Постановление по делу № 12-42/2018 от 30.03.2018

Дело № 12-42/2018

копия

Р Е Ш Е Н И Е

21 августа 2018 года п.Березовка

Судья Березовского районного суда Красноярского края Пятова Д.В.,

при секретаре Федоровой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Малаший Я.Р. на постановление заместителя главного государственного санитарного врача Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от <дата> о привлечении директора ГПКК «ЦРКК» Малаший Я.Р. к административной ответственности по ч.2 ст.8.42 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Малаший Я.Р. обратился в суд с жалобой на постановление заместителя главного государственного санитарного врача Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 05 февраля 2018 года №1844 о привлечении его, как должностного лица- директора ГПКК «ЦРКК» к административной ответственности по ч.2 ст.8.42 КоАП РФ. Жалоба мотивирована тем, что при осуществлении ГПКК «ЦРКК» деятельности по эксплуатации переданных в концессию объектов водоснабжения у него отсутствовала объективная возможность соблюдения требований по использованию зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поскольку объекты переданы в концессию ГПКК «ЦРКК» 16.01.2017 года по концессионному соглашению от 29.12.2016 года без установленных границ зоны санитарной охраны (ЗСО) и составляющих ее поясов источников водоснабжения, без разработанных проектов ЗСО источников питьевого водоснабжения, без санитарно-эпидемиологического заключения на эти проекты, с отсутствующим ограждением 1 пояса ЗСО и остальными нарушениями, указанными в обжалуемом постановлении. При этом обязанность по установлению границ ЗСО и составляющих ее поясов источников водоснабжения, разработке проектов ЗСО источников питьевого водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологического заключения на эти проекты в соответствии с СанПин 2.1.4.1110-02 является обязанностью органа местного самоуправления. На концессионера может быть возложена обязанность по обслуживанию и содержанию имущества, переданного в концессию, в рамках полномочий, предусмотренных концессионным соглашением; приведение объектов водоснабжения в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства к таким полномочиям не относится. ГПКК «ЦРКК» были приняты все меры по установлению границ ЗСО, в том числе направлено обращение в администрацию п.Березовка, после получения отказа подан иск в Арбитражный суд Красноярского края к администрации п.Березовка о возложении обязанности установить границы ЗСО. При этом без установления границ ЗСО у Малашия Я.Р. полностью отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых он привлечен к административной ответственности оспариваемым постановлением, таким образом, отсутствует вина лица, привлеченного к ответственности. Просит постановление от 05 февраля 2018 года отменить.

В судебном заседании представители Малашия Я.Р.- Гусарова Е.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2018 года, Рыбка Н.Ю., действующая на основании доверенности от 16 июля 2018 года жалобу поддержали по изложенным в жалобе и дополнительных пояснениях основаниям, дополнив, что все вмененные Малашию Я.Р. нарушения требований санитарных правил и норм связаны с отсутствием границ зон санитарной охраны (ЗСО) и составляющих ее поясов источников водоснабжения, отсутствием проекта ЗСО. При этом Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.05.2018 по делу № АЗЗ- 27406/2017 удовлетворено заявление ГПКК «ЦРКК» о признании незаконным решения администрации муниципального образования п. Березовка по отказу в установлении границ зон санитарной охраны и составляющих ее поясов источников водоснабжения, по разработке проектов ЗСО и составляющих ее поясов источников водоснабжения, по разработке проектов ЗСО источников питьевого водоснабжения, по получению санитарно- эпидемиологического заключения на эти проекты, а также по приведению территории первого пояса ЗСО на объектах водоснабжения в соответствие с СанПиН 2.1.4.1110-02. Вышеуказанным решением Арбитражный суд Красноярского края обязал администрацию п. Березовка Березовского района Красноярского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем разработки проекта зон санитарной охраны в порядке, установленном действующим законодательством. Таким образом, полагают неправомерным вменение должностному лицу управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю правонарушения по организации зон санитарной охраны, в т.ч. ЗСО 1 пояса. Поскольку администрацией п. Березовка не установлены границы зон санитарной охраны и составляющих ее поясов источников водоснабжения, не разработаны проекты ЗСО и составляющих ее поясов источников водоснабжения, провести мероприятия по ограждению 1 пояса ЗСО, спланировать отвод для поверхностного стока за пределы 1 пояса, обеспечить таковой охраной (нарушение п.3.2.1.1 СанПиН 2.<дата>-02) не представляется возможным. Объективная сторона составов правонарушений выражается в использовании зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.

Относительно исполнения требований п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 по оборудованию водозаборных скважин аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита, пояснили следующее. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, СанПиН 2.1.4.1110-02 пункт 3.2.1.5 содержит следующую норму: «Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО». Таким образом, исполнение предписания в части оборудования водозаборов аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита возможно исключительно при исполнении муниципальным образованием своих обязанностей по установлению границ зон санитарной охраны и проектов ЗСО.

Полагают, что в действиях Малашия Я.Р. отсутствует умышленная вина, поскольку он действовал в рамках обязательств концессионного соглашения, Устава ГПКК «ЦРКК» и должностных полномочий, а также принял все зависящие от него меры по устранению выявленных нарушений и соблюдению требований санитарного законодательства.

Выслушав представителей заявителя, проверив материалы дела, и оценив исследованные доказательства в своей совокупности, суд приходит к выводу, что постановление от 05 февраля 2018 года подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4 ст.1.5 КоАП РФ).

В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно ч.2 ст.8.42 КоАП РФ административная ответственность наступает за использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002
№ 10 утвержден СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Как следует из п. 1.2., настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.3).

ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п.1.4).

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (п.1.5).

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода (п.1.6).

Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения (п.1.7).

Пунктом 3.2.1 указанных выше Правил предусмотрены мероприятия по первому поясу:

п. 3.2.1.1. территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Согласно п. 3.2.1.4 водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

П. 3.2.1.5. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

Как следует из заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» от 18.09.2017 года № 3641, проведенного на основании результатов внеплановой выездной проверки в отношении ГПКК «ЦРКК» следует, что на эксплуатируемых водозаборах в нарушение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ст. 18. Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не организованы зоны санитарной охраны, не обеспечивается в пределах зон санитарной охраны соблюдение ограничений и мероприятий, установленных требованиями санитарных правил и норм, а именно:

в нарушение требований п. 1.4, 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» на всех эксплуатируемых ГП КК «ЦРКК» водозаборах питьевого водоснабжения п. Березовка не организованы зоны санитарной охраны, в том числе ЗСО 1 пояса источников водоснабжения;

в нарушение требований п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» полностью отсутствует ограждение 1 пояса ЗСО следующих источников водоснабжения ГПКК «ЦРКК» в п. Березовка: 70м восточнее ограждения ЦРБ; п. Березовка, <адрес>; п. Березовка, <адрес>; п. Березовка, <адрес>; п. Березовка, <адрес>; п. Березовка, <адрес>; п. Березовка, <адрес>; п. Березовка, <адрес>А/1; п. Березовка, Березовский бор, в 180 м восточнее ограждения стадиона; п. Березовка, Березовский бор, в 70 м восточнее ограждения стадиона п. Березовка, <адрес>.

для водоисточников, расположенных по <адрес>, Щорса 8/15, Щорса 8/26, ограждение выполнено не полном объеме, что не исключает свободный доступ посторонних лиц, животных; размеры ограждения не соответствуют нормативным размерам для 1 пояса ЗСО подземных водоисточников, что является нарушением требований п. п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;

в нарушение требований п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 территории 1 пояса ЗСО источников водоснабжения п. Березовка не спланированы для отвода поверхностного стока за ее пределы, не обеспечены охраной, отсутствуют дорожки к сооружениям с твердым покрытием;

в нарушение требований п. 3.2.1.2. СаыПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в пределах границ первого пояса следующих водоисточников расположены объекты, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации водоисточников, водопроводных сооружений: по <адрес> (на расстоянии 14,9 м малоэтажная жилая застройка с надворными постройками, на расстоянии 27 м многоэтажный жилой дом с детской площадкой, с северной стороны к павильону скважины примыкает индивидуальный металлический гараж); по <адрес> (административные здания, на расстоянии 6 м расположена контейнерная площадка без твердого покрытия, свалка мусора); по <адрес>, 8/25, 8/26 (территория детского сада, производственные цеха предприятия по изготовлению окон, свалка мусора); по <адрес> (на расстоянии 23 м 2-хэтажный жилой дом, с севера на расстоянии 10 м индивидуальные металлические гаражи, свалка мусора); по <адрес> (хозяйственные постройки примыкающие непосредственно к павильону скважины, с востока на расстоянии 37 м одноэтажный жилой дом, свалка мусора);

в нарушение требований п. 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ряд водозаборных скважин оборудованы без учета предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин: по <адрес>, п. Березовка, Березовский бор в 180 м восточнее ограждения стадиона; п. Березовка, Березовский бор в 70м восточнее ограждения ЦРБ; <адрес>; <адрес>,8/25, 8/26; <адрес>;

в нарушение требований п. 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» водозаборы не оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности.

Как следует из концессионного соглашения от 29.12.2017 года, объекты водоснабжения и водопроводные сети п.Березовка <адрес> с правом владения и пользования переданы ГП КК «ЦРКК», директором которого является Малаший Я.Р. Пунктом 5.32 концессионного соглашения предусмотрено, что концессионер (ГП КК «ЦРКК») обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения в течение всего срока действия соглашения в объеме, сроки и порядке, установленные законодательством РФ и иными нормативными актами.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 мая 2018 года по делу по иску Государственного предприятия Красноярского края «Центр развития коммунального комплекса» к администрации п.Березовка <адрес> Красноярского края признано незаконным решение администрации п.Березовка <адрес> Красноярского края в части отказа в установлении границ зон санитарной охраны и составляющих ее поясов источников водоснабжения, по получению санитарно-эпидемиологического заключения на эти проекты. На администрацию п.Березовка возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем разработки проекта зон санитарной охраны в порядке, установленном действующим законодательством.

Как следует из текста указанного выше решения, исходя из условий заключенного концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования п.Березовка от 29.12.2016 года, на концессионера (ГПКК «ЦРКК») не возложена обязанность по установлению границы ЗСО и составляющих ее поясов источников водоснабжения, по разработке проектов ЗСО источников питьевого водоснабжения, по получению санитарно-эпидемиологического заключения на эти проекты. Данные требования действующего законодательства должны выполняться собственником объектов водоснабжения- муниципальным образованием п.Березовка <адрес> Красноярского края. Строительство объектов водоснабжения до введения в действие СанПиН 2.1.4.1.110-02 не препятствуют разработке проекта ЗСО, поскольку в силу п.1.11 Правил для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Как правомерно указано в жалобе Малашия Я.Р., в силу статей 1.5,2.1 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в отличие от юридических лиц в отношении физических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 2.2 Кодекса) выделяет формы вины. Субъективная сторона данных правонарушений - умышленная вина.

Также являются обоснованными доводы, изложенные представителями ФИО7 в дополнительных пояснениях к жалобе, относительно исполнения требований п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 по оборудованию водозаборных скважин аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, СанПиН 2.1.4.1110-02 пункт 3.2.1.5 содержит следующую норму: «Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО».

Таким образом, исполнение предписания в части оборудования водозаборов аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита возможно исключительно при исполнении муниципальным образованием своих обязанностей по установлению границ зон санитарной охраны и проектов ЗСО.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях директора ГПКК «ЦРКК» Малаший Я.Р. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.42 КоАП РФ- использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами, так как в установленном законом порядке границы зоны санитарной охраны (ЗСО) и составляющих ее поясов источников водоснабжения не установлены, в связи с чем, отменяет постановление от 05 февраля 2018 года и прекращает производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного санитарного врача Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от <дата> о привлечении директора ГПКК «ЦРКК» Малаший Я.Р. к административной ответственности по ч.2 ст.8.42 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях директора ГПКК «ЦРКК» Малаший Я.Р. состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья ФИО3

12-42/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Малаший Ярослав Романович
Другие
Гусарова Евгения Александровна
Суд
Березовский районный суд Красноярского края
Судья
Пятова Д.В.
Статьи

КоАП: ст. 8.42 ч.2

Дело на сайте суда
berez--krk.sudrf.ru
30.03.2018Материалы переданы в производство судье
23.05.2018Судебное заседание
11.07.2018Судебное заседание
08.08.2018Судебное заседание
21.08.2018Судебное заседание
21.08.2018Вступило в законную силу
08.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2019Дело оформлено
01.03.2019Дело передано в архив
Постановление

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее