Дело №2-449/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**.**.****г. г. Печоры Псковской области
Печорский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Сорокина М.И., при секретаре Поляковой М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Псковского природоохранного межрайонного (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МП Печорского района «Печорские тепловые сети» с требованиями об обязании получить в установленном порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, прекратить сброс сточных вод в водные объекты,
установил:
Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, указав, что в ходе проведенной Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой в рамках рассмотрения материалов проверок,проведенных Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении муниципального предприятия «Печорские тепловые сети», выявлены нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в осуществлении сброса сточных вод в водные объекты с превышением нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения, и не принятии мер к устранению нарушений.Муниципальное предприятие «Печорские тепловые сети» осуществляет водоотведение через сети канализации в г.... Печорского района. Сброс сточных вод осуществляется в водные объекты, в том числе через выпуски ***, ***, ***. Выпуск *** расположен в г.Печоры по .... (Свидетельство о постановке на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду (HBOC) №*** от **.**.****г.. Сброс сточных вод через выпуск *** осуществляется в ручей без названия (далее - ручей ххх). Выпуск *** расположен в г. Печоры .... (Свидетельство о постановке на государственный учет объекта *** от **.**.****г.). Сброс сточных вод через выпуск *** осуществляется через КНС после предварительной очистки на биологических очистных сооружениях канализации. Через данный выпуск канализационные стоки сбрасываются в водный объект - ..... Выпуск *** расположен в .... Печорского района (Свидетельство о постановке на государственный учет объекта *** от **.**.****г.). Сброс сточных вод осуществляется в водный объект - реку Коломенка, после предварительной механической очистки | отстойники).
В ходе плановой выездной проверки МП «Печорские теплосети», проведенной Управлением Росприроднадзора по Псковской области (в настоящее время Северо-Западное межрегиональное Управление Роприроднадзора) в период с **.**.****г. по **.**.****г. по результатам количественного химического анализа (КХА) проб сточной воды были установлены превышения нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ:
-на выпуске *** в руч. ххх по содержанию БПК5 - в 71,9 раза, аммоний - иона - в 140 раз, нефтепродуктов - в 54 раза, фосфатов по фосфору -в 13,5 раза;
на выпуске *** в реку ххх по содержанию БПЗС5 - в 2,8 раза, аммоний - иона - в 1,8 раза, фосфатов по фосфору - в 2,75 раза, нитрит-ионов - в 4,0 раза, взвешенных веществ - в 80 раз.
-на выпуске *** в реку ххх по содержанию БПК5 - в 61,9 раза, аммоний - иона - в 182 раза, фосфатов по фосфору - в 16,4 раза, сульфат-ионов - в 1,5 раза.
По результатам проверки в соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ юридическое и должностное лицо предприятия привлечены к административной ответственности в виде штрафа, внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и выдано предписание от **.**.****г. ***, обязывающего в срок до **.**.****г. обеспечить очистку сточных вод на выпусках - ***(руч. ....), *** (....) и *** (....) до нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения.
В период с **.**.****г. по **.**.****г. Управлением проводилась внеплановая выездная проверка исполнения вышеуказанного предписания в ходе которой, был установлен факт его не исполнения. По результатам проверки в отношении МП «Печорские теплосети» был оформлен протокол по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ направлен на рассмотрение мировому судье, которым вынесено решение о привлечении предприятия к административной ответственности в виде штрафа в размере 10,0 тыс. руб. МП «Печорские теплосети» выдано повторное предписание от **.**.****г. *** со сроком исполнения - **.**.****г..
Кроме того, в Арбитражном суде Псковской области были рассмотрены два иска Управления о взыскании с МП «Печорские теплосети» вреда, причиненного водным объектам, в том числе реке Коломенка (выпуск ***) в размере 5 140 225 руб. и ручью .... (выпуск ***) в размере 1 248 835 руб. Решениями суда от **.**.****г. по делу №*** и по делу №*** оба иска удовлетворены в полном объёме. Решения вступили в законную силу.
В период с **.**.****г. по **.**.****г. Управлением проведена проверка исполнения предприятием предписания от **.**.****г. ***, которое так же оказалось не исполненным.
Результаты проводимых анализов сточной воды, а также природной воды в указанных водных объектах, в которые осуществляется сброс сточных вод, свидетельствуют о существенном превышении допустимых нормативов отдельных загрязняющих веществ в сточных водах на выпуске в водные объекты.
Причиной допускаемых случаев существенного превышения предельных значений загрязняющих веществ в сбрасываемых в водные объекты: ручей без названия (ручей ххх сточных водах является ненадлежащая очистка сточных вод.
Кроме того, муниципальное предприятие «Печорские тепловые сети» осуществляет пользование водными объектами - ручей ххх (водовыпуски *** по .... в г.Печоры и *** по .... в г.Печоры), река ххх (водовыпуск *** в г.Печоры ....), река ххх (водовыпуск *** в ....) с целью сброса сточных вод без наличия разрешительных документов (решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод), на основании которых возникает право пользования водным объектом.
В нарушение указанных требований действующего законодательства деятельность муниципального предприятия Печорского района «Печорские тепловые сети» осуществляется в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты - ручей ххх (водовыпуски *** по .... в г.Печоры и *** по у л.... в г.Печоры), реку ххх (водовыпуск *** в г.Печоры л.....), реку ххх (водовыпуск *** в ....), что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также противоречит принципу платности природопользования в Российской Федерации.
Действиями муниципального предприятия Печорского района Печорские тепловые сети» по сбросу недостаточно очищенных сточных вод нарушаются права Российской Федерации, так как в соответствии со статьей 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Кроме того, вышеуказанными действиями данного предприятия нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, в том числе населения, проживающего на территории Печорского района, а также лиц, временно находящихся на указанной территории, на благоприятную окружающую среду.
В связи с чем у прокурора имеются основания для принятия мер гражданско-правового характера.
Просит суд обязать муниципальное предприятие «Печорские тепловые сети» в
течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу получить в
установлением порядке решения на сброс загрязняющих веществ в вышеуказанные водные объекты.
Обязать муниципальное предприятие «Печорские тепловые сети»
прекратить сброс сточных вод в водные объекты с превышением нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения, с **.**.****г..
В суде представитель истца заместитель прокурора Печорского района Псковской области Федорова Е.Л. исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МП Печорского района «Печорские тепловые сети» Аргунов А.С. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, оформление соответствующей документации будет завершено к указанному сроку.
Согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), ответчик вправе признать иск. Последствия этого действия сторонам разъяснены: в случае признания иска ответчиком суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований и решение это может исполняться принудительно. Суд принимает признание иска сответчикам, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Представитель третьего лица Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержал исковые требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора.
Представитель третьего лица городского поселения «Печоры» ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным провести судебное заседание в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, выбор одного из них принадлежит заявителю (в данном случае прокурору), который, обращаясь в суд на основании ст. 45 ГПК РФ, определил в заявлении избранный им способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц как присуждение к исполнению обязанности в натуре, действуя в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (далее ФЗ "Об охране окружающей среды"), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Из положений ч.ч.1, 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) следует, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно статье 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, в том числе земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
При этом водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.
Частью 1 статьи 44 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой в рамках рассмотрения материалов проверок,проведенных Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении муниципального предприятия «Печорские тепловые сети», проведена проверка исполнения требований водного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в осуществлении сброса сточных вод в водные объекты с превышением нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения, и не принятии мер к устранению нарушений
По результатам проверки в соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ юридическое и должностное лицо предприятия привлечены к административной ответственности в виде штрафа, внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и выдано предписание от **.**.****г. ***, обязывающего в срок до **.**.****г. обеспечить очистку сточных вод на выпусках - ***(руч. ....), *** (....) и *** (....) до нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения.
В период с **.**.****г. по **.**.****г. Управлением проводилась внеплановая выездная проверка исполнения вышеуказанного предписания в ходе которой, был установлен факт его не исполнения. По результатам проверки в отношении МП «Печорские теплосети» был оформлен протокол по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ направлен на рассмотрение мировому судье, которым вынесено решение о привлечении предприятия к административной ответственности в виде штрафа в размере 10,0 тыс. руб. МП «Печорские теплосети» выдано повторное предписание от **.**.****г. *** со сроком исполнения - **.**.****г..
Таким образом, факт нарушения природоохранного законодательстваМП «Печорские теплосети», подтверждается указанными решениями.
До настоящего времени, МП «Печорские теплосети» меры, направленные на устранение нарушений закона, послуживших основанием привлечения предприятия к административной ответственности, не приняты.
Наличие указанных нарушений законов со стороны МП «Печорские теплосети» влечет нарушение конституционного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое требование Псковского природоохранного межрайонного прокурора обосновано и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание предпринимаемые ответчиком меры и время, необходимое для устранения допущенных нарушений, которые позволят ответчику совершить все необходимые действия для устранения нарушений закона и выполнения обязанностей, предусмотренных законом, суд считает необходимым определить срок для их устранения до **.**.****г., который является разумным достаточным для исполнения возложенной судом обязанности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МП Печорского района «Печорские тепловые сети» с требованиями об обязании получить в установленном порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, прекратить сброс сточных вод в водные объекты удовлетворить.
Обязать муниципальное предприятие «Печорские тепловые сети» в
течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу получить в
установлением порядке решения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты: ручей без названия - ручей ххх (водовыпуски *** по .... в г.Печоры и *** по .... в г.Печоры), реку ххх (вододовыпуск *** в г.Печоры ....), реку ххх (водовыпуск *** в .... Печорского района); Обязать муниципальное предприятие «Печорские тепловые сети»
прекратить сброс сточных вод в водные объекты - ручей без названия - ручей
ххх с водовыпуска *** по .... в г.Печоры и *** по .... в г.Печоры, реку ххх с водовыпуска *** в г.Печоры ...., реку ххх с водовыпуска *** в .... Печорского района, с превышением нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения, с **.**.****г..
Решение в окончательном виде изготовлено **.**.****г..
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца через Печорский районный суд Псковской области.
Судья М.И. Сорокин
Решение в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.