Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-19/2014 (2-842/2013;) ~ М-819/2013 от 24.09.2013

Дело №2-19/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Собинка 21.01.2014 г.

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Ульяновой А.А.

при секретаре Нестеровой О.В.

с участием:

помощника прокурора Кривовой О.В.

представителя ЛПУ санаторий «Строитель» Курбатова И.Н.

представителя ОО «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов» Мартемьяновой Т.В.

представителя МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» Беловой Ю.А.

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Собинка дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и РФ к общественному объединению «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов», ЛПУ санаторий «Строитель», МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» об обязании довести очистку сточных вод до нормативов, установленных действующим законодательством,

у с т а н о в и л:

Собинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и РФ, обратился в суд с иском к ЛПУ санаторий «Строитель», общественному объединению «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов», указав в качестве третьих лиц Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области, МУП ЖКХ «ПКК Собинского района», ООО «Туристическая компания «Веста», об обязании общественного объединения «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов» выделения денежных средств на капитальный ремонт очистных сооружений и обязании ЛПУ санаторий «Строитель» совершить действия по капитальному ремонту очистных сооружений, а именно, довести очистку сточных вод с очистных сооружений, расположенных по адресу: <...>, до нормативов, установленных действующим законодательством.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что, в соответствии с пунктом 1.1 Устава, ЛПУ санаторий «Строитель» является некоммерческой организацией, финансируемой его собственниками (учредителями). В соответствии с Уставом и договором передачи имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ собственником имущества ЛПУ санаторий «Строитель» является общественное объединение «Владимирское областное объединение организаций профсоюзных союзов». Согласно акту приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ у ЛПУ санаторий «Строитель» на праве оперативного управления имеются очистные сооружения. Договором аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ очистные сооружения переданы общественным объединением «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов», ЛПУ санаторий «Строитель» в субаренду МУП ЖКХ «ППК Собинского района». Согласно п.3.2. МУП ЖКХ «ППК Собинского района» обязано поддерживать переданное в аренду имущество в надлежащем состоянии, производить за свой счет аварийный, текущий и косметический ремонт, нести в связи с этим самостоятельно необходимые расходы и др. В состав очистных сооружений входят: распределительный колодец, канализационная насосная станция, 2 секции аэротенок (в металлическом исполнении) с пневматической аэрацией, и совмещенные со вторичным отстойником, иловые площадки, компрессорная станция, совмещенная с хлораторной, контактный колодец, закрытый самотечный коллектор, протяженностью около 150 м. для сброса очищенных сточных вод в водоприемник - <...>. В ходе проверок сооружений установлено, что хозяйственно-бытовые сточные воды от 3-х многоквартирных домов и зданий ЛПУ санаторий «Строитель» по самотечному коллектору поступают в распределительный колодец, далее, минуя очистные сооружения, по аварийному выпуску сбрасываются в <...>. Секции аэротенок находятся в неработоспособном состоянии, требуют проведения капитального ремонта. В здании компрессорной станции демонтирован рабочий компрессор, имеется резервный. Иловые площадки из-за длительного не использования заросли травяной растительностью. В здании канализационной насосной станции требуется проведение текущих ремонтных работ. На стенах приемного резервуара наблюдается выкрашивание и выщелачивание бетона. Из-за длительного не использования запорной и контрольно-измерительной аппаратуры требуется проведение ее ревизии. Кроме того, установлено, что из-за неисправности очистных сооружений и в связи с паводковым периодом допущен сброс неочищенных сточных вод за чертой населенного пункта с аварийно-поворотного колодца. КНС находится в нерабочем состоянии, стоки не поступают в компактную установку. В соответствии с экспертным заключением NN от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что пробы сточной воды, взятые на очистных сооружениях ЛПУ санаторий «Строитель» по микробиологическим показателям и физико-химическим показателям (содержание аммиака, железа, нефтепродуктов, БПК-5, СПАВ) не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.9980-22 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Пробы воды, взятые в <...> 500 м. выше очистных сооружений ЛПУ санаторий «Строитель», не отвечают требованиям СанПиН 2.1.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» по физико-химическим показателям (по БПК-5, содержание железа, содержание нефтепродуктов) и по микробиологическим показателям. В соответствии с п. 1.3 договора субаренды «Техническое состояние передаваемого «Объекта», отражено в акте технического осмотра имущества по договору субаренды, подписанного сторонами, являющимся неотъемлемой частью договора». В момент подписания договора субаренды подобный акт не составлялся по причине отсутствия у передающей стороны технической документации на передаваемое имущество - технических паспортов. Визуальный технический осмотр сторонами в момент передачи имущества был осуществлен без оформления акта. При этом на момент передачи имущества очистные сооружения уже находились в нерабочем состоянии. Согласно п.3.2.2. договора Субарендатор обязан провести все необходимые работы по ремонту, наладке переданного в аренду имущества. Пунктом 3.2.4. договора установлена обязанность субарендатора поддерживать имущество в надлежащем состоянии, производить за свой счет аварийный, текущий и косметический ремонт. Осуществление ЛПУ санаторий «Строитель» деятельности по сбросу сточных вод с очистных сооружений ведет к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению указанных прав граждан, тем самым также нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Ссылаясь на положения ст. 12, ч. 2 ст.290, ст.210, ст. 615 ГК РФ, ст.42 Конституции РФ, прокурор просил обязать общественное объединение «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов» в шестимесячный срок с момента принятия судебного решения выделить денежные средства ЛПУ санаторий «Строитель» на капитальный ремонт очистных сооружений; обязать ЛПУ санаторий «Строитель» совершить действия по капитальному ремонту очистных сооружений, а именно, довести очистку сточных вод с очистных сооружений, расположенных: <...>, до нормативов, установленных действующим законодательством.

В ходе судебного разбирательства прокурор, воспользовавшись ст. 39 ГПК РФ, исковые требования уточнил, просил обязать общественное объединение «Владимирское областное объединение профессиональных союзов в шестимесячный срок с момента принятия судебного решения выделить денежные средства ЛПУ санаторий «Строитель» на проведение работ по очистке сточных вод с очистных сооружений до нормативов, установленных действующим законодательством: обязать ЛПУ санаторий «Строитель» и МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» довести очистку вод с очистных сооружений до нормативов, установленных действующим законодательством, представил письменное заявление об уточнении иска.

В судебном заседании представитель Собинской межрайонной прокуратуры Кривова О.В. исковые требования с учетом уточнения поддержала и доводы, указанные в исковом заведении, подтвердила. Дополнительно суду пояснила, что очищенные сточные воды сбрасываются в <...>, пробы, взятые на очистных сооружениях, по микробиологическим показателям и физико - химическим показателям не соответствуют требованиям СаНПиН. В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г. хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности. Статьей 55 Водного кодекса РФ установлено, что при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства. Согласно ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. В соответствии с ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. В силу ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Согласно п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ и п.4.1.1. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.5. 980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000г., при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, и содержащих возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий (ТКБ) КОЕ/100 мл= 100, числа общих колифомных бактерий (ОКБ) КОЕ/1 00 мл = 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл=100. Согласно ч.2 ст.4 Водного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом. В силу ч.2 ст.290 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В силу ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п.1.6 Устава ЛПУ санаторий «Строитель» учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. Субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несут собственники закрепленного за ним имущества. Между арендодателем: общественное объединение «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов», в лице председателя профобъединения Сухарниковой Н.А., балансодержателем: ЛПУ санаторий «Строитель», в лице и.о. директора Курбатова И.Н., арендатором: <данные изъяты>, в лице директора Торяник Н.И., субарендатором: МУП ЖКХ «ПКК Собинского района», в лице директора Андреевой Е.В. заключен договор субаренды недвижимого имущества б/н от ДД.ММ.ГГГГ. Правовое регулирование возникших договорных отношений осуществляется действующим гражданским законодательством (главой 34 Гражданского кодекса РФ). В соответствии со статьей 615 Гражданского кодекса РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено Гражданским Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В соответствии с п.1.3. договора субаренды «Техническое состояние передаваемого «Объекта» отражено в акте технического осмотра имущества по договору субаренды, подписанного сторонами, являющимся неотъемлемой частью договора». В момент подписания договора субаренды подобный акт не составлялся по причине отсутствия у передающей стороны технической документации на передаваемое имущество - технических паспортов. Визуальный технический осмотр сторонами в момент передачи имущества был осуществлен без оформления акта. При этом на момент передачи имущества очистные сооружения уже находились в нерабочем состоянии. Этот факт может быть подтвержден жителями, проживающими в жилых домах на территории ЛПУ санаторий Строитель, а также персоналом, обслуживающим имущество до момента передачи Субарендатору. В соответствии с п.3.2.2. договора Субарендатор обязан провести все необходимые работы по ремонту, наладке переданного в аренду имущества. Пунктом 3.2.4. договора установлена обязанность Субарендатора поддерживать переданное имущество в надлежащем состоянии, производить за свой счет аварийный, текущий и косметический ремонт. Нормы закона свидетельствуют, что осуществление комплекса необходимых мероприятий для нормального функционирования очистных сооружений, а также ответственность за их безопасность для окружающей среды, в том числе для граждан, возложены на Общественное объединение «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов», ЛПУ санаторий «Строитель» и МУП ЖКХ «ПКК Собинского района», как хозяйствующих субъектов. Между тем, действенные меры по проведению очистных сооружений в состояние, обеспечивающее очистку сточных вод до установленных законом нормативов, вышеуказанные организации не обеспечивают, что подтверждено актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. и протоколами лабораторных испытаний. В соответствии с п.9 ст.1 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Согласно п.3.1 Методических указаний МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27.12.1999г., сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, в т.ч. поверхностных пресных и морских вод, подземных водоносных горизонтов, питьевой воды, почвы, что является фактором риска распространения возбудителей инфекций с фекально-оральным механизмом передачи.

Представитель ЛПУ санаторий «Строитель» Курбатов И.Н. в судебном заседании с иском не согласился. Пояснил, что по договору субаренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» были переданы в субаренду объекты недвижимого имущества, расположенные в <...>, в том числе и очистные сооружения. На момент заключения договора субаренды акт технического состояния очистных сооружений не составлялся. Акт технического состоянии был составлен ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что произведен ремонт поврежденных мест стен и днища аэротенка; установлен в КНС новый центробежный канализационный насос и электродвигатель, полученный со склада ЛПУ санаторий «Строитель»; заменена канализационная труба от аэротенков к КНС длиной <данные изъяты>. Очистные сооружения были запущены, в настоящее время работают. В соответствии с договором аренды, арендную плату получает балансодержатель, на счету денежных средств у ЛПУ санаторий «Строитель» нет, ЛПУ санаторий «Строитель» ежемесячно поступает от аренды <данные изъяты> от основного арендатора, <данные изъяты> от <данные изъяты>, ежемесячно поступает <данные изъяты>. На ДД.ММ.ГГГГ. долг МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» перед ЛПУ санаторий «Строитель» составляет <данные изъяты>. В соответствии с ч.1 ст.616 ГК РФ, арендатор может произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть её в счет арендной платы. Сторонами заключено соглашение, в соответствии с которым, все работы капитального характера были произведены, профинансированы за счет арендной платы. Чтобы довести очистку вод до нормативов, в аэротенки необходимо запустить живые организмы, тогда биологическая очистка будет произведена в полном объеме, сейчас это сделать невозможно. В соответствии с п.3.2.4 договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ субарендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в надлежащем состоянии, производить за свой счет аварийный, текущий и косметический ремонт, нести в связи с этим самостоятельно необходимые расходы. В соответствии с п.3.2.2 договора субарендатор обязан провести все необходимые работы по ремонту, наладке переданного в аренду имущества, указанного в п.1.1 договора. Перед тем как появился арендатор, очистные сооружения арендовались <данные изъяты>, которые очистные сооружения эксплуатировали, очистные сооружения работали, сброс производился, претензий не было. ДД.ММ.ГГГГзакончился срок действия договора субаренды, очистные сооружения были остановлены, два дня стояли, через два дня очистные сооружения принимал МУП ЖКХ «ПКК Собинского района». На момент передачи очистные сооружения находились в восстановленном состоянии. В ходе рассмотрения дела были проведены ремонтные работы. ДД.ММ.ГГГГ. был составлен акт технического состояния, были произведены работы капитального характера: ремонт поврежденных мест стен и днища аэротенка; установлен в КНС новый центробежный канализационный насос и электродвигатель, заменена канализационная труба от аэротенков к КНС длиной <данные изъяты>, заменен вентиль в колодце. Все эти виды работ были профинансированы в рамках договора аренды. Было заключено соглашение о зачете взаимной задолженности, стороны действовали в соответствии ч.1 ст.616 ГК РФ. Работы были произведены за счет балансодержателя ЛУП санаторий «Строитель». ОО «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов» путем передачи арендной платы профинансировало ЛПУ санаторий «Строитель» работы капитального характера. ОО «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов» не является водопользователем, не несет ответственность за качество сбрасываемых вод. На сегодняшний день работ капитального характера нет, очистные сооружения работают, требования к ОО «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов» заявлено необснованно. Если сравнить пробы воды, то качество воды не ухудшилось, а по некоторым показателям улучшилось. Отборы воды были произведены в отсутствие собственника и балансодержателя. Считаю, что ответчики документально доказали, что все работы капитального характера произведены, приняли все необходимые меры, чтобы устранить недостатки.

Представитель ОО «Владимирское областное объединение профессиональных союзов» Мартемьянова Т.В. по доверенности в судебном заседании иск не признала, представила письменные возражения, полагает, что ответственность за очистку сточных вод до нормативов, установленных законодательством, в соответствии с условиями договора субаренды несет субарендатор. На основании договора субарендатор самостоятельно отвечает за качество предоставленных услуг, ОО «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов» не эксплуатирует очистные сооружения, не получает денежные средства за предоставление коммунальных услуг, не может отвечать за качество воды, просил в иске отказать, поскольку все работы капитального характера в настоящее время произведены и профинансированы.

Представитель МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» Белова Ю.А. по доверенности в судебном заседании с иском не согласилась, исковые требования считает незаконными. Пояснила, что в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Исходя из смысла вышеуказанной статьи, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением лишь в защиту неопределенного круга лиц. Неопределенный круг - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указав в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Настоящий иск позволит осуществить защиту нарушенных прав не конкретного лица, а неперсонифицированного круга лиц, для которого характерна количественная неопределенность. В характеристике иска в защиту неопределенного круга лиц на первое место поставлена защита публично-правового интереса многочисленной группы, персональный состав которой неизвестен. В отношении собственников помещений в многоквартирном доме по доктринальным признакам, характеризующим круг лиц как неопределенный, необходимо отметить, что всеми предусмотренными признаками они не обладают. В частности, каждого жителя (собственника) можно установить и привлечь к участию в процессе, т.к. собственники помещений многоквартирного дома могут быть индивидуализированы на основании свидетельства о праве собственности, а жители - на основании выписки из финансового лицевого счета. Круг лиц должен быть не только неопределенным, но и значительным. На основании сведений, имеющимся в МУП ЖКХ «ПКК Собинского района», полученным из <данные изъяты>, круг лиц, проживающих на территории ЛПУ санаторий «Строитель», определен, о чем свидетельствует реестр лиц, зарегистрированных на территории ЛПУ санаторий «Строитель», приложенный в материалы дела. Исковое заявление подано в отношении неопределенного круга лиц, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Персональный состав жителей мог быть установлен Прокуратурой на стадии обращения в суд с исковым заявлением. Прокурором в исковом заявлении не изложены причины, препятствующие данному обращению, не содержится обоснования невозможности предъявления иска самим гражданином. Просила учесть, что отношения, возникшие в системе обеспечения надлежащей очистки сточных вод и доведения их до допустимых нормативов, регулируются нормами Федерального закона « Об охране окружающей среды». В соответствии с Приказом «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» от 07.05.2008 № 84 природоохранный прокурор в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования, соблюдением экологических прав граждан.. ..Полагает, что полномочиями по обращению в суд с исковым заявлением об обязании довести очистку сточных вод с очистных сооружений до нормативов наделена Владимирская природоохранная прокуратура. Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект после очистных сооружений, расположенных по адресу: <...> территория сан. «Строитель», до настоящего времени не утверждены, процесс их утверждения займет значительный промежуток времени. Для утверждения нормативов должна быть разработана методика, согласованная с министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по экологическому, технологическому надзору, государственным комитетом по рыболовству. Как показывает судебная практика, сам процесс утверждения предельно допустимых нормативов и разрешительной документации займет как минимум 1 год, так как это требует значительных финансовых вложений и большого промежутка времени. В соответствии с условиями договора субаренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора определен сторонами с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ По истечении срока действия настоящего договора Предприятие не планирует эксплуатировать очистные сооружения, расположенные по адресу: <...>. При отсутствии договорных отношений между сторонами, обязанность по оформлению разрешительной документации у предприятия не возникает. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты". При невозможности соблюдения указанных нормативов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период про ведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных со Службой планов снижения таких сбросов. В соответствии с п.14 «Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 333 от 17.12.2007г., НДС (нормативы допустимых сбросов) разрабатываются на пять лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляются до истечения срока их действия в следующих случаях: при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте ( появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.); при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса; при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Перечень случаев изменения НДС является закрытым. При смене водопользователя НДС пересмотру не подлежит. Осуществить разработку НДС по выпуску сточных вод с очистных сооружений сан. «Строитель» только после определения водопользователя по окончании срока действия договора субаренды считает нецелесообразным. В качестве основополагающего доказательства превышения предприятием нормативов допустимых сбросов истец приводит протоколы анализа № NN, NN, исходя из которых истец пришел к выводу, что пробы воды, взятые в <данные изъяты> не отвечают требованиям по физико-химическим показателям. При этом прокурор не учитывает тот факт, что перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходных и сточных вод. Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как среднеарифметическое значение концентрации за год. Единовременное измерение концентрации загрязняющих веществ только по данным одного анализа, выполненного до пуска очистных сооружений в эксплуатацию, не может свидетельствовать о нарушении, допущенном на протяжении периода эксплуатации очистных сооружений с момента передачи предприятию. После проведения необходимых регламентных и ремонтных работ пуск очистных сооружений в эксплуатацию в стадии «механическая» очистка сточных вод осуществлена ДД.ММ.ГГГГ. Анализы сточных вод, на которых прокурор обосновывает заявленные требование, выполнены ДД.ММ.ГГГГ При этом, пуск очистных сооружений в стадии «биологическая» очистка сточных вод в настоящее время не может быть осуществлен по погодным условиям. Для размножения полезных бактерий, участвующих в очистке сточных, вод необходима температура наружного воздуха не ниже +5 градусов Цельсия, то есть теплый период года. Пуск очистных сооружений в стадии «биологическая» очистка возможен только по окончании периода действия договора субаренды. В соответствии с заявлением истца об уточнении исковых требований действенные меры по проведению очистных сооружений в состояние, обеспечивающее очистку сточных вод до установленных законом нормативов, предприятием не производятся, что подтверждено актом проверки от 09.09.2013г. и протоколами лабораторных испытаний. Просила обратить внимание, на то, что протокол № NN в соответствии с экспертным заключением NN от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о пробе сточной воды, взятой «без очистки в районе станции перекачки очистных сооружений». То есть, взятая проба воды является входной на очистные сооружения. При этом степень очистки сточной воды должна определяться на выходе из очистных сооружений, то есть в месте сброса в водный объект. Данный протокол не является надлежащим доказательством по делу и в соответствии со статьей 60 ГПК РФ подлежит исключению из числа доказательств. При проведении исследования за основу брались лабораторные анализы проб, взятых в <данные изъяты>. Данные, полученные лабораторией в соответствии с протоколами № NN и NN, свидетельствуют о загрязнении <данные изъяты> по одним и тем же показателям: БПК-5, содержанию железа и микробиологическим показателям, что не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что именно предприятием допущено загрязнение водного объекта. Степень загрязнения водного объекта по данным показателям до сброса с очистных сооружений уже характеризуется как «<данные изъяты>» (<данные изъяты> исходя из терминологии согласно РД 52.24.643-2002 «Методические указания. Метод комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по гидрохимическим показателям»). В ходе осмотра очистных сооружений, проведенного в ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент отбора проб, истцом установлено, что допущен сброс неочищенных сточных вод за чертой населенного пункта с аварийно-поворотного колодца. Сброс допущен по причине неисправности очистных сооружений и в связи с паводковым периодом. КНС на момент осмотра находилась в нерабочем состоянии, стоки в компактную установку не поступали. Следовательно, сброс сточных вод в водный объект на момент отбора проб не осуществлялся. Кроме того, при отборе проб и оформлении результата их анализов были допущены грубые нарушения п.6 "Вода. Общие требования к отбору проб. ГОСТ Р 51592-2000" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.04.2000 № 117-ст). Так результаты определений, выполненных на месте, вносят в протокол испытаний, который заполняется и комплектуется на месте отбора пробы. Результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию:

- расположение и наименование места отбора проб, с координатами и

любой другой информацией о местонахождении;

- дату отбора;

- метод отбора;

- время отбора;

- климатические условия окружающей среды при отборе проб;

- температуру воды при отборе пробы (при необходимости);

- метод подготовки к хранению (при необходимости);

- цель исследования воды;

- другие данные в зависимости от цели отбора проб;

- должность, фамилию и подпись исполнителя.

В материалах дела в качестве доказательств отсутствует надлежащим образом оформленный акт об отборе проб, который мог бы свидетельствовать о конкретном месте и обстоятельствах, при которых осуществлялся отбор проб.

При отборе проб представители ответчиков не присутствовали, что не позволяет достоверным образом судить о соблюдении всех обязательных требований, предъявляемых к ходу проведения проверки и оформлению ее результатов. Отметила факт отсутствия у истца в числе доказательств по делу сведений об аттестации лаборатории, проводившей анализы, на выполнение лабораторных исследований сточных вод. В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, со стороны истца в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что ответчиком не соблюдены условия использования водного объекта или его части. Каких-либо доказательств по делу, свидетельствующих об объективной необходимости возложения на предприятие обязанности по доведению очистки сточных вод с очистных сооружений до нормативов, установленных действующим законодательством, не имеется. Прокурор просит суд обязать ответчиков довести очистку сточных вод с очистных сооружений до нормативов, установленных действующим законодательством. При этом в пункте 6 статьи 60 Водного Кодекса РФ определено понятие нормативов сброса сточных вод. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах). Прокуратуре необходимо было исследовать вопрос как на предмет превышения нормативов допустимого воздействия на водный объект, так и на предмет содержания предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Ссылка на установленные для предприятия предельно допустимые нормативы сброса сточных вод с очистных сооружений на территории ЛПУ санаторий «Строитель» отсутствуют, что позволяет сделать вывод, что прокуратурой не в полной мере исследован вопрос о наличии или отсутствии действующих нормативов. Согласно п. 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632) в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, которая определяется в пределах установленных лимитов с применением пятикратного повышающего коэффициента. С учетом нормы данной статьи предприятие за ДД.ММ.ГГГГ произвело плату за загрязнение окружающей среды в сумме <данные изъяты>, что подтверждается соответствующими расчетами, направленными в Управление Росприроднадзора по Владимирской области. Требования Собинского межрайонного прокурора об обязании ЛПУ санаторий «Строитель» и МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» довести очистку сточных вод с очистных сооружений до нормативов, установленных действующим законодательством, считает незаконными, неприемлемыми, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего водные правоотношения, документально не подтвержденными. Нормативы не утверждены, все анализы взяты в момент не эксплуатации очистных сооружений. Делать выводы о том, что показатели не соответствуют нормативу, не представляется возможным. Иск предъявлен не в пределах полномочий Собинской межрайонной прокуратуры. Просила в иске отказать.

Третье лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, представленным письменным ходатайством просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, требования прокурора поддерживает.

Третье лицо - ООО Туристическая компания «Веста», извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не известило, возражений не представило.

Заслушав представителя Собинской межрайонной прокуратуры, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с положениями ст. 3 Закона "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ от 10.02.2002 г., хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ч.2 ст. 39 названного Закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 39,56 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Осуществление сброса не очищенных сточных вод нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.

В соответствии со статьей 39 Водного кодекса РФ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе путем обезвреживания сбросов загрязняющих веществ.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно статье 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

В соответствии с пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

В пункте 63 вышеуказанных Правил указано, что в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. Запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями.

Пунктами 65,66,67 вышеуказанных Правил установлено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Пунктом 88 вышеуказанных Правил установлена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил.

Согласно пункту 93 Правил абонент несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.

Очистные сооружения - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации.

Оценив изложенные обстоятельства, учитывая, что факт наличия в сточных водах загрязняющих веществ с превышением их нормы подтверждается соответствующими актами и протоколами, суд пришел к выводу о том, что МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» допускаются нарушения при сбросе сточных вод, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с действующим законодательством все хозяйствующие субъекты РФ, в том числе и ответчик, обязаны предусматривать мероприятия и принимать меры для обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, однако ответчик произвел сброс сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод в <...>.

Внесение ответчиком платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ не освобождает его от выполнения обязанностей по очистке сточных вод, поскольку согласно п.4 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии с ч.4 ст. 35, ч.1 ст. 44, ст. 55 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 1 п. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ и п. 4.1.1. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.5. 980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000 года, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию и содержащие возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы.

Как усматривается из представленных протоколов /л.д. 53-56/ ДД.ММ.ГГГГ года были отобраны пробы сточных вод очистных сооружений ЛПУ санаторий «Строитель» до очистки и после очистки; пробы речной воды на <...> для проведения лабораторных исследований.

Судом установлено, что пробы воды, взятые на очистных сооружениях сан. «Строитель», по микробиологическим показателям и физико-химическим показателям не соответствуют требованиям СаНПиН 2.1.9.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Согласно п.п. 4.1, 4.1.1 СанПин 2.1.5.980 - 00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 года, в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.п.), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных и колифомных бактерий КОЕ/100 мл <=100, числа общих колифомных бактерий КОЕ/100 мл <=500 и числа колифагов БОЕ/100 мл<=100.

Пунктом 7.1. вышеназванных СанПиН определено, что в соответствии с требованиями санитарных правил должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.

Проверкой установлено, что производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водного объекта осуществляется не в полном объеме.

Согласно п. 3.5 Методических указаний МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27.12.1999 года, в соответствии с санитарными правилами по охране поверхностных вод от загрязнения, сточные воды, опасные в эпидемическом отношении, должны подвергать обеззараживанию.

Пункт 3.4 СанПиН 2.1.5.980-00 устанавливает, что водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны принять меры по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов.

Указанные нормы свидетельствуют, что комплекс необходимых мероприятий для нормального функционирования очистных сооружений, а также ответственность за их безопасную для окружающей среды, в том числе для граждан, эксплуатацию возложена на ЛПУ санаторий «Строитель» и МУП ЖКХ «ПКК Собинского района». Между тем, действенные меры по приведению очистных сооружений в состояние, обеспечивающее очистку сточных вод до установленных законом нормативов, ответчики не обеспечивают, что установлено в судебном заседании, подтверждено актом проверки, протоколами лабораторных испытаний.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно п. 3.1. Методических указаний МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27.12.1999 года, сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, в т.ч. поверхностных пресных и морских вод, подземных водоносных горизонтов, питьевой воды и почвы, что является фактором риска распространения возбудителей инфекций с фекально-оральным механизмом передачи.

Судом установлено, что у ЛПУ санаторий «Строитель» на праве оперативного управления имеются очистные сооружения, что подтверждается договором передачи имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.17-18), актом приема - передачи имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-22).

В соответствии с п.1.1. Устава (л.д.24-34), ЛПУ санаторий «Строитель» является некоммерческой организацией, финансируемой его собственниками.

Учредителями ЛПУ санаторий «Строитель» являются общественное объединение «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов», Федерация независимых профсоюзов России, Владимирская областная организация Российского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ.

В соответствии с Уставом и договором передачи имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ собственником имущества ЛПУ санаторий «Строитель» является общественное объединение «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов».

Договором аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ очистные сооружения переданы в субаренду МУП ЖКХ «ППК Собинского района» (л.д.12-15), данное обстоятельство подтверждается актом приема - передачи недвижимого имущества (л.д. 23).

В соответствии с п. 1.4 договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимого имущества и жизнеобеспечения передаются с целью обеспечения деятельности имущественного комплекса ЛПУ санаторий «Строитель» и прилегающего к нему жилого фонда.

Собинской межрайонной прокуратурой по обращению гражданина С.Л. проведена проверка с привлечением инспектора Управления Росприроднадзора по Владимирской области по соблюдению природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации данных очистных сооружений.

В результате проверки установлено, что в состав очистных сооружений входят: распределительный колодец; канализационная насосная станция; 2 секции аэротенок (в металлическом исполнении) с пневматической аэрацией и совмещенные со вторичным отстойником; иловые площадки; компрессорная станция, совмещенная с хлораторной; контактный колодец; закрытый самотечный коллектор, протяженностью около 150м. для сброса очищенных сточных вод в водоприемник. Водоприемник - <...>. Установлено, что хозяйственно-бытовые сточные воды от 3-х многоквартирных домов и зданий ЛПУ санаторий «Строитель» по самотечному коллектору поступают в распределительный колодец, далее, минуя очистные сооружения, по аварийному выпуску сбрасываются в <...>. Секции аэротенок находятся в неработоспособном состоянии, боковые фронтальные стенки повреждены коррозионным процессам, наблюдается отслоение метала, имеются локальные участки со сквозными отверстиями более 4 см. Секции аэротенок требуют проведения капитального ремонта. В здании компрессорной станции демонтирован рабочий компрессор, имеется резервный.

    В ходе осмотра очистных сооружений установлено, что допущен сброс неочищенных сточных вод за чертой населенного пункта с аварийно - поворотного колодца. Сброс допущен из-за неисправности очистных сооружений и в связи с паводковым периодом. КНС находится в нерабочем состоянии, стоки не поступают в компактную установку.

В соответствии с экспертным заключением NN от ДД.ММ.ГГГГ., составленным врачом экспертом <данные изъяты> (л.д.51-52), пробы сточной воды, взятые на очистных сооружениях ЛПУ санаторий «Строитель» (без очистки, в районе станции перекачки очистных сооружений), по микробиологическим показателям (протокол № NN) и физико - химическим показателям (содержание аммиака, железа, нефтепродуктов, БПК-5, СПАВ) (протокол № NN) не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.9.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхности вод». Пробы воды, взятые в <...> (протокол № NN), не отвечают требованиям СанПиН 2.1.9..980-00 «Гигиенические требования к охране поверхности вод» по физико- химическим показателям (по БПК-5; содержанию железа) и по микробиологическим показателям (протокол № NN). Пробы воды, взятые в <...> (протокол №NN), не отвечают требованиям СанПиН 2.1.9.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» по физико - химическим показателям (по БПК-5; содержанию железа, содержанию нефтепродуктов) и по микробиологическим показателям (протокол NN).     

Актом от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что допущен сброс неочищенных сточных вод за чертой населенного пункта с аварийно-поворотного колодца, КНС находится в нерабочем состоянии.    

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Как следует из п. 3.2. договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, к обязанностям субарендатора отнесено проведение всех необходимых работ по ремонту, наладке переданного в аренду имущества; поддерживание переданного в аренду имущество в надлежащем состоянии, производство за счет собственных средств аварийного, текущего и косметического ремонта арендуемого имущества.

Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства создают угрозу нарушения законных интересов граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, попадание неочищенных сточных вод в <...> влечет причинение экологического вреда, в связи с чем, требование прокурора в части обязания довести очистку сточных вод с очистных сооружений до нормативов, установленных действующим законодательством подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ненадлежащее состояние очистных сооружений сан. «Строитель» не обеспечивает надлежащую очистку сточных вод, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, ответчики обязаны осуществить действия по доведению очистки сточных вод до нормативов, установленных законодательством.

Ссылку представителя ответчика МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» на то обстоятельство, что у прокурора отсутствовали основания для предъявления иска в защиту интересов неопределенного круга лиц, суд находит несостоятельной, так как обращение прокурора в суд по данному делу направлено на защиту прав значительного числа граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности. При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования. Обращение прокурора с настоящим иском в суд не противоречит положениям ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

В соответствии с п. 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, обязанность по обеспечению эксплуатации систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, а также по осуществлению контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, соблюдению режима водопотребления и сброса сточных вод возложена на абонента, на которого также возложена ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.

Согласно протоколам лабораторных исследований проб воды из <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53-56) на предмет определения показателей состава и свойств проб воды, соответствия нормативным требованиям, установлено, что в даты отбора проб сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по различным веществам, в том числе нефтепродуктам, железу, аммиаку.

Доказательств отсутствия превышения установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод и соответствия их нормативам, установленных законодательством, ответчиками не представлено.

С учетом вышеизложенного, положений статей 3,22,23,39 Федерального закона "Об охране окружающей среды", суд пришел к выводу, что действующим законодательством ответственность за качество и состав сточных вод возлагается на абонента, в данном случае на ответчиков - ЛПУ санаторий «Строитель» и МУП ЖКХ «ПКК Собинского района», на которых возложена обязанность по соблюдению условий и режима водоотведения, приема (сброса) сточных вод, а также нормативов водоотведения по качеству сточных вод.

Для предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду вследствие сброса сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в <...>, на ответчиков должна быть возложена обязанность по принятию мер по очистке сточных вод перед их сбросом.

Кроме того, все хозяйствующие субъекты РФ, в том числе и ответчики, обязаны предусматривать мероприятия и принимать меры для обезвреживания сбросов загрязняющих веществ.

Внесение ответчиком - МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не освобождает его от выполнения обязанностей по очистке сточных вод, поскольку согласно п. 4 ст. 16 Закона "Об охране окружающей среды" внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности, от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Поскольку выбрасываемые ответчиком загрязняющие вещества, попадая в канализацию, которая не предназначена для очистки сточных вод сверх установленных нормативов или запрещенных к выбросу веществ, а затем из системы канализации - в водный объект, безусловно, могут причинить вред окружающей среде и, как следствие, неопределенному кругу лиц.

Так в соответствии с Постановлением правительства РФ от 12.02.1999 года N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.

Согласно информационной справке ТО Управления Роспотребнадзора по владимирской области в Петушинском и Собинском районах (л.д. 166-167), для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты(ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы (п. 6.11СанПиН2.2.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»).

Предельно допустимый сброс в водный объект (ПДС) – масса веществ или микроорганизмов в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта и единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе. ПДС устанавливается для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, исходя из условия, что их концентрация не будет превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м. от места выпуска. На период осуществления мер по достижению ПДС для действующих предприятий устанавливаются временные сбросы воды (ВДС) химических веществ на срок не более 5 лет (п.6.11.4 СанПиН2.1.5.980-00). Водопользователи обязаны проводить мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов(п.6.12 СанПиН 2.1.5.980-00).

Первоначальные требования о проведении капитального ремонта очистных сооружений прокурором не поддержаны, работы капитального характера в настоящее время произведены и собственником профинансированы, в связи с чем, требование об обязании общественного объединения «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов» выделения денежных средств ЛПУ санаторий «Строитель» на проведение работ по очистке сточных вод с очистных сооружений до нормативов, установленных действующим законодательством, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действии могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии с «Методическими указаниями по расчету нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты со сточными водами» НДС устанавливается, исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам, фоновых концентраций физико - химического и микробиологического состава реки Клязьма, данных (обьемных и качественных характеристик) по очистке сточных вод на ОС в ЛПУ санаторий «Строитель».

Суд учитывает, что для расчета НДС, ответчикам необходимо заключить договор на разработку проекта, договор на проведение химического анализа воды; разработать проект нормативов допустимых сбросов (НДС) в реку Клязьма загрязняющих веществ и микроорганизмов со сточными водами от очистных сооружений, согласовать с федеральной службой гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, федеральным агенством водных ресурсов, федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, государственном комитете РФ по рыболовству, федеральной службе по надзору в сфере природопользования и утвердить в Верхнее - Волжском бассейновом водном управлении Федерального агенства водных ресурсов проектные материалы «НДС» для выпуска сточных вод ОС (утвердить расход сточных вод для установления НДС, утвердить норматив допустимого сброса веществ и микроорганизмов, утвердить норматив допустимого сброса веществ в водный объект, утвердить норматив допустимого сброса микроорганизмов в водный объект); произвести расчет нормативно - допустимого сброса, обобщение результатов анализов, согласовать проект; получить санитарно - эпидемиологическое заключение (экспертное заключение) проекта «Нормативы допустимых сбросов»; составить план мероприятий по обеспечению стабильной и эффективной работы очистных сооружений биологической очистки, разработать водохозяйственные и водоохранные мероприятия по достижению нормативов допустимого сброса сточных вод после очистки на очистных вооружениях биологической очистки сточных вод, план мероприятий по снижению сброса загрязняющих веществ в <...>.

    Суд учитывает, что работы по изготовлению проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) в <...> загрязняющих веществ и микроорганизмов со сточными водами от очистных сооружений <...>, согласованию, утверждению, получению санитарно - эпидемиологического заключения потребует значительного времени, и находит необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение года со дня вступления в законную силу.

    При предъявлении иска прокурор от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем, в силу ст. 103 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчиков государственную пошлину в доход соответствующего бюджета, снизив размер, подлежащей взысканию государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Собинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать ЛПУ санаторий «Строитель» и МУП ЖКХ «Производственная коммунальная компания Собинского района» довести в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу очистку сточных вод с очистных сооружений, расположенных по адресу: <...>, до нормативов, установленных действующим законодательством.

В удовлетворении требований к общественному объединению «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов» отказать.

Взыскать с МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» и ЛПУ санаторий «Строитель» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере по 100 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись (А.А.Ульянова)

2-19/2014 (2-842/2013;) ~ М-819/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Собинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и РФ
Ответчики
ЛПУ санаторий "Строитель"
МУП ЖКХ "ПКК Собинского района"
ОО "Владимирское областное объединение профессиональных союзов"
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области
ООО Туристическая компания "Веста"
Суд
Собинский городской суд Владимирской области
Судья
Ульянова А.А.
Дело на странице суда
sobinsky--wld.sudrf.ru
24.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.09.2013Передача материалов судье
30.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2013Подготовка дела (собеседование)
31.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2013Судебное заседание
28.11.2013Судебное заседание
04.12.2013Судебное заседание
25.12.2013Предварительное судебное заседание
21.01.2014Судебное заседание
27.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2015Дело оформлено
29.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее