Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-124/2021 ~ М-125/2021 от 07.06.2021

РЕШЕНИЕ
ИФИО1

25 августа 2021 года <адрес>

Шурышкарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Балакиной С.В., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием помощника прокурора <адрес> ЯНАО ФИО3, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело г. по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес>, администрации муниципального образования Горковское о возложении обязанности ликвидации несанкционированных свалок отходов на земельном участке, расположенном в границах села Горки,

У С Т А Н О В И Л:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес> о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельных участках, расположенных в границах села Горки, мотивируя свои требования тем, что на земельных участках в точках с географическими координатами: с.ш. 65?03"38,30 в.д имеется несанкционированная свалка отходов – металлолом, строительные и древесные отходы, на общей площади 200 кв.м., на земельном участке с координатами: с.ш. имеется несанкционированная свалка отходов – металлолом, на общей площади 20 кв.м., на земельном участке с координатами: с.ш. имеется несанкционированная свалка отходов – металлолом, строительные отходы, на общей площади 100 кв.м., на земельном участке с координатами: с.ш. имеется несанкционированная свалка отходов – разрушенные здания, древесные и строительные отходы, металлолом, на общей площади 300 кв.м.. В соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», частями 3,4 статьи 8, статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, находящихся в неразграниченном пользовании, не выполнение которой влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия на человека. Поскольку обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах поселения, а также по участию в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов, является обязанностью органов местного самоуправления, просил возложить на ответчика обязанность ликвидировать свалку отходов на указанных участках до ДД.ММ.ГГГГ.

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес> о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельных участках, расположенных в границах села Горки, мотивируя свои требования тем, что на земельных участках в точках с географическими координатами: с.ш. имеется несанкционированная свалка отходов – разрушенные здания, строительные и древесные отходы, на общей площади 600 кв.м., на земельном участке с координатами: с.ш. имеется несанкционированная свалка отходов – металлолом, древесина, на общей площади 800 кв.м., на земельном участке с координатами: с.ш. имеется несанкционированная свалка отходов – металлолом, на общей площади 100 кв.м., на земельном участке с координатами: с.ш. несанкционированная свалка древесных отходов, металлолом, на общей площади 150 кв.м..

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Горковское, Горковское потребительское общество, указанные иски прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения, ввиду того, что полномочия по благоустройству территорий поселений переданы администрациям поселений.

В судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом – представитель департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, представитель МО Горковское, представитель Горковского потребительского общества, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, учитывая мнение участников процесса, фактические обстоятельства, считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор в лице помощника прокурора <адрес> ЯНАО ФИО3 в судебном заседании уточнил заявленные требования, а именно, просил очистить земельные участки с координатами: - с.ш. от захламления металлоломом, твердыми коммунальными отходами, строительным мусором, в связи с тем, что остальные земельные участки на настоящий момент очищены. На удовлетворении уточненного иска настаивал, по основаниям изложенном в исковом заявлении. Пояснил, что, несмотря на то, что ответчики предприняли попытки убрать мусор на некоторых участках берега реки, однако на большинстве из них осталось складирование несанкционированных отходов. Считает, что складированные строительные отходы, оставшиеся от разборки деревянных сооружений и прочего, являются несанкционированной свалкой отходов и на органах местного самоуправления лежит обязанность по очищению берега реки Большая Обь, в рамках их полномочий по благоустройству территорий поселений, а также обязанности по сбору и утилизации мусора. Тот факт, что администрацией не ликвидировались указанные отходы, является нарушением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В судебном заседании также уточнил требования в части установления срока для исполнения администрацией обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО4, действующий на основании доверенности в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что на земельных участках, в точках с географическими координатами: с.ш. , в селе Горки, расположены объекты, служащие как берегоукрепительные сооружения, в связи с чем считает возможным оставить указанные объекты во избежание подтопления и разрушения берегов реки Большая Обь. Указал, что полномочия в части благоустройства территорий <адрес> возложены на администрацию сельского поселения.

    Представитель ответчика администрации МО ФИО5 в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснил, что земельные участки с координатами: с.ш. очищены. Администрация поселения в рамках переданных ей полномочий осуществляет благоустройство территорий, выявленные свалки отходов бытового, строительного и древесного мусора были очищены в добровольном порядке. На указанные мероприятия выделяются денежные средства. Указал, что земельные участки, в точках с географическими координатами: с.ш. в селе Горки, расположены объекты, служащие как берегоукрепительные сооружения, в связи с чем считает возможным оставить указанные объекты во избежание подтопления и разрушения берегов реки Большая Обь. Просил установить срок для исполнения требований природоохранного прокурора по очистке береговой линии реки Большая Обь до ДД.ММ.ГГГГ, ввиду того, что убрать выявленные очаги загрязнения возможно с наступлением зимнего периода времени и низкой температуры.

Представитель соответчика – Горковского потребительского общества – ФИО6 исковые требования не признал, подтвердил, что земельный участок с географическими координатами с.ш. находятся в собственности общества и на сегодняшний день указанный очаг захламления ликвидирован и несанкционированной свалки на указанном участке не имеется, чо подтверждается фотоматериалами.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор в ходе проверки соблюдения требований земельного законодательства, а также законодательства об отходах производства и потребления в части принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях муниципальных образований, во исполнение пункта 6 плана работы Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры на второе полугодие 2020 года, истребовал сведения у главы муниципального образования <адрес>, документы о выявлении и фиксации несанкционированных свалок отходов (л.д.). Из соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ) следовало, что полномочия в части благоустройства территорий <адрес> возложены на администрацию сельского поселения.

Из ответа начальника управления строительства и архитектуры администрации МО <адрес> ФИО7 (л.д.) следовало, что на территории муниципального образования <адрес> действуют поселковые свалки, которые закрыть невозможно до ввода площадок временного накопления ТКО, согласно территориальной схемы обращения с отходами на территории ЯНАО. Несанкционированных свалок на территориях поселений не имеется.

Из ответа администрации МО <адрес> на представление прокурора (л.д. 25-27) представленного прокурору, следовало, что полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля переданы администрации поселения. В рамках переданных полномочий администрация поселения должна осуществлять контроль за несанкционированным размещением отходов на земельных участках поселка, а также ежегодную санитарную очистку прибрежной полосы.

Прокурор, считая это несанкционированным размещением на спорных земельных участках отходов производства и потребления, указал, что данные очаги захламления, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно статье 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее СанПиН 42-128-4690-88) предусмотрено, что объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из не канализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В пунктах 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктами 11 и 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округ; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа.

Таким образом, из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией отходов на территории муниципального образования.

Термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители, устанавливает ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее ГОСТ 30772-2001).

В пункте 7.8 ГОСТ 30772-2001 дано определение собственника отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, как определено в примечании к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В связи с выявленными природоохранной прокуратурой нарушениями законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления в части ликвидации несанкционированных свалок в адрес администрации истцом ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений (л.д.24).

Из ответа администрации МО <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) следовало, что из пяти выявленных мест несанкционированного размещения отходов, остаются не ликвидированы отходы на территории <адрес>.

Из акта администрации МО Горковское ( л.д. ) следовало, что имеется частичное захламление береговой зоны села Горки на некоторых участках, а именно загрязнение строительным и бытовым мусором. Находящиеся на берегу металлолом (старые баржи) служат берегоукреплением и защитой действующей электростанции, расположенной вблизи берега реки, от подтопления..

Согласно сведений имеющихся в сводном отчете по мониторингу водных объектов (л.д. в <адрес> на земельном участке с координатами: с.ш. были зафиксированы очаги захламления.

В силу требований ст. 56 ГПК РФ, сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований или возражений.

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 31 "Об утверждении Методологии расчета показателя "Количество несанкционированных свалок отходов" - несанкционированная свалка отходов - территория, используемая для размещения отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, но не предназначенная для размещения отходов, и (или) объект размещения отходов, не обустроенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не включенный в государственный реестр объектов размещения отходов и (или) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, для которых выполняется хотя бы одно из следующих условий: площадь указанных территорий и (или) объекта составляет более 10 кв. метров; объем размещения отходов производства и потребления на указанных территориях и (или) объекте составляет более 5 куб. метров.

При установленных обстоятельствах, учитывая принятые ответчиком меры направленные на ликвидацию части выявленных отходов на береговой линии реки Большая Обь, исходя из анализа вышеприведенных норм законодательства в части полномочий органов местного самоуправления по вопросам ликвидации отходов производства и потребления (несанкционированных свалок), принимая во внимание, что ответчиками предоставлены доказательства об исполнении возложенных обязанностей частично, а также то, что имеющийся металлолом от плашкоутом (старые баржи) служат для берегоукрепления и предохранения действующей электростанции от подтопления, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора в части очищения береговой зоны от строительного и бытового мусора, остатков разрушенных зданий, с установлением срока исполнения данного решения суда до ДД.ММ.ГГГГ,

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░:

- – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 600 ░░.░.;

- –░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 150 ░░.░.;

- – ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 800 ░░.░.;

- – ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 80 ░░.░.;

– ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 100 ░░.░.;

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.     

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░

2-124/2021 ~ М-125/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация муниципального образования Горковское
Горковское Потребительское общество
Администрация МО Шурышкарский район
Другие
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО
Суд
Шурышкарский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Балакина Светлана Васильевна
Дело на сайте суда
shuryshkarsky--ynao.sudrf.ru
07.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2021Передача материалов судье
08.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2021Судебное заседание
08.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2021Судебное заседание
30.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2021Судебное заседание
30.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2021Дело оформлено
20.05.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее