной в кардиологическом отделении №2 в Городской клинической больнице скорой медицинской помощи (в настоящее время БУЗ ВО «Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи №1».

В периоды с 10.07.1989 по 21.07.1989, с 04.03.1996 по 05.04.1996, с 05.02.2001 по 02.03.2001, с 06.02.2006 по 03.03.2006. В указанные периоды за истцом сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, что подтверждается справкой от 30.04.2020 (л.д. 24), справкой от 06.05.2020 (л.д. 38-39).

В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности. В силу п. 2 ч. 1 ст. 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного суд считает, что прохождение усовершенствования, курсов повышения квалификации являются неотъемлемой и необходимой частью исполнения истцом как медицинским работником, своей профессиональной деятельности.

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истец проходила специализацию с отрывом от производства, что является неотъемлемой и необходимой частью исполнения истцом как медицинским работником, своей профессиональной деятельности, в указанные периоды за истцом сохранялось рабочее место и средняя заработная плата за полную ставку, производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд.

На основании изложенного, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Также истцом заявлено требование о признании наличия 30-летнего стажа как у лица, осуществлявшего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона на 01.09.2019.

Суд пришел к выводу о необходимости включения в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Как установлено судом из расчета, представленного ответчиком, с учетом включения спорных периодов специальный стаж истца на 01.09.2019 составит 30 лет 2 дня, в связи с чем требования в данной части также подлежат удовлетворению.

Рассматривая требование истца о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд принимает во внимание расчет стажа, представленный ответчиком, согласно которому специальный стаж истца по состоянию на 01.09.2020 составляет 30 лет 2 месяца, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона.

Как предусмотрено ч. 1.1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Согласно приложению 7 к Закону в случае возникновения права на пенсию в 2019 году страхования пенсия может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости, может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено на­личием права на указанную пенсию, реализация которого зави­сит от волеизъявления обладателя этого права.

На основании изложенного, учитывая, что истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратилась 11.03.2020, на дату обращения с данным заявлением у истца имелось право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, требования истца о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 11.03.2020 и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 11.03.2020 подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, иные, признанные судом необходимыми расходы (ст. 94 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании изложенного, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области включить в специальный стаж Щербак Ирины Ивановны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в календарном порядке следующие периоды:

- с 10.07.1989 по 21.07.1989,

- с 04.03.1996 по 05.04.1996,

- с 05.02.2001 по 02.03.2001,

- с 06.02.2006 по 03.03.2006 – нахождения на курсах повышения квалификации.

Признать за Щербак Ириной Ивановной приобретение 30-летнего стажа, как за лицом, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 №400-ФЗ на дату – 01.09.2019.

Признать за Щербак Ириной Ивановной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 №400-ФЗ с 11.03.2020.

Обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области назначить и выплачивать Щербак Ирине Ивановне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 №400-ФЗ с 11.03.2020.

Взыскать с УПФР в г. Воронеже Воронежской области в пользу Щербак Ирины Ивановны судебные расходы в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Багрянская В.Ю.

Решение принято в окончательной форме 29.06.2020.

Дело №2-1764/2020

УИД 36RS0006-01-2020-001739-33

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2020 г.Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре Плужник А.А.,

с участием истца Щербак И.И., ее представителя, допущенной к участию в деле по ходатайству Грековой А.А.,

представителя ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующей на основании доверенности Мельниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербак Ирины Ивановны к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, признании приобретения 30-летнего стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ на 01.09.2019, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 11.03.2020, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 11.03.2020,

у с т а н о в и л :

07.11.2019 Щербак И.И. обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 18.02.2020 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения данного вида пенсии продолжительностью 30 лет.

Впоследствии 11.03.2020 истец обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 16.03.2020 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ истцу было отказано в связи с ненаступлением срока, предусмотренного положениями ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, а также ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ.

Указанным решением в специальный стаж истца не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Не согласившись с указанным решением, Щербак И.И. в суд с настоящим исковым заявлением, просит суд (с учетом уточненного искового заявления):

1) обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации:

- с 10.07.1989 по 21.07.1989, с 04.03.1996 по 05.04.1996, с 05.02.2001 по 02.03.2001, с 06.02.2006 по 03.03.2006.

2) Признать приобретение 30-летнего стажа, как за лицом, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 №400-ФЗ по состоянию на 01.09.2019.

3) Признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 №400-ФЗ с 11.03.2020.

4) Обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 11.03.2020.

В судебном заседании истец Щербак И.И., ее представитель, допущенная к участию в деле по ходатайству Грекова А.А., заявленные требования поддержали, просят суд их удовлетворить.

Представитель ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующая на основании доверенности Мельникова М.В., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит в их удовлетворении отказать. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-33 Закона). Ранее такой порядок регулировался Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Учитывая, что истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области 11.03.2020, к данным правоотношениям применяется Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, (далее – Закон).

Право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста, урегулировано подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Как предусмотрено ч. 1.1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Согласно приложению 7 к Закону в случае возникновения права на пенсию в 2019 году страхования пенсия может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

При этом, лицам, указанным в п. 19 - 21, которые приобретут соответствующий стаж с 01.01.2019 по 31.12.2020, указанным в п. 21, достигшим в этот период 50 - 55 лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев раньше сроков, предусмотренных приложениями 6 и 7 (ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 30 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Как предусмотрено ч. 4 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области истцу в специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.07.1989 по 21.07.1989, с 04.03.1996 по 05.04.1996, с 05.02.2001 по 02.03.2001, с 06.02.2006 по 03.03.2006, так как указанные периоды не предусмотрены п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516.

Указанные периоды подлежат включению в специальный стаж работы истца в календарном порядке по следующим основаниям.

В судебном заседании на основании справки от 28.04.2020 (л.д. 23), сообщения от 30.04.2020 (л.д. 25), копии приказа от 16.01.2006 (л.д. 25), копии личной карточки формы Т-2 (л.д. 26-27), справки от 30.03.2020 (л.д. 28-29), копии трудовой книжки (л.д. 30-33), копии карточки формы Т-2 (л.д. 34-37), справки от 06.05.2020 (л.д. 38-39), копии приказа (л.д. 40) установлено, что истец в период с 06.04.1989 по 09.01.1990 работала в должности заведующего фельдшерским медпунктом – акушерки в Севостьяновском фельдшерско-акушерском пункте, в период с 01.12.1992 по 03.08.2003, с 01.09.2003 по 30.11.2017 – в должности медицинской сестры палатной в кардиологическом отделении №2 в Городской клинической больнице скорой медицинской помощи (в настоящее время БУЗ ВО «Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи №1».

В периоды с 10.07.1989 по 21.07.1989, с 04.03.1996 по 05.04.1996, с 05.02.2001 по 02.03.2001, с 06.02.2006 по 03.03.2006. В указанные периоды за истцом сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, что подтверждается справкой от 30.04.2020 (л.д. 24), справкой от 06.05.2020 (л.д. 38-39).

В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности. В силу п. 2 ч. 1 ст. 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного суд считает, что прохождение усовершенствования, курсов повышения квалификации являются неотъемлемой и необходимой частью исполнения истцом как медицинским работником, своей профессиональной деятельности.

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истец проходила специализацию с отрывом от производства, что является неотъемлемой и необходимой частью исполнения истцом как медицинским работником, своей профессиональной деятельности, в указанные периоды за истцом сохранялось рабочее место и средняя заработная плата за полную ставку, производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд.

На основании изложенного, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Также истцом заявлено требование о признании наличия 30-летнего стажа как у лица, осуществлявшего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона на 01.09.2019.

Суд пришел к выводу о необходимости включения в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Как установлено судом из расчета, представленного ответчиком, с учетом включения спорных периодов специальный стаж истца на 01.09.2019 составит 30 лет 2 дня, в связи с чем требования в данной части также подлежат удовлетворению.

Рассматривая требование истца о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд принимает во внимание расчет стажа, представленный ответчиком, согласно которому специальный стаж истца по состоянию на 01.09.2020 составляет 30 лет 2 месяца, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона.

Как предусмотрено ч. 1.1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Согласно приложению 7 к Закону в случае возникновения права на пенсию в 2019 году страхования пенсия может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости, может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено на­личием права на указанную пенсию, реализация которого зави­сит от волеизъявления обладателя этого права.

На основании изложенного, учитывая, что истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратилась 11.03.2020, на дату обращения с данным заявлением у истца имелось право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, требования истца о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 11.03.2020 и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 11.03.2020 подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, иные, признанные судом необходимыми расходы (ст. 94 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании изложенного, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области включить в специальный стаж Щербак Ирины Ивановны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в календарном порядке следующие периоды:

- с 10.07.1989 по 21.07.1989,

- с 04.03.1996 по 05.04.1996,

- с 05.02.2001 по 02.03.2001,

- с 06.02.2006 по 03.03.2006 – нахождения на курсах повышения квалификации.

Признать за Щербак Ириной Ивановной приобретение 30-летнего стажа, как за лицом, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 №400-ФЗ на дату – 01.09.2019.

Признать за Щербак Ириной Ивановной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 №400-ФЗ с 11.03.2020.

Обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области назначить и выплачивать Щербак Ирине Ивановне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 №400-ФЗ с 11.03.2020.

Взыскать с УПФР в г. Воронеже Воронежской области в пользу Щербак Ирины Ивановны судебные расходы в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Багрянская В.Ю.

Решение принято в окончательной форме 29.06.2020.

1версия для печати

2-1764/2020 ~ М-1421/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Щербак Ирина Ивановна
Ответчики
УПФР в г. Воронеже Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Багрянская Виктория Юрьевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
13.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2020Дело оформлено
06.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее